Цели: Дать детям представление о воде, её свойствах (прозрачность, текучесть, три состояния: жидкость, пар, лёд). Учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас, будить интерес к природе, её явлениям.
Ход занятия:
Воспитатель: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Капитошка, он хочет проверить какие вы сообразительные, и сейчас загадает вам загадку.
Капитошка: Что в руках не удержишь, в решете не унесешь?
Дети: Вода.
Капитошка: Молодцы ребята! Вы умные и сообразительные.
Воспитатель: А чтобы побольше узнать о воде, мы отправимся в сказочную страну, которая называется Водиландия, а Капитошка будет нашим проводником, он приведёт нас в Водиландию. Все идем по детскому саду и возвращаемся опять в группу – сказочную страну. Все подходим к столам, на которых стоят вода, тазики, различные баночки, стаканчики и т.д. Это и есть Водиландия. Что же интересное нас здесь ждет? Что нового мы узнаем о воде? Капитошка, где же жители этой удивительной страны, почему мы никого не видим?
Капитошка: Жителями этой страны являются капельки, такие как я, а все вместе образуют воду, которая, посмотрите, у вас на столе в тазиках.
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с капельками.
Дети: Здравствуйте капельки!
Воспитатель: Капитошка говорит, что в Водиландии есть королева, и вот она написала нам записку, в которой рассказывается от воде и её свойствах. Давайте её прочитаем: « Я могу литься, растекаться…» Так, давайте проверим. Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды на тарелочку. Но выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода растекается. Что делает вода?
Дети: Льётся.
Воспитатель: У вас на столах лежат деревянные кубики. Это твёрдые предметы или нет?
Дети: Да твёрдые.
Воспитатель: Они имеют форму и сохраняют её. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт: будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку. Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы наливали её в чашку, блюдце?
Дети: Она принимала форму чашки и блюдца.
Воспитатель: Вы заметили правильно, что вода меняет форму. Это мы увидели из опыта: Сначала вода приняла форму баночки, затем форму чашки, затем форму блюдца.
Воспитатель: Яна, какую форму принимала у нас вода?
Дети: Форму баночки, чашки, блюдца.
Воспитатель: Никита, когда и какую форму имеет вода?
Дети: Она ПРИНИМАЕТ ФОРМУ ПРЕДМЕТА В КОТОРЫЙ ЕЁ НАЛИВАЮТ.
Воспитатель: Правильно вода принимает форму предмета в который её наливают. Вода может менять форму, вы это видели на опыте.
Воспитатель: Ребята, мне очень интересно, а знаете ли вы какого цвета чистая вода.
Дети: Белая.
Воспитатель: Если вы говорите, что она белая, так давайте проверим.
Смотрите, я кладу рядом со стаканчиком воды белый лист бумаги. Отличается вода в стакане от белого листа?
Дети: Отличается.
Воспитатель: Так всё-таки, какая вода по цвету? Имеет ли вода цвет?
Дети: Вода чистая, она бесцветная.
Воспитатель: Данил повтори, какая по цвету вода.
Данил: Бесцветная
Вос-ль: Ребята давайте хором повторим какая, вода
Дети: БЕСЦВЕТНАЯ
Воспитатель: А перед тем как нам познакомиться с ещё одним интересным свойством воды мы с вами немного разомнёмся и попьем чайку.
Физкультминутка « Чаепитие»
Постелю на стол салфетку,
Разолью по чашкам чай.
Размешаю ложкой сахар, пей дружочек не скучай.
Торт порежу. По кусочку на тарелки разложу.
И для всех на пианино поиграю и спляшу
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы познакомимся с ещё одним интересным свойством воды. Проведём следующий опыт. У вас на столах лежат пуговицы, мозаика, возьмите их и опустите в стакан с водой и с молоком.
В каком стакане нам хорошо видны пуговицы и мозаика.
Дети: В стакане с водой.
Воспитатель: А как вы думаете, почему пуговицы и мозаика видны в стакане с водой, а в стакане с молоком нет? Какая вода?
Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Правильно прозрачная.
Давайте все вместе повторим это слово.
Дети: ПРОЗРАЧНАЯ.
Воспитатель: Какой бы предмет вы не опускали в воду, он будет виден. Опустите свой пальчик в стакан с водой. Видите вы его? А почему вы его видите? Какая вода?
Дети: прозрачная
Воспитатель: А в грязной луже вода прозрачная?
Дети: Нет.
Воспитатель: А какая?
Дети: Грязная.
Воспитатель: А грязная вода прозрачная?
Дети Нет
Воспитатель: Так какая вода бывает прозрачной?
Дети: Чистая!
Воспитатель: Правильно! Молодец! Вот мы с вами и узнали несколько свойств воды, но всё же непонятно зачем же нам вообще нужна вода?
Дети: Мы её пьём, стирают мамы, готовят суп…
Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: он из неё готовит пищу, она нужна цветам, человек может не есть чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода добрый друг и помощник человека.
Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай.
Вы, наверное знаете. Как приятно плескаться в речке летом, как приятно утолить жажду в жару.
Вода необходима всему живому на земле, и поэтому её нужно беречь.