Автор: Емельянова Лайла Алимовна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 г. Георгиевска Ставропольского края
Краткое описание работы: Календарно-тематическое планирование спецкурса "Археология Северного Кавказа" 5 или 6 класс 

Дата публикации: Календарно-тематическое планирование «Археология Ставрополья и Северного Кавказа». Календарно-тематическое планирование спецкурса "Археология Северного Кавказа" 5 или 6 класс 
Просмотреть свитедельство о публикации

kraev

Календарно-тематическое планирование «Археология Ставрополья и Северного Кавказа».

 

Календарно-тематическое планирование «Археология Ставрополья и Северного Кавказа».

Дата

Название темы.

План занятия

 

Кол-во часов

Тип занятия

Методы обучения

Цели и задачи занятия, характеристика ЗУН

Используемая литература

 

 

Археология Ставрополья и Северного Кавказа.

34

 

 

 

 

1

2

 

Развитие археологических исследований Ставрополья.

План:

  1. Исследования в досоветский период.
  2. Советские исследователи.
  3. Современные археологические исследования.

2

Комбинированное с применением ИКТ.

Беседа, демонстрация мультимедиа фильма. Объяснение учителя.

1. Познакомить с археологическими исследованиями и учеными – археологами Ставрополья.

 

С.Н.Савенко «Древности Кисловодской котловины».

3

4

 

«Исследование поселения древнего человека у г. Кинжал».

План:

1.        Пребывание первобытного человека на Ставрополье.

2.        Палеолит на Ставрополье.

2

Комбинированное с применением ИКТ.

Беседа, демонстрация мультимедиа фильма. Объяснение учителя.

1. Познакомить учащихся с племенами восточных славян, проживавшими на территории Ставрополья.

2. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками.

С.Н.Савенко «Древности Кисловодской котловины»,

А.П.Захариков «Памятники каменного века степного Ставрополья».

5

6

 

«Археологические культуры Северного Кавказа и Ставрополья I часть».

План:

1.                 Майкопская культура.

2.                 Северокавказская культура.

2

Комбинированное.

Работа с картой распределения памятников.

Беседа.

Работа с учебником и таблицами.

Объяснение учителя Рассказ.

1. Познакомить с основными археологическими культурами Северного Кавказа и Ставрополья.

2. Уметь классифицировать различные археологические культуры.

В.П.Невская «История Ставропольского края»;

С.Н.Савенко «Древности Кисловодской котловины».

7

8

 

«Археологические культуры Северного Кавказа и Ставрополья».

План:

1.                 Катакомбная культура.

2.                 Кобанская культура.

2

Комбинированное.

Работа с картой распределения памятников.

Беседа.

Работа с учебником и таблицами.

Объяснение учителя Рассказ.

1. Познакомить с основными археологическими культурами Северного Кавказа и Ставрополья.

2. Уметь классифицировать различные археологические культуры.

В.П.Невская «История Ставропольского края»;

С.Н.Савенко «Древности Кисловодской котловины».

9

 

 

«История рядом».

1

Практическое занятие.

Обучение работы с подъемным материалом.

1.Уметь обрабатывать, датировать и классифицировать подъемный материал.

2.Изучить методы и системы хранения археологических находок.

 

10

11

 

 

«Древние племена на Ставрополье в период энеолита и бронзового века». I часть.

План:

1.        Киммерийцы.

2.        Неженские курганы эпохи бронзы.

2

Комбинированное.

Работа с картой распределения памятников.

Беседа.

Работа с учебником и таблицами.

Объяснение учителя Рассказ.

1. Изучить карту расселения киммерийских племен в крае.

2. Развивать умение работать с текстом, картой, таблицей, анализировать и выделять главное.

В.П.Невская «История Ставропольского края»;

С.Н.Савенко «Древности Кисловодской котловины».

12

 

 

«Древние племена на Ставрополье в период энеолита и бронзового века». II часть.

План:

1.        Археологические памятники киммерийского периода.

1

Практическое занятие

Выезд в район Сафоновой дачи, сбор подъемного материала.

1. Изучить археологические памятники на территории Ставрополья бронзового века.

В.П.Невская «История Ставропольского края»;

С.Н.Савенко «Древности Кисловодской котловины».

13

14

 

 

«Городища эпохи энеолита и бронзового века на Ставрополье.

План:

  1. Первомайское городище.
  2. Поселение Кольцо-Гора»

2

Комбинированное.

Работа с картой распределения памятников.

Беседа.

Работа с учебником и таблицами.

Объяснение учителя Рассказ.

1. Изучить археологические памятники на территории Ставрополья бронзового века.

С.Н.Савенко «Древности Кисловодской котловины».

15

16

 

 

«Ранний железный век на Кавказе».

План:

1.                  Раскопки Грушовского городища.

 

2

Комбинированное.

Работа с картой, документами.

Беседа.

Работа с учебником и таблицей.

Объяснение учителя. Рассказ.

1. Изучить археологические памятники железного века.

 

В.П.Невская «История Ставропольского края».

17

18

 

 

«Скифы на Кавказе».

План:

1.                  Античные авторы о скифах.

2.                  Признаки скифо-сибирского звериного стиля

 

2

Комбинированный с применением ИКТ.

 

Сообщение ученого-археолога.

1. Выяснить основные причины и этапы появления скифов на Кавказе.

