Автор: Калашникова Галина Ивановна
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Сальский аграрно-технический колледж"
Краткое описание работы: В данной работе проведены результаты исследований по использованию компьютеров студентами –первокурсниками в колледжеИсследования были  организованы в 3-х направлениях:1. Обеспеченность и использование студентами компьютерной техники 2. Сеть Интернет в жизни студента3. Компьютер на учебных занятиях глазами студентов  Для проведения опроса студентов  были разработаны 3 анкеты в соответствии с направлениями исследования. В исследовании принимали участие студенты 1 курса колледжа различных специальностей. Всего 62 студента

Дата публикации: Компьютер в жизни студента-первокурсника В данной работе проведены результаты исследований по использованию компьютеров студентами –первокурсниками в колледжеИсследования были  организованы в 3-х направлениях:1.  Обеспеченность и использование студентами компьютерной техники 2. Сеть Интернет в жизни студента3.  Компьютер на учебных занятиях глазами студентов  Для проведения опроса студентов  были разработаны 3 анкеты в соответствии с направлениями исследования. В исследовании принимали участие студенты 1 курса колледжа различных специальностей. Всего 62 студента
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Компьютер в жизни студента-первокурсника

КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ СТУДЕНТА

или

Компьютерные технологии в жизни студентов-первокурсников

в ГБПОУ РО «Сальский аграрно-технический»

исследовательская работа

Автор и руководитель исследований: Калашникова Г.И.

ВВЕДЕНИЕ

В наше время компьютер и компьютерные технологии  присутствует  во всех сферах человеческой жизни: управление производством, управлением и обслуживанием социальной деятельности,  автоматизация различных видов работ, выполнение проектных и расчетных работ и т.д,.   

Использование компьютерных технологий позволяет создавать базы данных, отчеты. Людям с ограниченными возможностями, инвалидам компьютер помогает получить образование, работать. С созданием всемирной сети Internet человек может получить практически любую информацию, сделать покупки и завести друзей, не выходя из дома. На многих крупных заводах всем производством управляют компьютерные программы. Именно за компьютерными технологиями будущее. Исследования космоса и морских глубин будут доверены компьютерам. Современная наука шагает семимильными шагами, и кто знает, какое изобретение последует дальше.

Жить в современном мире и быть далеким от компьютеров невозможно. Компьютер надолго вошел в нашу жизнь, и сможем ли мы существовать без него в будущем?

Всё больше становится людей, проводящих за компьютером по несколько часов ежедневно. Роль компьютера велика!!!  

В жизни студента значение компьютера как в учебной деятельности так и в быту очень многообразно. Компьютер  – это  инструмент в обучении, это огромный источник неисчерпаемой информации. Чего здесь только нет: энциклопедии, обучающие игры, словари, рефераты, а также – игры, общение, развлечение, чтение, музыка, фильмы. Если раньше любители чтения забивали свои шкафы толстыми книгами, меломаны – громоздили на полках многочисленные кассеты. Теперь можно купить несколько небольших дисков с большим объёмом информации на них или ещё проще воспользоваться «услугами» интернета.

Для части студентов через компьютер можно почувствовать  себя в роли журналиста или компьютерного дизайнера. Нужно просто очень сильно захотеть! Пожалуйста, вступайте в партнёрскую программу, приглашайте своих друзей и зарабатывайте, не тратя на это много сил и времени.

   В  студенческую жизнь, вместе с появлением компьютеров ворвались компьютерные игры, и сразу же завоевали многие сердца и нашли массу поклонников. Это говорит о том, что отдых с компьютером тоже обеспечен! С каждым годом игры совершенствуются и превращаются в настоящие шедевры, а список компьютерных фанатов растёт не по дням, а по часам. Новейшие игры — это очень реалистические игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Игры просто заставляют нас вживаться в роль главного персонажа. На время подросток покидает  реальность, забывает о различных студенческих проблемах, связанных, то ли с контрольной, то ли с экзаменом. Но чрезмерное  увлечение  компьютерами уже сейчас имеет и обратную сторону – это компьютерная и интернет-зависимость,  снижение зрения, головные боли, перенапряжение отдельных групп мышц.

