Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста.
МКОУ «Шемахинская СОШ» дошкольная группа
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Лесные «Математики» в гостях у детей»
Составила:
Воспитатель I категории
Зинова Лариса Леонидовна.
С. Шемаха
2022 г.
Цель –формирование у детей интерес к математике, с помощью интересных заданий и игр, способствование развитию у детей внимания, сообразительности.
Задачи:
1. Обучающие: - формировать умение узнавать геометрические фигуру через загадки;
- развивать умение моделировать геометрические фигуры: из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов один большой квадрат и прямоугольник;
-упражнять детей в количественном и порядковом счёте; находить предметы по указанному направлению (вверху, внизу, слева, справа, наискосок );
- формировать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, а также задачи на логику;
-упражнять в написании графического диктанта
2. Развивающие: - развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, логически мыслить.
3.Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа: - дидактические игры математического содержания;
- моделирование из геометрических фигур, разгадывание загадок. Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей .
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, использование ЗАГАДОК, активизация словаря; индивидуальная работа.
Материалы и оборудование: Крупные игрушки (заяц, лиса, белка, сова), изображения геометрических фигур .
Раздаточный материал: По количеству детей: рабочие тетради «Учимся решать задачи» 6-7 лет Гаврина С.В., цветные карандаши, ручки, наборы геометрических фигур, наборы цифр и знаков.
Вводная часть:
Педагог:- Ребята, сегодня к вам на занятие по математике пришли гости из нашего леса, вы их узнали? (дети называют всех животных: заяц, белка, лиса, сова) И я вам скажу по секрету, что они тоже любят заниматься математикой.
А как вы думаете, почему с ними нет ежа и медведя?
Дети: -Они ещё в спячке.
Педагог:- Наши гости пришли не с пустыми лапами. Они приготовили для вас разные задания. А сова – мудрая голова будет следить за вашими ответами и в конце занятия поставит вам оценку.
Основная часть:
Педагог:- Давайте вспомним правило поведения на занятии.
-За столом сиди ты стройно и веди себя достойно.
-Стол не кровать, на нём нельзя лежать.
-Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
-Ребята, когда заяц убегает от врагов, что он умеет делать?
Дети- Запутывать следы.
Педагог:- Правильно, и когда он это делает, у него получаются разные геометрические фигуры. И вот зайчик хочет, чтобы вы узнали из загадок о какой фигуре идёт речь. Ребята, загадку нужно внимательно дослушать до конца и для ответа поднять руку. А не кричать с места.
(Выставляю плакат с изображениями геометрических фигур)
Загадки:
-Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо? (круг)
-Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.( квадрат)
-Три мои стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются-
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Моё имя назовите.(треугольник)
-Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос,
А без носа он, - о, боже!-
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,,
Как теперь зовут его.(трапеция)
-Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура-
Ты конечно с ней знаком.(прямоугольник)
-Он похож на яйцо
Или на твоё лицо.
Вот такая есть окружность-
Очень странная наружность (овал)
- Молодцы, ребята, особенно быстрее всех отвечал Матвей.
- Ребята, а зайчик приготовил для вас ещё задание. У вас на столах есть геометрические фигуры. Возьмите сначала 2 квадрата, и скажите, мы из них можем получить другую фигуру? (ответы детей)
-Давайте проверим, положите квадраты рядом друг с другом. Какую фигуру вы увидели?
- Правильно, прямоугольник. Что ещё можно сложить из этих квадратов?
-Больше ни чего.
-Теперь возьмите 2 треугольника, какая фигура получилась?(квадрат), расположите треугольники по-другому. У нас получилась другая фигура с трудным названием параллелепипед.
-Возьмите теперь три треугольника, и составьте другую фигуру.
-Какой Евсей молодец, он её уже составил. Как называется эта фигура?
- Трапеция.
-А кто составит фигуру из четырёх треугольников? Какая фигура получилась? (квадрат)
-Мы благодарим зайчика за интересное задание!
-А вот белочка любит грибочки да орешки собирать, а потом все свои запасы считать и пересчитывать, и она приготовила вот такое задание.(показываю листок), найдите его у себя на столах.
Но сначала проведём гимнастику для глаз.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
-Посчитайте сколько елочек и найдите соответствующую цифру.(7)
-Под каждой ёлочкой белочка нашла по грибочку, посчитайте грибы и найдите цифру.(8)
-Все грибочки были под ёлочкой?
Дети: - Нет один был не под ёлочкой. Потому что одной ёлочки не хватает.
-Посчитайте сколько предметов в первом ряду.
-На каком месте стоит домик? Какой по счёту мяч? Что стоит на 8 месте? Как можно ещё сказать?( на последнем)
-Найдите на листке обведенный грибок. Что находится с права от грибка, что слева , что над грибком, под грибком, что находится наискосок вверх вправо, наискосок вниз вправо, наискосок вверх в лево, наискосок вверх вправо.
-Молодцы! И с белочкиным заданием справились!
И нам пора отдохнуть.
Физминутка Ванька-Встанька
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой-Встанькой будто стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч
-Ну а лиса любит всё решать. И для вас она приготовила такое задание в
ваших рабочих тетрадях.( Составление и решение задачи по рисунку)
- Молодец, Даша, придумала интересное условие к задаче, а Семён быстро задал вопрос.
- Но прежде чем записать решение в тетрадь, разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
У девочек и мальчиков, умные пальчики ( ладошки работают как «дворники»)
В кулачок сжимаются, в фонарик превращаются(пальцы в кулачки)
Будем пальцы выпрямлять и фонарик зажигать (одна рука сжимается, другая разжимается)
У девочек и мальчиков, умные пальчики
Пальчики встречаются, в колечки превращаются(соединяются указательный и большой, в колечко)
Можно много смастерить, маме подарить (все пальчики соединяются с большим)
У девочек и мальчиков, умные пальчики
Пальчики встречаются, в домик превращаются (ладошки вместе)
Дом стоит, труба дымит (отгибаются средние пальчики)
Ёжик там сидит (пальцы скрестить)
У девочек и мальчиков, умные пальчики
Превратились в кулачок и легли на бочёк
А потом ладошка , поиграй немножко.
Кулачок, ребро, ладонь /3-4 р.
У девочек и мальчиков, умные пальчики
Пальчики встряхнем и отдохнём.
-Ребята, запишем решение в тетрадь.
-Какие вы все молодцы. И сова-мудрая голова уже приготовила для вас оценки, но какие вы сами должны узнать. Написав правильно графический диктант. Поднимите левую руку, правую, а теперь внимательно слушаем и считаем клетки (дети выводят по клеткам цифру 5).
-У кого получилась цифра 5, значит он точно заслуживает эту оценку.
Итог:
-Ребята, какое задание было для вас самым интересным? А самым трудным?
-Давайте попрощаемся с нашими гостями.