Автор: Гузяева Людмила Петровна
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств № 8 г. Ульяновск
Краткое описание работы: Музыка и литература настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, преподавая в школе искусств, невозможно не говорить о литературе. 

Дата публикации: «Классный час как одна из форм интеграции предметов в ДШИ» Музыка и литература настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, преподавая в школе искусств, невозможно не говорить о литературе.  
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

«Классный час как одна из форм интеграции предметов в ДШИ»

           Интеграция предметов в современной школе искусств – одно из направлений интересных новых педагогических решений, целью которых является эффективное и разумное воздействие на учащихся.             

Два великих начала – музыка и литература – две стихии искусства. На протяжении многих веков они взаимодействуют друг с другом, рождая великие шедевры. Поэтический текст  придает музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров. Чтобы стихотворение стало основой музыкального произведения, оно должно быть мелодичным и ритмичным, состоять из благозвучных слов, которые легко будут петься. Литература помогает музыке быть более доступной и понятной для слушателя. А музыка преобразует и обогащает литературу, делая её более выразительной, эмоциональной, яркой.

Музыка и литература настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, преподавая в школе искусств, невозможно не говорить о литературе. Как можно разделить, например, удивительный романс Глинки  «Я помню чудное мгновенье»  и необычную историю посвящения А.С. Пушкина стихов и музыки матери и дочери Керн. Музыкальное искусство, несмотря на всю свою уникальную специфичность, не может быть плодотворно освоено без поддержки со стороны литературы, так как только в их органическом единстве можно познать  богатство чувственных ощущений, многообразие звуков, красок, движений.

В течение длительного времени я использую интегрированный тип урока и внеклассного мероприятия. Это объясняется тем, что интегрирование вносит в обучение новизну и оригинальность, имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий  повышает мой личный рост профессионального мастерства, так как требует от меня владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

Опираясь на свой педагогический опыт, хочу дать начинающим педагогам следующие методические рекомендации по применению интеграции  на уроках и внеклассных мероприятиях:

1.Уроки и мероприятия  интегрирующего вида  имеют особую структуру построения:

первый тип – работают два педагога одновременно;

второй тип – состоит из двух уроков – музыкального и литературного;

третий тип – ученики самостоятельно работают в сотрудничестве с педагогами разных направлений (пианист, художник, теоретик, хореограф, театрал).

Я работала со всеми направлениями, кроме театра.

2.Интегрированные мероприятия должны иметь определенные цели:

  • познавательные – содержательно-информационные, когда ищутся связи между фактами, явлениями и делаются выводы;
  • развивающие – информационно-деятельностные, когда присутствуют анализ, сравнение, сопоставление и обобщение;
  • воспитательные – научить учащихся извлекать нравственные уроки из осмысления проанализированных произведений.

3. Исходя из конкретных условий, необходимо спланировать, как использовать музыкальный и  литературный материал, чтобы он имел определённое художественное воздействие на учащихся, способствовал бы наиболее интересной драматургии мероприятия.

4. Учитывать возрастные особенности учащихся при подборе музыкального и литературного ряда.

5. Следует уделять внимание интонационно-образной стороне различных произведений искусства. Интонация – своеобразный код, в котором зашифровано всё многообразие любого вида искусства, будь то музыка или литература.

6. Во время анализа произведений, и в процессе восприятия важно сохранить эмоциональное отношение самого ученика к произведению, не перегружая его терминологией, сухими фактами.

7. Среди методов анализа художественного произведения используются: метод сопоставления произведений разных видов искусства и метод сравнения произведений по принципу сходства, различия, контраста.

Что же общего между звуком и словом? Ответ однозначен:  слова и музыка звенья одной цепи, и главная их функция –  воздействие на чувства и разум человека. Рассмотрим на примере изучения творчества Дениса Давыдова в русской и современной музыке.

Денис Давыдов  – знаменитый русский гусар, уроженец Симбирской губернии, яркий представитель «гусарской поэзии» писал стихи с рождения и до последних дней. Образ певца-героя его произведений оказался настолько притягательным, что музыканты не могли обойти его вниманием.