Актуальность исследования

Компьютер– сегодня абсолютно обыденная вещь и в доме и в учебном заведении.
Умение пользоваться компьютером как и другими  гаджетами – важный навык для современных ребят. Однако стоит ли ограничивать пользование компьютером? И если да, то как? Эти мысли должны беспокоить  педагогов, родителей, да и самого подростка. Где польза, где вред? Как лучше использовать возможности ПК. Как дозировать использование компьютеров в жизни студента и нужно ли?

Цель исследования: выявить уровень обеспеченности и направления использования студентами-первокурсниками  компьютерной техникой и интернет,  а также степень  удовлетворенности от  использования ИТ-технологий на учебных занятиях.

Задачи исследования

      проанализировать информацию, характеризующую обеспеченность и направления использования студентами  компьютерной техникой и интернет, а также удовлетворённость использования ИТ-технологий на занятиях

      составить перечень рекомендаций для студентов, преподавателей и администрации для эффективного использования ИТ-технологий

Объект исследования:

Студенты-первокурсники

Предмет исследования

Использование компьютерной техники в жизни студента

Методы исследования:

      Анкетирование студентов

      Сравнение

      Анализ

      Синтез

.В данной работе проведены исследования по использованию компьютеров студентами –первокурсниками в ГБПОУ РО «Сальский аграрно-технический колледж»

Исследования были  организованы в 3-х направлениях:

1.           Обеспеченность и использование студентами компьютерной техники

2.           Сеть Интернет в жизни студента

3.           Компьютер на учебных занятиях глазами студентов

Для проведения опроса студентов  были разработаны 3 анкеты в соответствии с направлениями исследования. В исследовании принимали участие студенты 1 курса ГБПОУ РО «САТК» различных специальностей. Всего 62 студента

1.Использование студентами  компьютерной техникой

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека — одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных  подростков.

Компьютерные технологии  накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного подростка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных  и интернет технологий,  распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на подростков, также изменяется процесс обучения и  досуг  подростков.

Но хорошо ли, что машины в жизни современного человека, подростка  занимают такое важное место? Стоит признать, что современные молодые люди  значительно меньше непосредственно общаются друг с другом, отдавая предпочтение виртуальным друзьям. Игры на компьютере ребенку интересны больше, чем строительство шалаша, игра в футбол с друзьями. Несомненно, современный подросток  владеет большей информацией, чем его ровесник из 80-х годов.

Но вот насколько будет здоров такой ребенок – вопрос спорный. Длительное пребывание у компьютера приводит к ряду заболеваний. И у людей, работающих на компьютерах, появились профессиональные заболевания. Чаще всего страдает позвоночник и суставы, органы зрения и дыхания.

Вся информация — благодаря Интернету, становится более доступной. Современным студентам теперь не нужно часами сидеть в библиотеках и переписывать материалы из первоисточников. Однако такой легкий способ получения информации из сети делает современных студентов ленивыми, и они меньше вникают в материал и не вникают в проблему самостоятельно.

Несомненно, роль компьютера в современном обществе не только велика, но и уникальна. Вряд ли на нашей планете живет такой человек, который может дать ответ на любой вопрос, точно и в считанные секунды рассчитать траекторию движения ядерной ракеты, или быстро вручную отредактировать фото, которые вы сделали минуту назад. Компьютер в нашей жизни – главный помощник.

Однако стоит помнить, что работа с компьютером не должна перерасти в зависимость. Человек – социальное существо, имеющее чувства и эмоции. И не стоит забывать, что компьютер – это всего лишь машина, состоящая из металла и пластмассы, и все потребности человека машина удовлетворить не сможет никогда.

Исследование:

обеспеченность и направления использования студентами  компьютерной техникой (в чел., общее количество опрошенных 62 чел)

1.    

1

Имеете ли Вы доступ к компьютеру?

 

 

да

58

 

нет

4

2

Каким компьютером Вы постоянно пользуетесь

 

 

собственным

38

 

семейным

15

 

У друзей, в колледже

9

3

Сколько примерно времени  в день  Вы работаете на компьютере?

 

 

Не работаю с ПК

6

 

До 2-х часов

13

 

3- 5  часов

27

 

Более 5 часов

15

4

Для каких целей Вы используете компьютер?

 

 

Все что можно

38

 

Только общение

8

 

Не использую

5

 

Только игры

5

 

Только фильмы

6

 

Толко обучение

4

5

Используете ли вы компьютер для учебы?

