Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Биология » Внеклассные мероприятия

Автор: Шарафутдинова Эльвира Ришатовна
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя образовательная русско-татарская школа №87" Московского района г. Казани
Краткое описание работы: -

Дата публикации: 2022-06-07 Экологическое образование Шарафутдинова Эльвира Ришатовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя образовательная русско-татарская школа №87" Московского района г. Казани -
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Экологическое образование

Скачать работу


Эколого-географическое образование и воспитание

В связи с мировой тенденцией развития современных обществ, процесс глобализации стал приводить к активным взаимодействиям, интегрированию национальных сообществ, регионов и стран. Так же это привело к появлению напряженности межнациональных конфликтов, миграционным процессам, влияющим на этнокультурную и социальную жизнь обществ. Попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подвели гражданское общество европейских стран к осознанию феномена мультикультурности .

Мультикультурализм, являющийся одной из форм либеральной идеологии, призван осуществлять политику согласия и стабильности, содействовать культурному плюрализму и защищать культурное многообразие. Специалисты по проблемам видят в феномене мультикультурализма «механизм» стабилизации общества, развития его этнического и культурного многообразия на основе равенства прав национального большинства, этнических и культурных меньшинств.

Мультикультурное образование – это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и народов. Именно благодаря мультикультурному образованию осуществляется принцип диалога и взаимодействия культур . Многие страны, в том числе и Россия, сталкиваются с проблемой обучения и воспитания учащихся – представителей этнических меньшинств, что связано с активизацией миграционных процессов в современном мире. Для решения данной проблемы необходима подготовка учителя нового типа – мультикультурального учителя, способного успешно работать в мультикультурной среде.

Мультикультуральным учителем является человек, признающий культурный плюрализм и активно содействующий ему, стремящийся защищать национально-культурное многообразие. Мультикультуральный учитель активно реализует цели и задачи мультикультурного образования, способствуя формированию мультикультуральной личности учащихся.

Перед мультикультурным учителем стоят следующие задачи:

1. Изучать психологию расизма, ксенофобии, дискриминации, а также механизмы создания стереотипов;

2. Понимать и принимать многокультурные идентичности школьников;

3. Изучить национально-культурную атмосферу в классе с дальнейшим определением уровня толерантности национально-культурных различий;

4.Создать атмосферу толерантности, принятия, уважения и утверждения культурных различий в классе.

5.Понять, что проблема дискриминации, ненависти, насилия и другие решаются только во взаимодействии с родителями, социальными работниками, широкой общественностью;

6.Анализировать свои собственные культурные предубеждения и стереотипы, после чего избавляться от них;

7.Помогать школьникам определять свою культурную идентичность.

8.Строить взаимоотношения с учащимися на основе уважения, взаимопонимания, вызывая взаимный интерес к национальной культуре друг друга; ;

9.Творчески разрешать конфликты без применения насилия и учить этому школьников.

10.Сформировать отношения к окружающему миру, обеспечивающее осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду;

11.Достичь понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитать принципы взаимодействия с окружающим миром.

12. Привить учащимся осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей, учитывая нравственные позиции в условиях мультикультурного образовательного пространства.

13. Организовывать просветительскую деятельность среди детей и их родителей в учреждениях дополнительного образования.

14. Организовывать работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми, прививая уважение к людям другой национальности и учитывая культуру межнационального взаимодействия и общения.

15. Разрабатывать методики экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;

Если сфера обязательного образования достаточно формализована и регламентирована, то образование ориентировано так же на проявление инициативы, использование разнообразия форм и методов, самостоятельность и самодеятельность. Оно рассчитано на массовые формы и методы привития экологической культуры детям. Для системы дополнительного образования важно создание таких условий, предоставление таких образовательных услуг, обеспечивающих возможности развития интересов и способностей.

Основой мультикультурального мировоззрения является постоянно развивающаяся система ценностных ориентаций. Проявляется же мультикультуральное мировоззрение в форме установок на организацию образовательно-воспитательной деятельности с позиций мультикультурализма .

