Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Хамидуллина Рамзия Хатиповна
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 83 "Жемчужина"
Краткое описание работы: Приобщение детей  к чтению художественной литературы  средствами продуктивно-творческой  деятельности с использованием элементов ТРИЗ-технологии.

Дата публикации: 2018-03-13 Конспект День открытых дверей на тему ТРИЗ – технологии в образовательном процессе дошкольников” Хамидуллина Рамзия Хатиповна МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 83 "Жемчужина" Приобщение детей  к чтению художественной литературы  средствами продуктивно-творческой  деятельности с использованием элементов ТРИЗ-технологии.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Конспект День открытых дверей на тему ТРИЗ – технологии в образовательном процессе дошкольников”

 Конспект

совместной образовательной  деятельности педагога и воспитанников

группы общеразвивающей направленности 5-6 года жизни

в рамках открытого мероприятия  для родителей

«День открытых дверей»

 

Тема: Приобщение детей  к чтению художественной литературы  средствами продуктивно-творческой  деятельности с использованием элементов ТРИЗ-технологии.

Цель: развитие художественно-речевых способностей детей с использованием элементов ТРИЗ-технологии и  нетрадиционных способов изображения.                              

Задачи:

Образовательные:

– активизировать словарный запас детей;

– способствовать развитию  связной  речи;

– продолжить формирование чувствительности к противоречию;

– создать условия к накоплению  зрительных и слуховых образов и умения переносить образы в слово и цветоощущение.

Развивающие:

– упражнять в поиске оригинальных решений;

– развитие ассоциативного мышления, внимания;

– стимулировать творческое воображение;

– зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие.

Воспитательные:

– формировать  нравственные ценности;

– желание активно участвовать в  организованной образовательной деятельности;

– прививать  интерес к  читательской деятельности;

– познакомить родителей с  приемами педагогических технологий  в приобщении ребенка к книге и развитию творческой личности.

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

 

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, ТРИЗ –технологии.

 

Методы и приемы:

наглядный – демонстрация картин, иллюстраций, показ образца, показ способа действий;

словесный – рассказ, чтение, беседа, объяснение;

игровой – дидактическая игра, отгадывание загадки,

практический.

 

 

Материалы и оборудование: мультимедийные средства  оборудования,

поделка «цветик-семицветик»,  фонограммы звуков, мяч, портрет художника П. Пикассо, изображение голубя – эмблемы мира, краска гуашь, салфетки.

 

Предварительная работа:

чтение сказки «Цветик-семицветик» В. Катаев, чтение рассказа «Голубь художника Пикассо»  М. Гроссман, просмотр познавательных презентаций о голубях, рассматривание тематических альбомов, познавательных книг о животном мире, изготовление голубя в технике «оригами», серия игр на      формирование системного и  словесно-логического  мышления детей

с использованием педтехнологии  ТРИЗ.

 

Словарь:

воркованье голубей, символ мира, тревога, эмблема, тьма, счастье,

 

Форма организации: подгрупповая

 

Структура

/этапы, задачи/

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

I этап

Организационный

Задачи:

– создать благоприятный эмоциональный настрой.

 

 

 

– Ребята, сегодня рядом с нами ваши самые близкие и любимые люди. Кто же это?

– Поприветствуем родителей  стихотворением, которое мы говорим друг другу каждое утро.

 

 

Дети стоят полукругом, взявшись за руки, лицом к гостям.

 

– Наши мамы (родители).

-Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться! Доброе утро! Доброе утро, Солнцу и птицам!

Доброе утро, приветливым лицам!

II этап

Вводный

Задачи:

-создать мотивацию,

проблемно-поисковую  ситуацию;

– стимулировать интерес к предстоящей деятельности.

 

-Ребята, у нас в группе «вырос»  необычный цветок. Как  вы думаете, где он может находиться?

-Давайте, вместе найдем его.

Обращает внимание детей на количество лепестков у цветка, какого они цвета.

-Ребята, а где мы встречались с таким цветком?

– Верно.  Я вижу на  лепестках нашего цветика-семицветика написаны задания для вас.  Хотите узнать какие это задания?

 

 

 

-В уголке природы (там, где растут  цветы).

Идут к экологическому уголку, находят цветок.

Рассматривают, отвечают на вопросы.

 

 

Дети называют  сказку В.Катаева «Цветик-самоцветик»

 

 

 

 

 

Дети выражают согласие.

