Комплексный анализ текста в 9 классе как форма подготовки к ОГЭ
Бахтин Сергей Федорович
МОУ «Михайловская основная общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл.
Комплексный анализ текста в 9 классе
Задания:
- Прочитайте текст.Определите его тему и основную мысль.
- Составьте план.
- Выпишите сочетания слов, которые характеризуют зимний морозный день и помогают зримо увидеть картину.
- Выпишите такие словосочетания, которые характеризуют , как падал снег.
- Почему в первой группе много прилагательных , а во второй – наречий? Как это связано с общим значением этих частей речи?
- Спишите , вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, обозначьте в первом абзаце окончания слов , употребленных во множественном числе. Укажите части речи. Определите часть речи слов гуще и сильнее в предпоследнем предложении.
Снег
…Великолепен был вид зимней природы. Мороз выж..л влажность из древесных сучьев и стволов и кусты и деревья, даже камыш.. и высокие травы опуш..лись блестящ..м ине..м по которому бе..вредно ск..льзили солнечные лучи осыпая их только холодным блеском алмазных огней.
Красны ясны и тихи стояли короткие зимние дни, похожие, как две капли воды, один на другой.
Но вот мороз начал ..давать померкла ясность синего неба пот..нул зап..дный ветер и пухлая белая туча незаметно надв..гаясь заволокла со всех сторон гор..зонт.
Как будто ..делав своё дело ветер опять утих и благ..датный снег начал прямо медле(н ,нн) о, большими клоч..ями опуска( т ,ть) ся на землю.
Снег начал идти с деревенского ра( н ,нн) его обеда шёл б..спрестанно, час от часу гуще и сильнее. Я всегда любил смотреть на тихое падение или опущение снега.
( По С.Аксакову)
1.Тема текста – описание природы зимой. Основная мысль – восхищение автора красотой зимней природы.
2. План текста.
– Великолепный вид;
- Короткие зимние дни;
- Померкла ясность неба;
- Благодатный снег.
- В отрывке описывается два состояния природы : в сильный мороз и во время снегопада. Следовательно, план отрывка должен содержать не менее двух пунктов.( Я предлагаю более развернутый план ,см. выше).
3. Наиболее яркие сочетания слов, характеризующие морозный день: блестящий иней ; солнечные лучи ; холодный блеск алмазных огней ; красные , ясные и тихие дни ; ясность синего неба.
5. В первой группе много прилагательных , так как они указывают на признаки предметов. А при описании снегопада главное внимание уделяется процессу , признакам действия , поэтому в сочетаниях много наречий :снег падал прямо , медленно , шел беспрестанно , час от часу гуще и сильнее.
6. Слова ,употребленные во множественном числе в первом абзаце : из древесных сучьев и стволов ,кусты , деревья ,камыши ,высокие травы ,опушились ,скользили ,солнечные лучи ,алмазных огней. В предпоследнем предложении слова гуще и сильнее являются наречиями в сравнительной степени , так как они обозначают признак действия ( а не предмета) : снег шел (как?) гуще и сильнее.