Мультикультуральную подготовку учителя мы рассматриваем как составную часть профессионально-педагогической подготовки, представляющую совокупность целей, содержания, средств и методов образования, результатом которого является мультикультуральная готовность к работе в многонациональной среде.

Главная ценность экологического образования, являющегося составной частью естественнонаучного направления, выступает воспитание личности, воплотившей в себе достижения мировой экологической культуры. При этом само экологическое образование выступает как развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.

Формирование мультикультуральной личности педагога в высшем учебном заведении – это учебно-воспитательный процесс, опирающийся на специфические содержание и технологии образования и направленный на приобретение студентами ценностей, знаний, умений и навыков мультикультурного образования, их творческое использование в своей деятельности и самовоспитание себя как личности, как педагога-профессионала. В связи с отмеченным выше, мультикультуральная подготовка учителя в педагогическом смысле представляется как целенаправленный учебно-воспитательный процесс, процесс создания условий формирования мультикультуральности педагога, как компонент процесса социализации личности студента – будущего учителя, при котором осуществляется его саморазвитие, самовоспитание.
Отправным тезисом мультикультурализма является социализация индивида под воздействием разных культурных сред и право личности на самоидентификацию и выбор жизненных позиций.

Мультикультурализм выводит на ведущую позицию принцип универсализма, то есть более важным является объединяющий фактор, а не различия. Ключевое требование для мультикультурализма заключается в систематическом изучении социальных институтов вливаемого и принимающего обществ. Значимая роль в этом процессе отводится мультикультурному образованию, направленному на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей. Сохранение и развитие культуры каждого этноса следует рассматривать в единстве с общекультурными ценностями. Ни вливаемый, ни принимающий этносы не могут сосуществовать без принятия во внимание общечеловеческих условий развития в связи с тем, что они неизменно взаимодействуют со всем спектром мультикультурных отношений и традиций, стараясь не утратить собственного своеобразия и неповторимости, в том числе и в сфере мультикультурного образования.

Позиция нахождения соотношения вливаемой и принимающей культур становится одной из значимых и для системы образования в рамках процесса конструирования толерантных взаимоотношений между социумами.

Содержание педагогической деятельности должно быть направлено на формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, ориентированного на прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей, способной воспринимать и осуществлять идеи коэволюции природы и общества, обеспечивая тем самым устойчивое развитие человечества в будущем.
Все образовательные учреждения должны решать проблемы, поставленные процессами коллективной идентификации, а именно передавать своим учащимся знания, и необходимые компетенции, чтобы они могли воспринимать универсальное и общечеловеческое, не отрицая при этом корней своей личности. Воспитание должно осуществляться не только посредством педагога и учащегося, но и путем изменения среды его проживания, моделирования особой среды, выполняющей функции воспитывающего социума.

Осмысление новой тенденции развития мультикультурного образования с сохранением ведущих принципов, лежащих в его основе, привело к поискам адаптации опыта иных стран к условиям национальной системы образования. При этом необходим полноценный диалог со всеми участниками образовательного процесса для выработки комплекса мер, обеспечивающих модернизацию системы образования. Система образования должна быть ориентирована на создание условий мультикультурной модернизации, в связи с чем необходима разработка подходов и технологий, ориентированных на совершенствование мультикультурной компетентности личности, поскольку на сегодняшний день перед российской системой образования остро стоит вопрос о нахождении способов оптимизации развития мультикультурного образования, как непременной его составляющей.

Список литературы

1. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы.: Автореф. дис ... канд. пед. наук - М., 2000.

2. Зингер Н.Д. Элементы подготовки учителя поликультурного типа // Реальность этноса. Образование и национальная идея / под науч. ред. И.Л. Набока. СПб.: Астерион, 2004. С. 32-35.

3. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- Гомель, 2000.

4.Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ / А.И.Куропятник. – СПб., 2000.

5. Малахов В. Зачем России мультикультурализм? /В.Малахов //Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. – М., 2002.

6. Нечаева Е.А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся.,. Калининград, 2008.

Просмотреть свитедельство о публикации


Биология, Внеклассные мероприятия.

Post navigation

Консультация для родителей “Что делать если ребенок плачет при расставании с родителями”
Эссе “Мой путь в профессию”

Биология

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022