Самые ранние песни на слова Дениса Давыдова известны с начала 1820-х годов. На произведения поэта написали музыку Александр Алябьев, Антон Рубинштейн, Александр Даргомыжский, Константин Вильбоа и многие другие, менее известные композиторы ХIХ века. В числе их В. Сабурова, А. Вилламов, Г. Демидов, С. Донауров, С. Габель, А. Шульц.

В начале 1820-х годов было очень популярно стихотворение «Листок» (позже оно было положено на музыку композитором М. Глухом), которое приобрело известный политический смысл. Образ сорванного бурей листка ассоциировался с судьбой политического изгнанника, жертвы произвола и тирании.  

 «Гусарские» стихи поэта положили начало литературной известности Давыдова, он явился не только создателем жанра гусарской лирики, но и, по существу, единственным его представителем. Обстоятельства сложились так, что именно Денису Давыдову выпало на долю положить начало армейскому партизанскому движению, зачастую сливавшемуся с народной партизанской войной. В составе партизанского отряда Давыдова  сражался и будущий знаменитый композитор Александр Алябьев.

Известны три романса Александра Алябьева на стихи Дениса Давыдова – «Брызни искрами…», «Сижу на береге потока», «И моя звёздочка». Попав к цыганским певцам с музыкой Алябьева, романс «И моя звёздочка» был великолепно распет ими, что и увековечил писатель Николай Лесков в повести «Очарованный странник»

Любовные радости и огорчения составляют сюжеты давыдовских элегий и лирических стихов. Пять женщин оставили заметный след в поэзии и жизни «гусара». Последний, неистовый и страстный роман Давыдова к Евгении Золотаревой с самого начала был обречён на печальную развязку. Так он и закончился. Но памятью об этой любви остался большой лирический цикл стихотворений, искренний, пылкий и нежный, посвящённый Евгении Дмитриевне Золотарёвой. Не случайно, почти все стихи этого цикла были увековечены музыкантами в прекрасных романсах и песнях, популярных и в настоящее время.

Новый всплеск интереса отечественных композиторов к творчеству Давыдова произошёл в 1940-1950-е годы и был связан с огромным подъёмом патриотического чувства народа во время и после окончания Великой Отечественной войны. В те годы циклы романсов на стихи поэта написали Алексей Животов, Марианн Коваль, Михаил Глух. В ноябре 1957 года с большим успехом в Ленинградском Малом оперном театре прошла премьера оперы Михаила Глуха «Денис Давыдов».  Многие вокальные номера ОПЕРЫ основаны на текстах поэта. В 1970-е годы к произведениям Дениса Давыдова обратились Георгий Портнов и Владимир Рубин, поставивший в 1986 году в Москве свою монооперу «Сцены из гусарской жизни». И поныне современные авторы, сочиняющие песни, романсы, оратории и оперы на темы Отечественной войны 1812 года и гусарской романтики, обращаются к ней. С 1981 года звучат в эфире и на эстраде романсы и песни Александра Журбина из

кинофильма «Эскадрон гусар летучих»: «Гусарский пир», «Я люблю кровавый бой», «Прошла борьба моих страстей», «Я не ропщу», «О, пощади», «Не пробуждай, не пробуждай», «Я не хочу войны», «Простите, право, виноват».

            Значительно усилит впечатление мероприятий  использование интерактивных технологий. Презентация  по творчеству поэта, использование красочных слайдов, романсы и песни звучащие со сцены, несомненно, оставят глубокий след в  сердцах слушателей.

Литература:

1.«Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе» Ю.М. Колягин. Начальная школа. 2001 г. №3.

2. «Интегрированный эстетический курс для начальной школы» Л.П. Ильенко. Москва, АРКТИ. 2000 г.

3.Васина – Гросман В.А. Музыка и поэтическое слово / В.А.Васина – Гросман.– М.:Просвещение,1978 г.

4.Зурабова К.О. Неразумная сила искусства. / Ксения Зурабова // Дошкольное воспитание. –2002.- № 4.

5.Материалы с сайтов:

   liveinternet.ru

   stihi24.ru

   davidov.net.ru

   tverlib.ru/ddavydov/davydov-01.htm

   tverlib.ru/ddavydov/davydov-051.htm

6.Материал из Википедии – свободной энциклопедии

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.