К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
С. С. Мальцева
учитель русского языка и литературы
гимназии №49 г. Тюмени, к.п.н.
... живущие после нас люди – все в некотором смысле наши дети. Понимаешь, мы оставляем им целую планету. Мы должны сделать Землю удобной для них. Комфортной, чистой. Это важно! И это заняло бы у меня целую жизнь, даже если бы она была бесконечной.
А. М. Островская
Глобальные изменения в окружающей природной среде, вызванные антропогенным воздействием, приобрели такой характер и масштабы, что ведут к интенсивному разрушению природы, что не может не сказаться также и на комплексном благополучии самого человека.
Проблема сохранения биосферы, в условиях которой возник и развивался вид Homo sapiens, выживания человечества может быть решена только людьми, обладающими эколого-валеологическим сознанием, рациональным отношением к природе, к самому себе и ответственным поведением в природно-социальной среде.
Современный этап развития общества характеризуется устойчивыми тенденциями к формированию «конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы», и это формирование предполагает «развитие человеческого потенциала, включая преодоление негативных демографических тенденций». Нынешнее состояние общества, высочайшие темпы его развития также предъявляют все новые, более высокие, требования к человеку и его здоровью. Изменения, происходящие в современном обществе и образовании, выдвигают на первый план проблему сущности и предназначения человека, в частности вопрос о сохранении его социального и физического здоровья. Особенно актуальной представляется эта проблема в отношении формирующейся личности, в связи с чем перед образовательной системой ставится задача развития личности учащегося, связанная с формированием его эколого-валеологической культуры. В этой связи актуальным становится воспитание личности в духе эколого-валеологической культуры. И одним из стратегических направлений воспитания становится задача формирования у учащихся эколого-валеологических знаний, умений, ценностей, мотивации к личному участию в решении эколого-валеологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды и своего здоровья.
Сегодня провозглашается необходимость создания такой образовательной системы, которая не только приобщала бы человека к высотам культуры, но и сохраняла и совершенствовала бы его здоровье в течение всей жизни.
Таким образом, воспитание должно быть нацелено на формирование здоровой личности подрастающего человека, комплексного его благополучия, сопряженного с благополучием окружающей социально-природной среды.
На фоне комплексного кризиса, охватившего мировое сообщество, изменяются отношения человека к комплексному благополучию самого себя и окружающей социально-природной среды. Проблема целенаправленного формирования комплексного благополучия личности, сопряженного с благополучием окружающей социально-природной среды, в настоящее время является одной из самых актуальных. При том что благополучие, соотносимое в настоящее время с демографией, продолжительностью жизни населения, природным, социальным окружением и образом жизни, по результатам многочисленных исследований является неудовлетворительным. Большая часть ответственности за такое положение дел ложится на образование во всех проявлениях и на всех его уровнях, так как именно оно выполняет важнейшую роль в формировании подрастающего человека и поколения в аспектах физического, психического и социального благополучия. Однако в названной ситуации образование, которому по самой сути и социально-личностной значимости принадлежит быть здоровьесберегающим, на самом деле, является здоровьезатратным.
В нормативно-правовых документах различного уровня, отражающих государственную политику в области образования, воспитания и их развития на ближайшие десятилетия (в России их насчитывается сейчас более 150 таких документов) оздоровление подрастающей личности и целого поколения сопряжено с упреждающим оздоровлением самого образования.
Тревогу сегодняшнего дня хорошо выразил Игорь Михайлович Ильинский (историк, философ, социолог): «Экологический кризис – это, прежде всего, кризис образца культуры, сложившегося в рамках техногенной цивилизации, кризис прежних идеалов и ценностей, кризис личности, которая в отношении с окружающим миром ставит выше всего индивидуальные интересы и приоритеты». Экологическая проблема в современном мире стала не только проблемой культуры. Это уже проблема выживания: сегодня мир переживает момент, которого никогда не было в истории человечества: оно стоит перед дилеммой «быть или не быть». «Чувства должны ударить по Рассудку, вывести из прострации и включить его. Мощь разума должна соединиться с моральной энергией еще до того момента, когда «грянет гром». Великая опасность должна вызвать Великий страх». В основе решения проблемы, по мнению И. Ильинского, лежит понимание необходимости мобилизации, развития и эффективного использования всех существующих ресурсов человечества (природных, экономических, финансовых, управленческих), но прежде всего главного из всех ресурсов – человеческого.
В результате поиска решения проблемы сохранения равновесного состояния природы и человека в условиях расширения промышленного производство, связанного с экспансией природы, родилась концепция устойчивого развития.
Устойчивое развитие – это модель развития глобальной экосистемы, при котором сохраняется динамическое равновесие между отдельными ее подсистемами (природа, социум, геосистемы). Данная модель ориентирована на сознательные самоограничение человеком расходования невозобновимых природных ресурсов, ограничение и регулирование народонаселения, потребления, производства, отказ от чрезмерной эксплуатации высокоразвитыми странами природных ресурсов слаборазвитых стран.
Суть обозначенных проблем однозначно указывает на то, что человек должен рассматривать себя как часть среды и заботиться о создании экологически здоровой среды. Решение этих задач возлагается на систему воспитания, которая во всём своём многообразии и многоуровневости обращается к внутреннему миру личности, формируя ценности, смыслы, мировоззрение, социально-нравственные ориентиры, жизненные установки.
Воспитание — одна из основных, но весьма многозначных категорий педагогики; это и общественное явление, и деятельность, и процесс, и ценность, и система, и воздействие, и взаимодействие и т.д. В отечественной педагогической литературе говорят о воспитании:
1) воспитание в широком социальном смысле как воздействие общества и социальной среды на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
2) воспитание в широком педагогическом смысле, как педагогический компонент социализации, целенаправленное воздействие на ребёнка воспитательными институтами общества;
3) воспитание в узком педагогическом смысле — воспитательная работа как целенаправленное формирование у детей системы определённых нравственно-эстетических качеств;
4) воспитание в ещё более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определённых нравственных качеств).
Одна из ключевых мировых образовательных тенденций - ВАЛЕОЛОГИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ – внедрение в систему воспитания на всех уровнях и во всех аспектах понимания здоровьесохраняющей педагогики, которая базируется на:
а)организации возможностей индивида;
б) диагностики уровня индивидуального здоровья с учётом психосоматических, конституциональных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья и созданию комфортных условий для участников образовательного процесса;
в) осуществлении системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья и созданию комфортных условий для участников воспитательного процесса;
г) выборе оптимальных педагогических технологий и учебно-воспитательных программ, учитывающих возраст, пол школьника, особенности социальной и экологической среды;
д) обучении методам самодиагностики, самоконтроля, самооценки и самокоррекции психосоматического статуса организма на разных этапах жизни;
е)оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей, воспитателей и педагогов.
Проблемы эколого-валеологического воспитания, по мнению современных ученых, связаны напрямую с потребительским мышлением человека. Сегодня должен воспитываться новый тип культуры потребления – планетарное мышление. Культура технократического общества, ориентированная на рост цивилизационных показателей, сформировавшая его устои, нравственные нормы и ценностные ориентиры, исчерпала свои возможности и оказалась неспособной поддерживать уровень отношений с природой, необходимый для устойчивого и гармоничного соразвития.
Список литературы
- Ильинский И. М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. – 664 с.
- Островская М. А. Великорусские миры в XVI-XVII веках». М.: Просвещение, 2001. – 128 с.