Конкурс весёлых языкознаек
( для учащихся 5-6 классов)
Цели: создание игровой ситуации для систематизации и усовершенствования языковых навыков учащихся; привитие интереса к изучению русского языка; воспитание стремления к приобретению знаний; повышение эрудиции в области языкознания.
1.Приветствие
2.Представление команд
1)Мы команда «Знатоки»,
Быть в хвосте нам не с руки.
Мы должны дружнее быть,
Чтобы в игре нам победить!
2)«Поиск»
Все разведать,
Все узнать,
Легких тропок
Не искать.
3.Тур 1. Станция «Толковая»
1.Игра «Словарная уха»
Участник из команды, вооружившись удочкой, отправляется на «пруд» и ловит рыбку-задание (карточку со скрепкой, на которой написано значение слова). Участник, не поймавший рыбку-вопрос, лишается права хода. Игрок, выловивший рыбку, должен ответить, какое это слово. Максимальное количество очков – 4.
В роли рыбок выступают следующие слова:
1)Хлебный полуфабрикат – тесто.
2)Челобитная – прошение.
3)Подземка – метро.
4)Кучер, возница на почтовых лошадях – ямщик.
5)Путеводитель в Киеве – язык.
6)Соцветие пшеницы, ржи – колос.
7)Те, из кого состоит отара – овцы.
8)Людской порок, приписываемый ослам – упрямство.
2.Лото «Россыпь»
Каждой команде выдается по набору рассыпанных букв, из которых нужно как можно быстрее составить слово. За правильно и быстро составленное слово присуждается 2 очка. Одно очко получает команда, составившая слово второй.
Набор букв:
1)Ь Ч Л Е А Т И Т
2)Т Ь Л Е С А И П
Пока жюри подводит итоги 1 тура, проводится игра для болельщиков «Черный ящик». В ящике спрятаны яблоко, хлеб, игла и соль. Читается по 1 подсказке (лексическое значение этих слов).
1)Из-за него начинается вражда. Когда тесно, ему некуда упасть.(ЯБЛОКО)
2)Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод».(ХЛЕБ)
3)Глупый человек будет искать ее в скошенной траве. Тот, кто волнуется, будет на них сидеть.(ИГЛА)
4)Ее нужно съесть 16,38 кг., чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых.(СОЛЬ)
4.Тур 2. «Грамотей, попотей!»
1.Конкурс «Орфографическая эстафета»
Ребята вставляют пропущенные буквы в предложенных словах. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Наибольшее количество баллов – 6 (по 0,5 балла за каждое правильное слово и 1 – за быстроту).
РюКзак, плАнета, теРРаса, сквОреЧник, айСберг, жЮри, коРРектор, теРРитория, прЕзИдент, парашЮт.
Игра со зрителями
Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьез
Подумав, одно из двух –
«Да» или «нет» – ответьте вслух.
Коль вы находчивы, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам,
Играй и все увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (Нет.)
А, рассекая гладь пруда
Умеют гуси плавать? (Да.)
А если солнцем свет согрет,
Он станет льдом холодным? (Нет.)
Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимою? (Нет.)
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (Нет.)
Неужто пятятся всегда,
Передвигаясь, раки? (Да.)
Верблюд способен – дай ответ –
Идти три дня без пищи? (Да.)
Бегут по рельсам поезда,
Они имеют ноги? (Нет.)
Растет ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь? (Нет.)
А верно то, что с детских лет
К нам сны во сне приходят? (Да.)
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны?(Да.)
Ну, а любимая еда
У волка мед и груши? (Нет.)
В конце спросить пришла пора,
Тебе понравилась игра? (Да.)
2.Конкурс капитанов «Скороговоркино»
По условиям конкурса каждый капитан должен произнести скороговорку:
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
Игрок, который правильно и быстро произносит скороговорку, приносит команде 2 очка.
3.Грамматическая игра «Четвертое лишнее»
По условиям этого конкурса ребятам выдается набор из 4 слов, среди которых одно лишнее. Необходимо в течение одной минуты его вычислить и найти объяснение, почему оно лишнее. Полная победа приносит команде 2 очка.
1)Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
2)Кофе, какао, пюре, эскимо.
Подведение итогов 2 тура. Для игроков и болельщиков – музыкальная пауза.
5.Тур 3. Станция «Гора творчества и смекалки»
1.Состязание рассказчиков «Дежурная буква»
Командам необходимо за 2 минуты составить небольшой текст, в котором все слова будут начинаться с одной буквы. Например: Вера взяла вилку в вазе. Вот ведро воды.
1)Дежурит буква К.
2)Дежурит буква П.
Игра для болельщиков – передать значение фразеологического оборота с помощью жестов. Болельщики называют фразеологизм и раскрывают его значение.
1)Сидеть сложа руки.
2)Чесать язык.
3)В одно ухо вошло, а в другое вышло.
4)Лезть на стенку.
2.Игровое поле «Прятки».
Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл.
1) Приставка как в слове ЗАПРЫГНУТЬ, корень как в слове ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка).
2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
3)Приставка такая же, как в слове ПОДРУГА, корень – как в слове ИГРУШКА, суффиксы – как в слове ЧИТАЛ (поиграл).
4)Это однокоренное слово со словом ЛЕТЧИК. Приставка такая же, как в слове ПЕРЕПРЫГНУЛ. Суффиксы одинаковые со словом СЛЫШАТЬ(перелетать).
3.Конкурс «Продолжи пословицу». Игроки по очереди отвечают. Если пословица названо неправильно, то ход переходит на сторону соперника и балл не засчитывается. Максимальное количество баллов – 5. За каждую подсказку товарищей балл может быть снят.
1.Под лежачий камень…(вода не течет).
2.Труд человека кормит, …(а лень портит).
3.Дело мастера…(боится).
4.У страха…(глаза велики).
5.Семь раз отмерь,…(один раз отрежь).
6.Делу время,…(а потехе час).
7.Что посеешь,…(то и пожнешь).
8.Семь бед – …(один ответ).
9.Семеро одного…(не ждут).
10.Не имей сто рублей,…(а имей сто друзей).
Во время подведения общих итогов соревнования объявляется очередная музыкальная заставка.
6.Подведение итогов