Конспект непосредственно образовательной деятельности “Безопасная сеть”
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Безопасная сеть»
Автор: Богабиева Гульфия Фатиховна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Наукоград», г. Чусовой
2021
Пояснительная записка
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем»… Дети все меньше проводят времени в реальном мире, отдают больше предпочтение компьютерным играм, а не другим видам детской деятельности. Образы с экрана наносят отрицательное воздействие на их психику и сознание, что приводит к печальным последствиям. Эмоционально-личностное общение с семьей, друзьями, природой уходит на последний план. У детей происходит дефицит вербального общения, отсюда диагностируется недоразвитие речи, в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей. Поэтому необходимо обращать внимание детей старшего дошкольного возраста на безопасность и риски при использовании сети Интернет, объяснять детям о полезных возможностях Интернета для получения информации, образования, развития, общения и досуга.
Данный конспект непосредственно –образовательной деятельности разработан для детей 6 – 7лет. Через образовательную деятельность ребята познакомятся с понятием Интернет, его возможностями, опасностями, которые подстерегают их в Интернете; научатся выбирать правильную информацию в интернете; распознавать опасность при переписке с незнакомыми людьми; определять какую информацию можно сообщать в сетях интернет. А самое главное познакомятся с инопланетянином Томи, узнают о маленькой планете Солнечной системы….
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) «Безопасный интернет»
Цель: Обеспечение информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста, путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.
Задачи:
1. Познакомить с правилами безопасной работы в Интернете; повышение уровня осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет.
2. Расширять представления у воспитанников о компьютере, развивать познавательную активность.
3. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
4. Развивать, внимание, память, воображение, логическое мышление, творческие способности.
5. Формировать информационную культуру воспитанников.
4. Воспитывать дисциплинированность при работе в сети Интернет.
Активизация словаря: интернет, монитор, экран, мышка, клавиатура, вирус, антивирус, сеть.
Материалы и оборудование: презентация к НОД, ноутбук, зеркало, мультимедийный экран, проектор, карточки задания по количеству детей (Приложение).
Предварительная работа: рассматривание строения компьютера, ноутбука; беседы о космосе, планетах солнечной системы.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель вносит в группу ноутбук, открывает его, слышится звук «Сообщение».
- Ребята, вы слышали только что нам пришло какое –то сообщение – письмо. Интересно, от кого оно пришло? Показывает детям сообщение:
- Какое –то слово непонятное …Что же здесь написано? Давайте попробуем его прочитать. Это необычное сообщение, а космическое.
Читают слово через отражение в зеркале. На слайде появляется инопланетянин Томи с планеты Церера.
Читает дальше «Дорогие земляне, наша маленькая планета Церера в опасности, на нее движется метеорит. Чтобы спасти планету от столкновения с метеоритом, нужен – компьютер для изменения направление метеорита. Скорее всего, наши компьютеры заражены вирусами. Помогите, пожалуйста!»
- К сожалению, компьютер Томи подхватил вирус. Откуда он взялся, Томи не знает, теперь компьютер пишет на экране только это 2И65Н8Т4ЕР9Н2Е6Т
- Давайте ему поможем!
Задание «Шифровка» (Приложение 1)
- Зачеркните все цифры и из полученных букв составьте слово.
Дети выполняют задание на карточках.
– Какое слово получилось? (интернет) - Ребята, как вы думаете, что это значит? (ответы – предположения детей)
- Ну, теперь все понятно! Компьютер Томи подхватили вирус из Интернета. - А что такое Интернет? (ответы детей) Через какие устройства мы можем войти в интернет? (ответы детей) Почему его называют полезным и опасным? (ответы детей)
- Интернет - превосходный источник знаний, в нем можно найти информацию, не подходящую для ребенка, недопустимые и небезопасные для детей вещи. Сейчас мы будем вместе открывать для себя и для нашего гостя правила безопасности в сети Интернет.
Правило №1 «Это важно!»
«Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Есть проблемы в Интернете?
Вместе взрослые и дети
Могут все решить всегда
Без особого труда».
- Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
Правило №2 «Осторожно! Вирус» - Ребята, как вы думаете, что такое вирус в компьютере? (ответы детей) Вирус – это такой червячок, который попадает в компьютер через интернет, после чего компьютер перестаёт работать.
Задание «Антивирус» (Приложение 2)
1. В правом верхнем квадрате нарисуйте маленький круг;
2. Под «вирусом» нарисуйте большой треугольник;
3. Над «вирусом» маленький треугольник;
4. В левом нижнем квадрате нарисуйте маленький прямоугольник;
5. Слева от «вируса» большой круг;
6. А справа от него большой прямоугольник;
7. В левом верхнем квадрате изобразите большой овал;
8. Справа от большого треугольника нарисуйте маленький овал.
- Не скачивайте и не открывайте неизвестные или присланные незнакомцами файлы из Интернета – это опасно, потому что можно подхватить вирус.
Правило №3 «Береги здоровье»
- Ребята, как вы думаете, а можно ли за компьютером сидеть долгое время? (ответы воспитанников) А почему? (ответы воспитанников)
- Да, совершенно верно, если долго сидеть за компьютером, может испортиться зрение. Поэтому для работы с компьютером отводится определённое время и обязательно нужно делать гимнастику для глаз, чтобы глазки отдохнули.
Сделаем зрительную гимнастику «У компьютера»
Встали все, встряхнулись
И немного потянулись
Физкультминутка для глаз
«Глазкам нужно отдохнуть»
( закрыть глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть»
(Глубокий вдох, глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут»
(Глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелке)
«Много-много раз моргнут»
(Часто поморгать глазами)
«Глазкам стало хорошо»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)
Правило №4 «Будь дружелюбен» - Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека, читать грубости так же неприятно, как и слышать.
Игра «Скажи ласково».
Стол (столик), мышь -, экран -, клавиатура -, файл -, задача -, шутка -, папка - , ручка - , монитор - , интернет - , планета -….
Правило №5 «Не рассказывай о себе»
Игра «Будь осторожен»
При ответе «Да» - поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши, при ответе «нет» - сесть на корточки.
Если кто – то незнакомый вас попросит рассказать:
Сообщить свой домашний адрес;
Какая сегодня погода?
В какой детский сад ты ходишь?
Свой номер телефон?
Какие игрушки у тебя есть дома?
Сколько сейчас время?
Где живет твой друг или подруга?
Как зовут родителей и где они работают?
- Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям: свой домашний адрес - где ты живешь, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья! А почему нельзя? (ответы детей). Если вы сообщите слишком много информации о себе, она может попасть в руки таких незнакомцев, которые захотят вас обидеть.
Правило№ 6 «Осторожно с незнакомцами» Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
Просмотр мультфильма «Безопасность в интернете».
Томи пишет «Правила безопасности в интернете буду обязательно соблюдать». А чтобы вернуться Томи на свою планету, компьютер на космическом корабле просит разгадать ребусы. Поможем нашему гостю запустить космический корабль. «Ребусы» (Приложение 3). Посмотрите, Томи, ещё что – то нам написал. Давайте прочитаем, что он нам написал «Спасибо, ребята! До встречи!».
Рефлексия:
- Ребята, вам интересно было пообщаться с нашим гостем из другой планеты? (ответы детей)
- А вы запомнили, из какой планеты Томи? (ответы детей) - А как получилось, что мы с ним познакомились? (ответы детей)
- Что случилось с компьютером Томи? (ответы детей)
- Сегодня мы с вами сделали доброе дело - помогли инопланетянину Томи спасти планету от столкновения с метеоритом. А еще ознакомились с правилами. Что это за правила? (ответы детей) Для чего нужно знать правила безопасности в сети Интернет? (ответы детей)
- Для того чтобы пользоваться безопасным интернетом, надо всегда помнить эти правила и тогда интернет для нас будет полезным. Чтобы эти правила не забыть нарисуем их и сделаем из наших рисунков книгу «Безопасный интернет».
А про карликовую планету Солнечной системы Церера мы с вами можем подробнее узнать в сети Интернет.