2. Уметь классифицировать скифо-сибирский звериный стиль.

3. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками.

В.П.Невская «История Ставропольского края»;

С.Н.Савенко «Древности Кисловодской котловины».

 

19

20

 

 

«Курганы – сторожи истории края»».

План:

1. Раскопки скифских курганов на Ставрополье.

2

Теоретическое занятие.

Практическое занятие.

Выезд в поле с экскурсией к курганам (район Пятигорска).

1. Познакомить с культурой скифов через практическое занятие.

В.П.Невская «История Ставропольского края»

21

22

 

 

«Греки на Ставрополье».

План:

1.                  Приникновение греков на Ставрополье.

2.                  Античные авторы о греках на Ставрополье.

2

Комбинированный с применением ИКТ.

Работа с картой.

Беседа.

Работа с учебником и таблицей.

Объяснение учителя Рассказ.

1 Познакомить с культурой греков Ставрополья.

2. Знать карту расселения греков на Северном Кавказе.

В.П.Невская «История Ставропольского края».

С.Н.Савенко «Древности Кисловодской котловины»..

23

24

 

«Сарматы».

План:

  1. Сарматы и кавказцы.
  2. Памятники сарматской культуры на Ставрополье.

2

Комбинированный с применением ИКТ.

Работа с картой.

Беседа.

Работа с учебником и таблицей.

Объяснение учителя Рассказ.

1. Познакомить с культурой Сарматии.

2. Применение навыков самостоятельной работы с документами и тематической литературой.

3. Воспитывать чувство гражданского патриотизма, гуманности.

В.П.Невская «История Ставропольского края».

С.Н.Савенко «Древности Кисловодской котловины».

25

 

 

 

«Археологические культуры Георгиевска».

План:

  1. Археологические культуры района.

 

1

Практическое занятие.

Экскурсия в краеведческий музей г. Георгиевска

1.Познакомить с археологическими культурами, зарегистрированными на территории Георгиевского района.

2.Воспитывать чувство прекрасного, чувство патриотизма и гражданственности.

 

26

 

 

Аланы на Северном Кавказе.

План:

  1. Аланы и ассы.
  2. Аланы на Ставрополье. Характеристика культуры.

1

Комбинированный с применением ИКТ.

Работа с картой.

Беседа.

Работа с учебником и таблицей, применение ИКТ.

Объяснение учителя Рассказ

1.Изучить основные этапы развития Аланского государства.

2. Познакомить с источниками и археологическими материалами аланского периода.

В.П.Невская «История Ставропольского края»

27

28

 

 

 

«Кочевые племена периода средневековья на территории края».

План:

  1. Гунны и тюрки.
  2. Хазары.

 

2

Комбинированный с применением ИКТ.

Работа с картой.

Беседа.

Работа с учебником и таблицей, применение ИКТ.

Объяснение учителя Рассказ.

1.Изучить основные этапы развития хазарского царства.

2. Познакомить с источниками и археологическими материалами гуннского и хазарского периодов.

В.П.Невская «История Ставропольского края»

29

 

«Половцы».

План:

  1. Появление кипчаков-половцев.
  2. Материальные свидетельства культуры.

1

Комбинированный.

Работа с картой.

Беседа.

Работа с учебником и таблицей.

Объяснение учителя Рассказ.

1. Познакомить с историей появления половцев на территории Северного Кавказа и с их материальной культурой.

В.П.Невская «История Ставропольского края»;

Е.И.Нарожный «Половецкие погребальные памятники Северного Кавказа».

30

 

«Славяне-руссы на Кавказе».

План:

  1. Сказания о руссах в Пятигорье.
  2. «Повесть временных лет о руссах» на Кавказе.
  3. Археологические свидетельства пребывания руссов на Кавказе.

1

Комбинированное.

Работа с картой.

Беседа.

Работа с учебником и таблицей.

Объяснение учителя Рассказ.

1. Познакомить учащихся с историей появления славян на Кавказе.

2. Воспитывать чувство гражданского патриотизма, гуманности.

В.П.Невская «История Ставропольского края»;

А.И.Асов «Славяне. Русь».

 

31

 

 

«Русь и Золотая Орда».

План:

  1. Средневековые авторы о Золотой Орде на Кавказе.
  2. Материальные свидетельства пребывания золотоордынцев на Ставрополье: курганы.

 

1

Комбинированное с применением ИКТ.

Работа с картой.

Объяснение учителя Рассказ.

1. Познакомить учащихся с историей археологических памятников времен Золотой Орды на Ставрополье.

 

В.П.Невская «История Ставропольского края».

 

32

 

«Архитектурно-археологические памятники Северного Кавказа и Ставрополья».

1

Экскурсия по городам КМВ

Объяснение учителя Рассказ.

1. Познакомить с древней архитектурой Ставрополья и Северного Кавказа.

В.П.Невская «История Ставропольского края».

 

33

 

Новейшие археологические изыскания на территории края

1

Практические занятия

Выезд на раскопки..

1. Познакомить учащихся с последними научными изысканиями ученых-археологов края.

 

34

 

«Археология — наука или образ жизни».

 

1

Обобщение усвоенного материала.

Беседа.

 

1. Закрепить ранее изученный материал.

2.Развивать умение обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать, выделять главное, делать выводы,.

3.Овладеть навыками практической работы археологических исследований.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.