Как известно, роль музыки в жизни человека огромна, ибо она сопровождает его от первых шагов до последних. Особенно велико было значение музыкального интонирования как определенной формы самовыражения на ранних этапах развития культуры. Без пения «не обходится ни примитивная религия, ни мораль, ни зачатки философии или истории, без него не существует поэзии. Все, что содержит в себе общественно значимую мысль, что следует донести до каждого и закрепить в памяти поколений, как правило, должно быть спето» (Алексеев Э.В. «Раннефольклорное интонирование»).
На протяжении первого тысячелетия Волго-Камский регион становится ареной освоения как тюркских, так и финно-угорских племен. Основной пласт населения составляли преимущественно скотоводские и земледельческие племена. С развитием классового общества все они в XI – X веках вовлекаются в процесс государственного образования, получившего название Волжской Булгарии.
Духовная культура булгар, включающая в себя различные виды общественного сознания, была довольно многообразной. И если до X века ислам исповедовали лишь отдельные племена, то с 922 года он становится официальной государственной религией Волжской Булгарии.
Ислам выдвинул новые идейно-эстетические задачи в области становления и развития культуры раннего феодализма, значительно укрепляя государственную систему и идеологию.
Среди мусульман Волго-Камья широкое распространение получил суфизм, возникший в VIII–IX веках среди низших слоев мусульманского духовенства. Суфии в отличии от других сторонников ислама оценивали значение музыки и ее влияние на человека, на его эмоции, особенно в сочетании с ритмическими движениями. Они стали включать в свои ритуалы музыку и танцы, чтобы вызвать исступленно восторженное состояние, уводящее молящегося от «этого грешного мира в мир чистых чувств и любви к аллаху» (Г.Вамбери «Очерки и картины восточных нравов»).
С распространением ислама и арабской графики по примеру арабо-персидских стран стали создаваться религиозно-дидактические произведения. Стихотворная форма этих сочинений располагала при исполнении к напевному произведению, сказательному интонированию, что оказывало более сильное эмоциональное воздействие на слушителя, чем просто чтение.
После завоевания в середине XIII века Волжской Булгарии татаро-монголами крупнейшим государственным образованием средневековой Евразии становится Улус Джучи, получивший известность в историографии под названием Золотой Орды.
Начиная с правления хана Берке, в Золотой Орде официально был принят ислам. Активизировалась переписка книг, литературное творчество, открывались мечети, что создавало благоприятные условия для развития духовной культуры. Активно развивается народное и профессиональное творчество, включающее все жанры книжных традиций. Активизируются наука, архитектура, художественные ремесла, литература. Выдвигается ряд крупных писателей, поэтов: Мухаммаде-Алин, Мухаммдьяр, Кул Шариф, М. Челяби.
Настоящего расцвета достигает музыкальное искусство, особенно вокальное и инструментальное исполнительство; развивается устное профессиональное творчество.
Аграрные обряды народов Волжской Булгарии – явление сложное, они включали в себя не только песни, но и пословицы – приметы, слова — заклинания, заговоры, ритуальные возгласы, различные танцы.
К древнейшим языческим обрядам сельского населения относился обряд зимнего солнцестояния — нардуган. В эти дни проводились игрища с ряжением, совершались гадания на кольцах с пением песен.
С середины XVI века после присоединения Казанского ханства к Русскому государству в социально-общественной жизни народов региона происходят огромные изменения. Начинается политика христианизации. Выступление мусульманского духовенства за догматизацию исламской культуры вызвало определенную тенденцию к фетинизации национальных традиций, консервацию прошлых достижений в области духовной культуры. Все старое объявлялось священным, а новое считалось идущим против аллаха.
Изменения социально-общественной жизни татар сказались на формирование протяжной песенной музыки. Единые по стилю мелодики, песни этого жанра четко подразделяются по содержанию поэтического текста. С одной стороны, лирико-эпические песни социально-бытового характера, тесно связанные с воспеванием каких- либо жизненных явлений, с другой – любовная лирика.
Рубеж XIX и XX вв. ознаменовался значительными социальноэкономическими изменениями. Происходит формирование татарской буржуазной нации как новой историко-этнической общности, что оказало огромное влияние на развитие культурно-идеологической жизни татар.
Для татарского населения других этнических групп и регионов Казань становится основным источником роста национального самосознания, очагом развития не только татарской нации, но и татарской духовной культуры, которая в дальнейшем получит ведущее и направляющее значение в профессиональном искусстве. В
Казани стали появляться открытые эстрады в городских садах, клубы, трактиры, чайные, где постоянно звучала музыка. Особенно важную роль играли литературно – музыкальные вечера, в которых принимали участие Г.Тукай, Г.Камал, Ф.Амирхан, скрипач И.Козлов, певица Г.Трейтер и др. Программы вечеров состояли из выступлений хоров шакирдов ведресе и инструментальных ансамблей, исполняющих татарские народные песни и песни других народов.