 

 

да

48

 

нет

13

 

редко

1

6

Какие учебные задания вы выполняете на ПК?

 

 

Никакие

15

 

Поиск

4

 

Презентации

4

 

Все, которые нужно

40

7

Где Вы производите распечатку учебного материала?

 

 

дома

17

 

В колледже, у друзей

38

 

Ни где

8

8

Кто вам устанавливает программы на компьютере?

 

 

Полностью самостоятельно

27

 

Частично самостоятельно

11

 

специалист

14

 

Не устанавливаю

10

9

 Чему вы бы хотели научиться при работе с ПК

 

 

Ничему

9

 

Всему что можно

40

 

Все умею

7

 

Отдельные программы

6

10

Соблюдаете ли вы рекомендации при работе с ПК

(ограничение во времени, моргание спец оборудование — кресло)

 

 

 

да

14

 

нет

35

 

частично

9

 Вывод:

Обработав данные анкетирования 62 студентов было выявлено:

1.     Доступ к компьютеру имеют 58  студентов,  из них:  38 – имеют собственный компьютер, 15 – общий семьи, 9 – в колледже или у друга.

2.     Студенты очень много времени в день проводят за компьютером, а именно

       Больше  5 часов – 17 чел

       3-5 часов – 27 чел

       Менее 2 часов – 13 чел

       И вообще не работает систематически  1 чел

3.     Студенты очень насыщено используют компьютер для занятий, а именно:

       Выполняют все задания, которые задает преподаватель  38 чел

       А для учебных целей используют ПК  – 48 чел

       Используют ПК для выполнения всех заданий которые только возможно – 40 человек

4.     Оснащенностью техникой для распечатки материала дома не имеют возможности 37 чел

5.     Большая часть студентов умеют работать с компьютерными программами

       Полностью самостоятельно 27

       Частично самостоятельно 11

6.     Считает, что:

       нужно учиться овладению всеми возможностями ПК 40 чел.

       ничему не нужно учиться 9 чел

7.     Студенты не считают нужным заботится о своем здоровье при работе на ПК.

       Соблюдают правила лишь 14 человек

       частично лишь 9 чел

Обобщая ответы участников анкетирования можно сделать вывод,

1.     Компьютером пользуется большая часть студентов  — 94% ,

2.     большая часть студентов для распечатки использует не домашние ПК – около 60%

3.     Для учебных целей студенты максимально используют возможности ПК – 77%

4.     Более 3-х часов проводят за ПК студентов около 70%

5.     Владеют компьютерными программами в той или  степени  — 61% , при этом хотят  владеть всеми возможностями – 65%

6.     Соблюдают Правила безопасности в какой то степени лишь 37%

Общий вывод: Обеспеченность студентов компьютерной техникой высока, но не в полном комплекте (не достаточно собственной  оргтехники для распечатки материала),  владение возможностями ПК и  желанием хорошо работать на ней высокое. Рекомендуется ограничить время пребывание молодых людей за ПК в течение дня, а также  соблюдать правила безопасной работы

2. Студент и Интернет

Современному студенту  уже трудно представить свою жизнь без всемирной паутины. Интернет прочно вошел в жизнь каждого человека, учреждения и предприятия. И даже дети считают интернет важной частью жизнью.

Какая польза от интернета?

Исследуя пользу и вред интернета, ученые и врачи расходятся во мнениях. Никто не отрицает, что интернет значительно упростил многие вещи. Школьникам и студентам стало легче учиться, потому что они получили свободный доступ к огромному количеству учебных материалов. Предприятия теперь могут гораздо проще и быстрее обмениваться информацией. Каждый человек благодаря интернету может интересно провести время, не выходя из дома. Социальные сети позволяют общаться с людьми со всего земного шара.

Наряду с этим врачи бьют тревогу, так как интернет способствует развитию различных заболеваний. Наличие интернета увеличивает время, проведенное у компьютера. А, как известно, именно сидячий образ жизни является причиной многих заболеваний. Проблемы со зрением, шейным отделом позвоночника и нарушение осанки также увеличиваются по мере роста количества активных пользователей интернета.

Вред и польза интернета для студентов

Основная польза интернета для студентов заключается в доступности учебной информации. Стало гораздо проще писать рефераты, доклады, находить материал для творческих работ. Однако при этом открылся доступ к массе готовых сочинений и домашних работ, что снижает творческий потенциал учащихся.

