Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.
Методические приёмы:
Игровой (путешествие по сказке).
Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал)
Словесный (вспомнить, объяснить, высказать свои предположения)
Цели: способствовать побуждению фантазии, творчества и интереса; поддержанию положительно-эмоционального настроения; способствовать формированию чувства общности и групповой сплоченности.
Развивающие задачи:
Развивать воображение, память, логическое мышление, диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, любознательности, сообразительности, усидчивости, аккуратности, умения внимательно слушать.
Образовательные задачи:
Обогащать словарный запас. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия, замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников. Уметь строить свое высказывание, ориентируясь на задачу общения, используя элементы доказательства. Воспитывать стремление к новым достижениям. Учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навык контроля и самооценки.
Словарная работа: кирки, ткать, прясть, ткацкий станок.
Оборудование и материалы: магнитофон, запись спокойной мелодии; бумажные фигурки Белоснежки и семи гномов, паучок, овечка, Большой плакат с изображением полянки и прорезями для вставки героев (чтобы по ходу рассказа их можно было переставлять), картинка с изображением кирки, тонкие нитки, шерстяные нитки.
Раздаточные материал: полоски цветной бумаги для плетения ковриков, гномики по числу детей.
Предварительная работа: Чтение сказки «Белоснежка и семь гномов», беседа с детьми о том из чего ткут ковер, на чем, где берут шерсть?
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель рассказывает и показывает сказку.
– В глубине дремучего леса была поляна, посередине которой стоял маленький симпатичный домик. Как вы думаете, чей же этот домик?
Выслушиваются ответы детей.
– Конечно, гномов! Как их звали? Чем они отличались друг от друга? Кто еще жил с ними? Конечно, Белоснежка.
Дети вспоминают имена гномов и как они выглядели.
– Белоснежка и гномы очень подружились. Она прибиралась в доме, готовила вкусный обед. А гномы каждое утро брали свои кирки, строились в ряд один за другим и отправлялись на работу.
– А вы знаете что такое «кирки»? Это ручной инструмент для горных и земляных работ, заостренный с одного или с обоих концов, ими долбили, ломали мерзлую, твердую как скала землю (показать картинку с изображением кирки).
– Однажды собрались гномы на работу, вышли на улицу и удивились. Все было как-то не так. Небо было удивительно голубым, солнце светило ярче, весело журчал ручеек и щебетали птицы. Оглядевшись вокруг, гномы вспомнили, что сегодня у Белоснежки день рождения. «Что же мы ей подарим?» – задумались гномы.
– Как вы думаете, ребята, что можно было бы подарить Белоснежке?
– Белоснежка любила, чтобы дома было уютно, и решили гномы подарить ей мягкий ковер. Собрались они на поляне и стали думать, что же им нужно для работы?
– Ребята, как вы думаете, что нужно для работы гномам? Из чего ткут ковер, на чем, где берут шерсть? Правильно.
Додумались до этого и гномы, но ни нитей, ни станка у них не было, и решили они отправиться к паучкам.
Пошел Ворчун, впереди путь фонарем освещает. Увидел он паутинку и прибавил шаг. Подошел и говорит: «Эй, ты, ужасный-преужасный!» Услышав голос, Паучок посмотрел вниз и увидел там гнома.
«К кому это он обращается?» – подумал Паучок и снова посмотрел вниз.
– Ты что не слышишь? Эй ты наверху. Я же тебя зову! – рассвирепел Ворчун.
Паучок растерялся и спросил: «Что тебе надо?»
– Я слышал, что ты нити прядешь, дай-ка мне немного.
– Зачем тебе понадобились мои нити? – удивленно спросил Паучок.
– А тебе-то что, надо и все тут, давай скорее, а то мне некогда.
– Ничего я тебе не дам, – ответил Паучок и уполз верхний край своей паутины.
Ворчун его звал-звал, кричал-кричал, даже осип, и ни с чем побрел обратно. Идет и думает: «Что же я скажу друзьям, когда они увидят, что я пришел пустой?».
