Цели: выявить знания детей по зоологии, ботанике и экологии; определить их натуралистические способности; привлечь внимание детей к новым интересным вопросам в этих науках; помочь усвоить дополнительный материал.
Правила игры: В игре принимают участие несколько команд по 4-5 человек.
Игровые задания находятся в семи разноцветных конвертах. Команды по очереди называют цвета, соответствующий конверт вскрывается, и из него достаются карточки с заданиями, которые либо зачитываются вслух, либо вручаются каждой команде.
Красный цвет – «Дайте правильный ответ».
Каждой команде выдаются карточки с номерами ответов (1,2,3). Ведущий зачитывает вопрос. Каждый вопрос содержит по три варианта ответа. Время обдумывания каждого вопроса не должно превышать 30 секунд. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Назовите самую крупную ягоду.
А) Клубника В) Инжир С) Тыква
2. Как называется результат биологического эксперимента по скрещиванию лошади с ослом?
А) Лошак В) Мул С) Кулан
3. Какой породы была собака, впервые полетевшая в космос?
А) Пудель В) Такса С) Лайка
4. Назовите самую ядовитую змею.
А) Анаконда В) Кобра С) Гремучая змея
5. Сельскохозяйственная культура, занимающая самые большие посевные площади на нашей планете.
А) Пшеница В) Рис С) Картофель
6. Назовите единственного млекопитающего на нашей планете с «зеленым мехом».
А) Коала В) Шимпанзе С) Ленивец
7. Какое дерево жуют слоны?
А) Кактус В) Баобаб С) Алоэ
8. Какого цвета желток в яйцах пингвинов?
А) Серый В) Желтый С) Красный
Оранжевый цвет – «Двустишия-загадки».
Командам раздаются двустишия-шутки. Внимательно прочитав их, они должны найти названия зверей или птиц.
1.С горы скатившись, мальчик
Поранил себе пальчик.
2.Мокро так, что нет сил!
Сколько ж дождь воды налил?!
3.Как обрадовал меня
Милый брат средь бела дня!..
4.Дамы шьют иголками
Колкими-преколкими.
5.Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда.
6.Цап лягушка комара –
Вот и кончилась игра.
Желтый цвет – «Шарады».
Ведущий конкурсной программы зачитывает задание. Командам необходимо найти названия растений или животных. На обдумывание дается 1 минута.
1.Дремлют два предлога
Около порога.
Потому- то тишь,
Не пикнет даже мышь.( Кот)
2.Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени –
Я по болоту зашагаю. (Капля, цапля)
3.Мы всех – и взрослых и детей –
В часы досуга развлекаем.
Но если нам приставить Т,
Мы их ужасно испугаем. (Игры, тигры)
4.Известное я блюдо.
Когда прибавишь М,
Летать, жужжать я буду
Надоедая всем. (Уха, муха)
6.Мой первый слог есть на лице,
Второй есть у оленя.
Соедини их гласной О
И ты получишь зверя. (Носорог)
Зеленый цвет – «Растения».
Зеленый цвет – это цвет растительного мира. Растения изучает наука ботаника. Задача команд за 3 минуты вспомнить как можно больше названий растений на каждую букву из слова «ботаника».
Голубой цвет – «Веселая математика».
Командам необходимо решить веселые задачки. Ведущий зачитывает каждой команде по две задачки. На обдумывание дается одна минута. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Семь воробьишек спустились на грядки,
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик-хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки!
Сколько теперь их осталось на грядке? (Ни одного. Все испугались и улетели.)
2.Посадила мама в печь
Пироги с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пироги уже готовы,
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да еще из печки пять
Маме нужно вынимать.
Если сможешь, помоги –
Сосчитай-ка пироги! (Девять)
3.Барсучиха – бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат –
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат? (Молча не ждет никто, а с ревом ждут двое.)
4.Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? (Восемь)
5.Пять мышат в траве шуршат,
Три забрались под ушат.
Два мышонка спят под елкой.
Сосчитать мышей недолго? (Десять)
6.Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (Двенадцать)
Синий цвет – «Чудо-Юдо»
Подвижный конкурс для команд. Ведущий зачитывает текст. Задача игроков повторить движения не сбиваясь в быстром темпе.
Жило на свете Чудо-Юдо!
Никто не знал взялось откуда.
Его завидев люди хохотали,
Его дразня за ним все повторяли.
Одной рукой оно махало,
Другой рукой живот чесало,
Одной ногой снежок топтало,
На другой ноге скакало.
Попой весело виляло,
Сильно головой мотало!
И все сначала повторяло!
Кто повторить быстрей берется
Не упадет и не собьется?
(Игроки повторяют движения Чудо-Юда со словами в быстром темпе)
Оказалось, что и тут
Есть немало Чуд и Юд!
Фиолетовый цвет – «Найди пару».
Ведущий называет растение, а команды должны найти животное, чем-то похожее на названное растение, и объяснить причину выбора.
Кактус – дикобраз (имеют иглы); Крапива – пчела (жалят); Мать-и-мачеха – крот (мягкие покровы); Росянка – паук (едят насекомых); Репейник – пиявка (цепляются); Осина – заяц («трусишки»); Лиана – удав (длинное тело); Повилика – аскарида (паразиты); Мимоза – еж (сворачиваются).