 

III этап

Основной

Задачи:

– способствовать накоплению  слуховых образов;

– побуждать  детей к речевой деятельности в доказательной форме.

 

 

            Педагог читает-

Задание:

«Угадай, чей голосок»

– Расположитесь удобнее на ковре, закройте глаза и внимательно послушайте.

/звучит фонограмма воркованья голубей.

– Кто догадался, чей это голосок?

-Почему ты так думаешь?

Педагог выслушивает ответы детей без комментирования,  побуждает детей выказываться доказательной речью.

ребенок отрывает лепесток.

 

 

 

 

Дети свободно располагаются  на ковре.

 

Слушают фонограмму.

 

Каждый ребенок высказывает своё предположение.

 

Задачи:

 -способствовать развитию чувствительности речевого слуха,

перенесения  восприятия слуховых образов в слово и цветоощущение.

 

 

             Педагог читает-

Задание «Кто самый внимательный»                        

/звучит фонограмма звуков боевых действий/.

 Что за звуки  вы услышали? /

– Да, вы услышали  звуки войны. 

– Какие чувства вызывают эти звуки?

Педагог обобщает выказывания детей:

– Звуки войны вызывают чувства страха, тревоги, желание спрятаться.

– А каким цветом вы нарисовали бы звуки войны?

ребенок отрывает следующий лепесток.

 

 

Слушают фонограмму

 

 

 

 

Высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Задачи:

– активизация и обогащения  словаря антонимов.

 

 

             Педагог читает-

Игра с мячом.

«Чёрное – белое».

 

Приглашает детей сесть на стулья.

 

 

Зло. Война.  Враг. Трусливый. Тьма. Ненавидеть.  Горе.  Печаль.

– Ребята, я говорила  словами какого цвета?

– А вы отвечали словами, какого цвета?

Запомните, дети,

война  это большая беда и горе, а мир – радость и счастье.

ребенок отрывает следующий лепесток.

 

 

Дети садятся на стулья, ловят мяч от воспитателя, бросают мяч обратно и отвечают словами-антонимами.

Добро. Мир. Друг.

Смелый. Свет.

Любить.  Счастье. Радость.

 

-Чёрными (страшными, злыми…)

-Белыми (светлыми, хорошими, добрыми…).

Задачи:

– продолжить формировать способность к анализу текста.

На экране  изображение   рисунка эмблемы мира-голубя, портрет автора  П. Пикассо.

– Внимательно посмотрите  на экран.

-Вспомните, что вы знаете об этом человеке?

-Какое главное событие случилось с Пабло Пикассо?

Педагог зачитывает следующее задание:

«Закончи предложение»

«Голубь художника Пабло Пикассо стал символом…

Если дети затрудняются, даётся наводящий вопрос:

-Голубь, какой?

– Может чистый,  беззащитный голубь  быть  символом беды, горя, вражды, войны?

 

 

 

 

 

 

Рассматривают изображения.

 

Дети передают содержание  рассказа М. Гроссмана 

«Голубь художника Пикассо».

 

 

Ребенок отрывает следующий лепесток.

 

 

 

 

 

 

Дети рассуждают.

Физминутка

«Расскажи стихи руками»

Задачи:

– предупредить ослабление интереса и внимания к текущей деятельности, снижения работоспособности.

 

 

Педагог читает стихотворение, показывает движения.

«Мы хотим, чтоб в этом мире

Больше не было войны

Чтобы люди жизнь любили

Как весенние цветы,

Чтобы больше на планете

Было белых, голубей,

Потому, что птицы эти

Так похожи, на детей.

Пусть они себе воркуют

Нам о мире на земле.

Небо синее целуют

И кружатся в вышине»

 

Дети выполнят логоритмические упражнения.

 

 

 

Ритмично хлопают руками.


Ритмично покачивают головой.
Выполняют ритмичную пружинку. 

Делают из пальцев «бутон», ритмично сжимают и разжимают пальцы.

 

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками. 

 

Ритмично кружатся.

Задачи:

– продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования (ладонью);

-развивать мелкую моторику и координацию движения рук;

-обогащать и уточнять представления об окружающем мире, в том числе о птицах, об их строении.

             Педагог читает-

Задание:

«Нарисуйте символ мира»

Приглашает детей занять рабочие места за столами.

– Вспомните, чем рисовал Пабло Пикассо и его отец?

Чем  будем рисовать мы?