Кроме этого появление соцсетей привело к тому, что общение из реального мира перешло в виртуальный.

Но самой большой проблемой интернета является то, что он вызывает зависимость у подростков  по причине того, что у них не до конца окрепла психика.

Надо учить правильно пользоваться всемирной сетью и тому, как провести время в интернете с пользой. Хотя им было бы гораздо полезнее пообщаться с друзьями лицом к лицу и погулять на улице.

Исследования:

Студент-первокурсник и интернет (в чел. Всего опрошено 62 чел)

 

 

1

Есть ли у вас выход в интернет?

 

 

да

58

 

нет

4

2

С какого устройства вы выходите в сеть интернет?

 

 

Только с телефона

9

 

Только с компьютера

1

 

С двух устройств

49

 

Не пользуюсь интернотом

3

3

Сколько времени в сутки примерно Вы бываете в Интернет

 

 

1-2 часа

12

 

3-4 часа

14

 

5-6 часов

5

 

Весь день

27

 

Ни сколько

3

4

Примерно какая часть времени пребывания в интернете составляет выполнение учебных заданий

 

 

Ни сколько

17

 

Меньше 1 часа

13

 

1-2 часа

27

 

2-3 часа

5

5

Какую учебную работу вы выполняете в Интернете

 

 

Все что задают

42

 

Поиски и рефераты

6

 

ничего

14

6

В каких социальных сетях Вы общаетесь?

 

 

Ни в каких

10

 

Только в контакте

16

 

В контакте и одноклассниках

15

 

Во всех возможных

22

7

Ограничивают ли родители ваше пребывание  в интернете

 

 

да

16

 

нет

43

 

Я скрываю

1

 

Нет интернета

3

8

Считаете ли вы себя Интернет-зависимыми?

 

 

да

17

 

нет

42

 

частично

2

 

Нет интернета

4

9

Предоставляет ли колледж вам возможность выхода в интернет

 

 

да

18

 

нет

45

10

Ваши пожелания для администрации   по работе с интернетом в колледже

 

 

 

Свободный доступ

50

 

Доступ в общежитии

8

 

Мне безразлично

4

 

Доступ на занятиях

1

Вывод:

Обработав данные анкетирования 62  студентов по использованию студентами было выявлено:

1.     Интернетом пользуются 58 чел (94 %), из них в интернет выходят  телефона и с ПК одновременно 49 чел (79%)

2.     Проводят время весь день 27 чел (44%), общаются во всех возможных сетях 22 чел (35%), при этом не ограничивают родители 43 чел (около 70%) и такое же количество студентов не считает себя интернет-зависимыми

3.     Используют интернет для выполнения домашних заданий около 70%, большая часть считает, что колледж недостаточно предоставляет возможности работать с Интернет

4.     Считают необходимым в колледже обеспечить свободный доступ в интернет 50 чел, т.е 81%

Общий вывод: Возможность работать с Интернет имеют практически все студенты, но не из колледжа. Большое количество студентов используют для выполнения учебных заданий. Но также много студентов злоупотребляют этим, находясь продолжительное время в Интернете и занимаясь бестолковой болтавней. При этом почти все студенты не считают себя интернет-зависимыми.

Рекомендации: работать и с родителями и с детьми возможном ограничении времени работы в Интернете. Также администрации колледжа следует подумать о расширении возможности доступа к Интернет в учебных целях

3.Учебные занятия с ИТ-технологиями

Компьютер пришел  образовательные учреждения в последние несколько десятилетий. Возможности компьютера способствуют  желанию обучаться, помогают выявить способности подростков. На уроке  преподаватель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у студентов, как поиск,  активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Целью этих технологий в образовании является: повышение качества обучения, повышение активности обучаемых к познавательной деятельности, оптимизация поиска необходимой информации, развитие мышления, освоение навыков работы с информацией и различными программными продуктами. Также необходимо, чтобы компьютерное образование было согласовано с учебным планом. Компьютерные учебные программы заявили о себе сразу же в период появления персонального компьютера, но, несмотря на это, они начали приобретать признание только в последние несколько лет. Наиболее широким понятием, применимым ко всем обучающим программам, учебникам и другим компьютерным продуктам, является программное средство учебного назначения. Программные средства учебного назначения  имеют несколько целей: осуществление контроля и диагностики ошибок, облегчение образовательного процесса, представление учебной информации в удобном и интересном виде для обучаемого. Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, наиболее широко использующиеся в сфере образования.

