Автор: Джуманова Ольга Анатольевна
Учебное заведение: ГБПОУ СПЦ № И 5
Краткое описание работы: Цель КМО: обеспечение высокого качества подготовки специалистов.

Дата публикации: Комплексное учебно-методическое обеспечение профессий и специальностей Цель КМО: обеспечение высокого качества подготовки специалистов.
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Комплексное учебно-методическое обеспечение профессий и специальностей

Обоснование выбора темы, ее актуальность

Необходимость обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала на поиск путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.

Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности выпускника, его нравственного и творческого потенциала, профессионализма.

Динамичное развитие образования требует создания новых форм и методов обучения, связанных с потребностями общества в конкретных специалистах; развитие передовых технологий в сфере производства, возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников, именно это обуславливает потребность в создании учебно – методических комплексов по профессиям.

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине (профессиональному модулю) охватывает весь «дидактический маршрут» изучения дисциплины, разрабатывается и создается для преподавателя и для студентов в виде «учебно-методических комплексов» по каждому учебному занятию, всем учебным темам, разделам, курсовому проектированию (если таковое имеется по учебному плану) с учетом необходимости усвоения содержания программного материала на уровне требований ФГОС СПО, качественного формирования системы базовых знаний, умений, навыков и опираясь на общие компетенции: организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК.02); анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК.03); осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК.04); использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК.05); работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК.06).

При создании УМК ориентировалась на следующие принципы:

– принцип модульности — учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК;

– принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения — диагностичность описания целей, реализация ФГОС, обеспечение контроля, включая объективные методы достижения целей;

– УМК определяет целевую программу действий обучающихся и обеспечивает ее соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления, самоконтроля;

– содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения;

– все элементы УМК должны обеспечивать комплексный подход.

Цель КМО: обеспечение высокого качества подготовки специалистов.

Задачами КМО, его элементов (или составляющих) являются:

– создание интегрированной совокупности учебно-методического материла;

–  целенаправленное развитие знаний, умений и навыков студентов;

–  унификация образовательного процесса;

– активизация учебно-творческой и исследовательской деятельности студента, такая деятельность как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойную стимуляцию: внутреннюю, когда студент получает удовлетворение, приобретая новые профессионально значимые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются педагогом;

– совершенствование мастерства преподавателей с передачей педагогического опыта; внедрение новых форм и методов педагогической работы;

– создание комплексной системы контроля знаний и умений студентов;

– обеспечение учебно-методическими материалами всех видов занятий, учебной и внеаудиторной деятельности;

– оказание методической помощи: обучающимся в учебной, учебно-исследовательской и прочих видах деятельности; преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы; информирование и представление информации для преподавателей и студентов о методиках освоения учебного материала;

– обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации работников образовательного процесса.

Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход, который в той или иной форме должен:

– отражать содержание подготовки по дисциплине или разделу модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;

– содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий обучающемуся достигать требуемого уровня усвоения;

– представлять обучающемуся возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность; максимально включать объективные методы контроля качества образования.

При создании УМК можно выделить 4 этапа.

1 этап — изучение и создание нормативной и учебно-методической документации. Сюда входят:

Федеральный компонент (ФГОС, примерный учебный план, примерная учебная программа, перечень кабинетов и лабораторий, необходимых для освоения ПМ или ОП).

Региональный компонент — рабочий учебный план, рабочая программа, календарно-тематический план, технологические карты уроков (или план учебного занятия, лабораторной работы или практического занятия). Особого внимания заслуживает разработка рабочих программ и особенно раздел «внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся».

2 этап создания УМК — это выбор средств обучения. В первую очередь определяются дидактические средства: 1) Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы. 2) Методическая литература — частные методики преподавания, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания. 3) Дидактические материалы. Сюда включаются все дидактические материалы, имеющиеся у преподавателя. 4) Технические средства обучения. Сюда входят как традиционные средства обучения, так и аудиовизуальные средства, видеоматериалы, видеокассеты, различные компьютерные дискеты и использование компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств обучения. В этот же раздел включаются все средства обучения, используемые для проведения лабораторно — практических работ, вопросы для защиты практических и лабораторных работ.

3 этап включает традиционные и новые технологии обучения. Сюда входят наработанные методические разработки уроков: комбинированных уроков, уроков лекций, бинарных уроков, интегрированных уроков, уроков семинаров, деловой игры, уроков «Счастливый случай» и т. д.

4 этап — контроль за знаниями и умениями студентов. В этот раздел входят различные виды контроля за знаниями и умениями студентов.

Преподаватель, работая над созданием УМК совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.

Результат. УМК позволяет использовать системный, индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к организации учебного процесса.

Системный подход к организации работы преподавателя позволяет решить актуальные проблемы обучения: развитие учебно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов; введение новых технологий и методов обучения; усиление общенаучной подготовки преподавателя и студентов; приведение профессиональной подготовки специалистов в соответствии с образовательными стандартами; акцентировать работу преподавателей на консультационно-координирующую функцию управления познавательной деятельностью студентов; а для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

 

Список использованной литературы (основной):

1.             Щепотин А. Ф., Чекулаев М. А., Сосонко В. Е., Шеховцев А. П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002

2.             Макаров А. В., Трофимова З. П., Вязовкин В. С., Гафарова Ю. Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие — Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с.

3.      Фоминых И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 307-309.