– Так случилось, что наши кисточки потерялись, как же нам выполнить задание?

– Какие у вас интересные мысли, вы умеете думать, молодцы!

-Я предлагаю нарисовать  ладошками. 

– Посмотрите на мою ладонь, и сложите пальцы, как я /большой палец плотно прижат к  пальцам, верхняя фаланга отогнута в сторону/

– На  какую часть тела  голубя похож больной палец.

– Четыре пальца широко раздвиньте.

На какую часть тела  голубя похожи наши пальцы?

– А сама ладонь на что похожа?

-Опустите в краску не всю руку, а только ладонь, немножко подождите, чтобы краска впиталась в ладошку.

Легкими движениями стряхните  лишнюю краску, чтобы не накапать и прижмите ладонь плотно к бумаге. Немного подождите, чтобы краска осталась на бумаге. Возьмите  салфетку и вытрите руку. 

– Что мы нарисовали?

-Мы нарисовали символ мира.

ребенок отрывает следующий лепесток.

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассуждают.

Указывают, что нет кисточек для рисования красками.

 

 

Предлагают свои варианты  нетрадиционных способов изображения.

 

 

 

 

 

 

Повторяют за воспитателем.

 

 

 

 

 

 

-На голову голубя.

 

 

 

 

-На хвост.

 

– На туловище.

 

 

Повторяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Голубя.

IV этап

Заключительный

Задачи:

– подведение итогов деятельности;

– оценка и самооценка деятельности детей.

– Наш цветик – семицветик остался с одним лепестком и на нем написано:

 «Загадайте важное для всех людей  желание»

-Дети, сегодня вечером, покажите рисунок  маме и папе, расскажите, что вы узнали нового, чему научились.

– Попросите семью  помочь вам придумать  важное для всех людей  желание и расскажете о нем завтра.

– Ребята, мы занимались интересными делами?

-Чем они были интересны?

– С заданиями мы справились?

– Вы, довольны собой?

– Я тоже всеми вами довольна, молодцы!

-Похлопаем друг другу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делятся своими впечатлениями.

 

 

 

Оценивают свою деятельность.

 

Литература:

Алябьева Е.А.  Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие  –– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

Использовались материалы интернет – ресурса

«Страна загадок»   Алла Александровна Нестеренко г. Петрозаводск alla_triz@onego.ru

«Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников»

 

 

Рассказ «Голубь художника Пикассо»  М. Гроссман

Много лет назад жил   художник. Старый художник мастерски рисовал голубей. Он любил изображать их, и у каждого нарисованного им голубя был свой «характер», своя повадка.

Но всему бывает конец и глаза у старика стали плохо видеть и начали дрожать руки.

Задумался художник: пришла старость. Тогда позвал он своего сына и сказал ему:

— Пабло, мальчик мой! Я учил тебя, доверял тебе мою кисть. Пришло время заменить отца у мольберта.

Пабло превосходно нарисовал лапку голубя. Потом ещё одну и ещё. И тогда отец сказал:

— Сынок! Благословляю тебя и передаю тебе в наследство свою профессию.

…Прошли годы. На трибуну Второго Всемирного конгресса сторонников мира поднялся знаменитый художник Пабло Пикассо. Он оглядел зал — сотни людей всех цветов кожи, почти всех языков Земли, людей разных взглядов и убеждений, людей, объединённых одной целью: борьбой за мир. И он сказал залу вот что:

— Дорогие друзья! Позвольте мне в начале этого замечательного собрания поделиться с вами одним личным воспоминанием…

И он рассказал о старом художнике, своём отце, о том, как однажды доверил старик кисть своему сыну и как сын нарисовал белого голубя.

— Как велика была бы радость отца, — промолвил художник, — если бы он ещё жил теперь и узнал, что мои скромные голуби облетели весь мир!

— Я за мир и против войны! — сказал Пабло Пикассо, сходя с трибуны, над которой висело изображение белого голубя, нарисованного им. За этот  рисунок  художника наградили Международной премией мира.

 

Пабло Пикассо

Конспект День открытых дверей на тему ТРИЗ - технологии в образовательном процессе дошкольников"


Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Здоровьесберегающие технологии, Образовательный процесс, Старший дошкольный возраст, Технология ТРИЗ.

Post navigation

Конспект мероприятия совместно с родителями на тему “Путешествие в страну ТРИЗландия”
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию с детьми раннего возраста
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022