Исследования

Учебные занятия с ИТ-технологиями

1

На каких уроках учитель использует возможности компьютера —  учебные презентации, тесты,, фильмы ?

 

 

На всех понемногу

20

 

биология

1

 

физика

5

 

информатика

1

 

биология

1

 

химия

1

 

ОБЖ

6

 

история

5

2

Какие программы использует преподаватель

 

 

Не знаю

8

 

видео

3

 

тесты

0

 

презентации

7

 

Все вышеперечисленное

44

3

Как часто проводятся подобные уроки по дисциплинам, исключая информатику?

 

 

редко

24

 

Часто

29

 

Не знаю

10

4

Что делают студенты во время показа презентаций, видео ?

 

 

Занимаются своим делом

16

 

Смотрят записывают

46

5

Какие занятия более полезны – с ИТ или без них

 

 

С применением ИТ

50

 

Без применения ИТ

2

 

Мне безразлично

10

6

На каких  уроках нужно использовать компьютер, презентации, но используются недостаточно

 

 

Основы агрономии

4

 

ОБЖ

2

 

физкультура

5

 

математика

1

 

химия

68

 

информатика

8

 

Не знаю

18

 

На всех

18

7

Считаете ли Вы полезным  использовать компьютерные тесты на занятиях для проверки ваших знаний

 

 

да

51

 

нет

7

 

Мне все равно

5

8

На каких уроках преподаватель использует компьютерные тесты?

 

 

информатика

56

 

физика

3

 

Не знаю

3

9

Какие виды работ вы бы выполняли на компьютере, если бы они были на каждом занятии

 

 

Сидел бы в соц. сетях

8

 

Мне все равно

8

 

Интернет-работы

4

 

Тесты, расчеты

30

 

Видео, презентации

12

10

Ваши пожелания преподавателям по использованию возможностей ПК на занятиях?

 

 

Все хорошо

5

 

Мне все равно

15

 

Использовать чаще

42

Вывод:

Обработав данные анкетирования 62  студентов по использованию преподавателями в учебных целях ИТ-технологий было выявлено, что по мнению студентов,

1.      Преподаватели используют на занятиях ИТ-технологии в основном на информатике – 68% и на всех остальных понемногу – 32%. Это фильмы, презентации, однако 13% студентов этого не замечают.

2.      Подобные уроки проводятся часто, считают 47%, но 16% студентов опять этого не замечают. Чем в это время занимаются студенты? 74% все во внимании, но остальные 26% занимаются своим делом

3.     Полезны ли такие уроки? Да – 81%, , но 16% это безразлично

4.     На каких уроках нужно увеличить использование ИТ. На всех, считают почти 30%, но столько же считают, что им все равно

5.     Компьютерное тестирование нравится 82%, но проводится оно в основном на информатике

6.     Если бы преподаватели увеличили бы использование ИТ технологий, то лучше, если бы это были тесты и расчеты – почти 50%, ну еще видео и презентации – почти 20%

7.     Студентом нравятся уроки с ИТ-технологиями – 68%, но 24% это безразлично

Общий вывод: В целом,  по мнению студентов, использование ИТ-технологий на занятиях студентами приветствуется, они проводятся часто, им нравятся презентации и тесты. Если таких занятий увеличить, это приветствуется. Однако это больше присуще информатике и меньше другим дисциплинам. Беспокоит, что до20% студентов это безразлично или они просто не замечают

Рекомендации: Больше использовать ИТ-технологий на всех уроках, кроме информатики. Преподавателям следует обратить внимание на безразличных студентов, которые находят возможным заниматься своими делами во время занятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что  для студентов САТК свойственны те же признаки информационной образованности, что и для молодых людей  практически вей страны. Они имеют доступ к компьютерам и Интернет. Они владеют приемами работы с ними, используют ИТ технологии для подготовки к занятиям, они готовы совершенствовать свои навыки. При этом они злоупотребляют использованием интернета и готовы просиживать целый день, не соблюдая правила безопасности.

Студентам помогает использование ИТ –технологий на занятиях, но третья часть студентов этого не замечает.

 

Преподавателям следует задуматься над тем, что части студентов вообще ничего не интересно на занятиях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.