Экологический проект в средней группе,,Мир глазами детей”
Экологический проект в
средней группе №1 «Ромашка»
«Мир глазами детей»
Воспитатель: Болдырева Светлана Александровна
МБДОУ ,,Детский сад” 452,,Бусинка”.
ПРОЕКТ
по экологическому воспитанию детей средней группы
«Мир животных глазами детей»
Пояснительная записка.
По всей России стартовал год экологии. Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира.
Роль животных в природе так велика, что человек вряд ли смог бы не только обходиться, но и просто жить без них. И дело не только в том, что животные дают человеку продукты питания, мех и шерсть, служат ему своей силой, быстротой и выносливостью. Несомненно, что и «Красная книга» и заповедники и национальные природные парки очень нужны для охраны живой природы. Но еще важнее - это ответственность за природу, которую несет каждый человек.
Воспитанники нашей группы тоже активно включились в мероприятия экологической направленности. Мы пригласили семьи наших воспитанников к участию в проекте "Мир животных глазами детей".
Проект будет проходить в 4 этапа:
1. «Звери глазами детей» (рисунки животных Краснодарского края);
2. Выставка на тему «Многообразие животных» (поделки и рукоделие);
3. «Морские обитатели» (рисунки обитателей Черного моря);
4. Настольные мини-презентации "Мой питомец" (фото-коллажи, альбомы-раскладушки о домашних животных).
Свое стремление охранять природу дети могут отобразить в своих творческих работах.
Лучшие работы примут участие в оформление подарочного календаря детского сада.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Мир животных глазами детей» у воспитанников среднего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта:
• Обогащение и углубление представлений у детей о животных родного края, об их многообразие и условиях обитания.
• Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе, способствовать осознанию особого отношения людей к животным и к природе в целом.
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам экологического воспитания детей среднего возраста;
• Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.
• Воспитывать у детей доброе отношение к животным.
• Дополнить дидактический материал по экологическому воспитанию детей среднего возраста;
• Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие детей в условиях игровой деятельности;
• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой.
• Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
• Познакомить детей с понятием «Красная книга».
• Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности экологического воспитания у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Сроки реализации: долгосрочный, январь 2021г. – август 2022г.
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатель.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Основные принципы реализации проекта:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки экологических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития познавательных способностей детей.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:
Изучение уровня знаний по теме;
Мониторинг диагностики детей;
Составление плана работы по реализации проекта;
Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;
Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, презентаций, дидактических игр, аудио и видеозаписей по данной теме;
Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
Взаимодействие с родителями:
• Совместное изготовление дидактических игр «Где чей домик?», «Чей малыш?» и др. ;
• Помощь в создании и оформлении выставки на тему: «Многообразие животных» (поделки и рукоделие);
• Настольные мини-презентации "Мой питомец" (фото-коллажи, альбомы-раскладушки о домашних животных).
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;
Изучение опыта других образовательных учреждений.
2. Основной.
На данном этапе проводится практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
Беседы с детьми, отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, открыток, книг по теме;
Просмотр презентаций по теме;
Знакомство с предметами ближайшего окружения;
Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
Чтение детьми стихотворений;
Проведение дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, настольно печатных и пальчиковых игр;
Театрализованная деятельность;
Выставки рисунков детей «Звери глазами детей» и «Морские обитатели»;
Инсценировка «Как звери подружились»;
Консультации для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями, самостоятельная деятельность детей;
Просмотр мультипликационных фильмов о животных.
Прослушивание музыкальных произведений.
Деловая игра с родителями: «Как познать мир экологии?». Проведение консультаций, разработка рекомендаций и пособий для родителей.
3. Заключительный.
• Положительная динамика мониторинга по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;
• Выставка совместного творчества ребят и родителей;
• Создание подарочного календаря «Мир животных глазами детей», совместно с родителями.
Предполагаемый результат:
Проект будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, уточнять и закреплять представления о диких животных, местах обитания и питания. Разнообразные ситуации и игры, применяемые в данном проекте, у воспитанников сформируют интерес, любознательность, внимание.
Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир экологии. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, мы постараемся помочь каждому ребенку расширить свой кругозор в зоне ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставит каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012;
2. ФГОС ДО: практика реализации. – М.: Издательство «Учитель», 2014.
3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010;
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: «Цветной мир», 2012.
7. Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М.: Мой мир, 2008.
8. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
9. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекмендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009;
10. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
11. Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М.: Издательство «Алтей»,2012.
12. Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000