В 1906 году была образована первая татарская профессиональная театральная труппа «Сайяр» («Блуждающая звезда»), в инструментальном ансамбле которой начали свою деятельность С.Сайдашев, М.Музафаров, Ф.Биккенин.
Песенный пласт того времени обогатила поэзия Г.Тукая. Его стихотворения пользовались такой популярностью, что народ распевал их на мелодии старых забытых песен. Стихи Тукая явились также источником новых народных песен.
Октябрьская революция 1917 года увлекла и татар Волго-Камья. Движение, возглавляемое татарскими большевиками, фактически отодвинуло движение сторонников демократического национализма. В результате потока революционных песен международного значения еще больше захлестнул быт татар. Постепенно стала назревать необходимость создания татарских песен, которые отвечали бы требованиям революционного времени. Порой красноармейцы обращались к поэтам с просьбой написать стихотворение на определенный напев татарской народной песни.
После провозглашения 25 июня 1920 года Татарской автономной советской социалистической республики (ТАССР) общественный вначале статус независимости, самостоятельности не был выполнен. В результате социальная ситуация в развитии музыкальной культуры Татарстана резко изменилась. Компания культурного строительства в республике проходила под строжайшим контролем власти Советов. Сторонники пролетарской культуры ратовали за «новое искусство», то есть «здоровое», реальное, с опорой на самодеятельность масс. Поэтому в многочисленных рабочих клубах, открывшихся в это время в Казани, звучали в основном русские революционные песни на татарском языке, либо старые мелодии, но с новыми текстами революционного содержания.
С 1922 года в театре началась деятельность композитора С.Сайдашева – основоположника татарской профессиональной музыки. Большинство песенных номеров из спектаклей с его музыкой полюбились в народе и зажили самостоятельной жизнью.
С начала 30-х годов выдвигается группа талантливых композиторов: Н.Жиганов, Д.Файзи, З.Хабибуллин, Ф.Яруллин, все они были воспитанниками Московской консерватории и Татарской оперной студии при ней, открывшейся в 1934 году.
В годы войны 1941-1945 г.г. особенно широко была представлена песенная лирика. В содержании песен произошли заметные изменения: они стали сюжетными (прощание бойца с близкими, грусть разлуки влюбленных, радость, вызванная письмом с фронта). Уже в первые послевоенные годы в развитии музыкальной культуры республики происходит яркий и активный подъем. Начало этому положило открытие в 1945 году Казанской государственной консерватории. Это событие способствовало появлению большой группы композиторов, ее выпускников, которые внесли заметный вклад в развитие татарского песенного искусства (С.Садыкова, Ш.Мазитов и др.).
Послевоенное десятилетие – время бурного подъема хорового исполнительства. При клубах, Домах культуры возникают коллективы художественной самодеятельности.
Еще большего размаха песенное искусство Республики достигает на современном этапе развития благодаря использованию в композиторской практике электронной техники. Процесс создания песен заметно упростился, что не могло не привести к нивелированию творчества профессионалов, зависимых уже от опыта и мастерства аранжировщиков.
Песенное искусство как основная область творчества татар Волго-Камья является величайшим памятником их духовной культуры и истории. Жизнь общества с ее постоянной изменчивостью всегда служила движущей силой развития музыки и особенно пения, интонирования.
Столь активный подъем татарской песни, наблюдаемый в последние два десятилетия XX века, имеет и свою оборотную сторону: татарская песня стала терять свое «национальное лицо». На современном этапе необходим совершенно иной подход в обращении к традициям – на уровне интонационно-семантической сферы, включая разные исторические эпохи с их многообразием стилевых пластов, отмечающихся по социальным, религиозным и эстетическим принципам.
Используемая литература:
1. З.Н. Сайдашева «Песенная культура татар Волго-камья»: Эволюция жанрово-стилевых норм в контексте нац. истории: диссертация … доктора искусствоведения: – Казань, 1998. – 197 с.
2. Э.В. Алексеев «Раннефольклорное интонирование». М., 1986.
3. Г. Вамбери «Очерки и картины восточных нравов». http://www.turklib.uz/general_history/ocherki_i_kartiny_vostochnyh_nravov_-_vamberi_herman.html
4. Казанская история, 1954. – Казанская история / Подготовка текста, вступительная статья и примечания Г.Н.Моисеевой. Под редакцией В.П.Адриановой-Перетц. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954.