– Ребята, а как вы думаете, почему Ворчун вернулся ни с чем? А как мог бы обратиться к Паучку Ворчун? Что он мог бы сказать Паучку?
Ответы детей.
– Рассказал Ворчун гномам, как дело было. Поняли гномы, почему Паучок ничего не дал Ворчуну. Вдруг вскочил Торопыга и говорит: «Сейчас я быстренько сбегаю!» И помчался сломя голову.
Физминутка: Гномик
Гномик по лесу бежал, (бег на месте)
Колпачок свой потерял. (наклоны вперед — «ищем пропажу»)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (хлопки в ладоши)
Гному кто точней подскажет, (прыжки на месте)
Где искать ему пропажу? (ходьба на месте)
Прибежал, отдышался и зовет Паучка: «Паучок-старичок, где ты? Паучок, отзовись, старичок, покажись!»
Услышал Паучок, что его зовут, и выполз на паутину свою.
– Здравствуй, Паучок, нам очень, нужны нити, а я слышал, что во всей округе ты самые крепкие плетешь. Дай нам, пожалуйста, немного твоих нитей.
– Торопыжка, зачем же тебе понадобились мои нити?
– Ой, Паучок, миленький, мне так некогда, это долго объяснять, а я тороплюсь, дай мне, пожалуйста!
Засуетился Торопыжка. Выбрал Паучок самые прочные тонкие нити, из которых он сам паутину плетет, и дал их Торопыжке.
Обрадовался Торопыжка. «Спасибо», – крикнул он и помчался обратно. Прибежал он к гномам и кричит: «Принес, принес!»
Обрадовались гномы стали рассматривать нити, но они были такими тонкими, что ковер из них не соткать (показать детям тонкие нитки, дать потрогать их).
– Ребята, как вы думаете, крепкий получится ковер из таких нитей?
– Эх, – вздохнул Весельчак, – из них только паутину ткать!
– Опять ты что-то не так сделал, – добавил Умник.
– Ребята, как вы думаете что же не так сделал Торопыга? Почему он принес не те нити, какие надо?
Дети высказывают свои предположения. Можно вспомнить поговорку: «Поспешишь – людей насмешишь»
– Ребята, по-моему, без нашей помощи гномы не справятся. Не отправиться ли нам к ним в лес? Дети отправляются в путь.
Подвижная игра: «Речка»
К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре – Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Одной, другой – это кроль, Все как один, плывем как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. | Дети идут к центру круга. Наклоняются трут лицо руками. На каждую строчку четыре движения ладонями к лицу. Идут по кругу взявшись за руки.
Показывают «брасс» Показывают «кроль» Идут по кругу сложив вытянутые руки. Меняют направление движения. Маршируют. |
– Вот и дом появился. Здравствуйте, наши гномы! Не переживайте, мы с вами отправимся за нитями.
Дети находят своих гномов, общаются с ними, затем все вместе отправляются в дорогу от домика к Паучку. Подойдя к паутине, дети по очереди просят у Паучка нити, объясняют, для чего они понадобились.
Паучок:
Мои ниточки тонки,
Вам не подойдут они.
Вы к Овечке поспешите,
Ее шерсти попросите.
Дети с гномами отправляются к Овечке. У нее просят шерсти, объясняют для чего это надо.
Воспитатель. Все гномы получили нити и станки для работы и собрались на поляне ткать ковер. А пока ткали, то думали, как будут поздравлять Белоснежку.
– Подумайте, что пожелает ваш гном Белоснежке.
Дети садятся на пол, рядом ставят своих гномов берут вырезанные цветные полоски и плетут ковры. Сотканные ковры составляют в один большой ковер и расстилают в доме.
– Поздравили они Белоснежку и устроили веселые пляски. Вот и сказке конец.
– Ребята, вам понравилась сказка? Что больше всего вам понравилось? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Прощание с детьми