Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии
Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Полозкова Э.В.
Старший воспитатель
МБОУ «СОШ № 14 с УИОП»
г. Балахна Нижегородская область
В настоящее время одним из важных направлений деятельности в системе образования Российской Федерации является образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так одна из главных задач ФГОС ДО - обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от его психофизиологических особенностей (включая ОВЗ).
В нашем детском саду также проводится работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Вопрос о выборе маршрута для ребенка-инвалида, в том числе, об определении формы и степени его инклюзии в образовательную среду, решается территориальной психолого-медико-педагогической комиссией исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей данного ребенка, с непосредственным участием его родителей. Далее маршрут ребенка-инвалида конкретизируется в образовательной организации.
Индивидуальный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями предполагает постепенное их включение в коллектив сверстников с помощью взрослого. Это требует от педагогов дошкольного учреждения новых знаний для формирования у таких детей умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Наличие в группе детского сада ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.
С появлением в дошкольном учреждении ребенка с ограниченными возможностями здоровья потребовалось принять ряд локальных актов, регламентирующих организацию работы с ним. Были разработаны и утверждены
- Положение об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме.
- Положение об индивидуальном образовательном маршруте.
Основной образовательной целью работы с ребенком - инвалидом является продолжение дошкольного воспитания ребёнка в условиях детского сада.
Для образовательной деятельности с ребенком, имеющим ОВЗ, требуется создание специальных условий:
1. разработка и в дальнейшем использование адаптированной образовательной программы;
2. использование специально подобранных учебных пособий и материалов;
3. проведение индивидуальных коррекционных занятий с учителем – логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом;
4. другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья". (ФЗ №273 ст.79 ч.3);
5. прохождение курсов повышения квалификации «Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования (ФГОС ДО)» всеми специалистами, работающими с ребенком-инвалидом.
Законом предусмотрено создание адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ, получающего дошкольное образование вне группы компенсирующей направленности в условиях инклюзии [3].
Ведущими специалистами по реализации АОП являются: учитель-логопед; педагог-психолог; воспитатели группы – индивидуальная работа в рамках совместной образовательной деятельности по рекомендациям учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, работа по индивидуальному учебному плану; музыкальный руководитель - индивидуальная работа в рамках совместной образовательной деятельности по рекомендациям учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога [1].
Разработка индивидуальной адаптированной образовательной программы предполагает обучение не только ребенка, но и всей команды специалистов, которая с ним работает, а также родителей, включение их, как полноправных субъектов формирования того или иного умения или навыка.
Деятельность педагога-психолога строится по следующим направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями. Коррекционная работа с ребенком проводится индивидуально. Планирование работы с ребенком осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему плану, при составлении которого учитывались психические и физические возможности ребенка, по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Учитель-логопед определил содержание образовательной деятельности для ребенка с сопутствующим диагнозом речевого нарушения (по результатам территориальной психолого-медико-педагогической комиссии). Оно соответствует содержанию специализированной программы по коррекции нарушений речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
Содержание специализированной программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей ребенка.
Коррекционно-развивающие индивидуальные занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Коррекционная работа учителя – дефектолога направлена на развитие психических функций, формирование элементарных математических представлений.
Воспитателем группы разработан и реализовывался в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду индивидуальный образовательный маршрут, отражающий взаимодействие ребенка во всех пяти образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО. Работа в образовательной области «Речевое развитие» строилась в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда, в образовательной области «Познавательное развитие» - в соответствии с рекомендациями учителя-дефектолога.
Учитывая особенности образовательной деятельности, социокультурные условия, возможности и потребности участников образовательной деятельности (ребенка и его семьи, педагогов и других сотрудников ДОУ), в содержании части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, отражены следующие задачи:
- формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;
- формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире);
- формирование общих представлений о своеобразии природы;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе.
Региональный компонент включает в себя ознакомление с природой родного края, животным миром (насекомые, рыбы, птицы, звери), с растительным миром.
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента организуется с периодичностью один раз в месяц в форме познавательной деятельности, основываясь на календарь тематических недель, составленный педагогами. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, продуктивную деятельность), через интеграцию различных образовательных областей.
Наличие ребенка с ограниченными возможностями здоровья нарушает привычную жизнедеятельность семьи, вносит свои коррективы в ее социально-экономическую и психологическую среду. Безусловно, процесс воспитания такого ребенка гораздо сложнее и требует наличия особых условий. Родители (законные представители) ребенка часто не обладают специальными психолого-педагогическими знаниями. Отсюда остро встает необходимость решения проблемы педагогического просвещения их [2].
Для полноценного психолого-педагогического сопровождения педагогами детского сада были подобраны различные материалы и оборудование, которые использовались как в рамках образовательной совместной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности ребенка. Список оборудования постоянно пополнялся новыми современными объектами.
При организации работы с ребенком с ОВЗ важна команда, где каждый участник отвечает за свое направление, занимается активным самообразованием и взаимообучением. Для пополнения знаний использовали изучение опыта работы коллег (интернет, участие в работе конференций, прослушивание вебинаров, общение в профессиональных сообществах).
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это создание особого учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами.
Психолого-педагогическое сопровождение – это важная составляющая модели инклюзивного образования.
Литература
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.
- Кашинская О. В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации // Вестник науки и образования № 5 (29), 2017.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 527с.: ил., табл. — (Коррекционная педагогика).
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. — М.: Издательство «Книголюб», 2007.