Автор: Канюкова Анна Николаевна
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №192"
Краткое описание работы: У дошкольников с дизартрией  на всех возрастных этапах наблюдается недостаточность развития общих движений по многим параметрам. В связи с этим многие исследователи занимались этим вопросом и указывали на связь речи и движений, двигательных и речевых анализаторов , на связь формы произношения с характером движений, на связь музыки и речи, на связь музыки и движений . 

Дата публикации: Использование танцетерапии в преодолении двигательных нарушений у дошкольников логопедических групп У дошкольников с дизартрией  на всех возрастных этапах наблюдается недостаточность развития общих движений по многим параметрам.  В связи с этим многие исследователи занимались этим вопросом и указывали на связь речи и движений, двигательных и речевых анализаторов , на связь формы произношения с характером движений, на связь музыки и речи, на связь музыки и движений .  
Просмотреть свитедельство о публикации

pres

Использование танцетерапии в преодолении двигательных нарушений у дошкольников логопедических групп

В последние годы в стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с нарушениями речевого развития, у которых отмечается несформированность двигательной сферы. Особенно у дошкольников с дизартрией  на всех возрастных этапах наблюдается недостаточность развития общих движений по многим параметрам. В большей степени затруднения детей проявляются при удержании равновесия: возникает общее напряжение и покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места. При ходьбе и беге, поворотах в движении отмечается несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка.

     В связи с этим многие исследователи занимались этим вопросом и указывали на связь речи и движений, двигательных и речевых анализаторов , на связь формы произношения с характером движений, на связь музыки и речи, на связь музыки и движений .

   Для эффективного устранения двигательных нарушений в настоящее время наряду с традиционными методиками (гимнастика, ЛФК, массаж) активно применяется арттерапия.

       По мнению Е.А. Медведевой, цель танцетерапии- выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний, коррекция психомоторных нарушений, снятия напряжения, поднятия общего тонуса, тренировки сердечно- сосудистой системы.

    Танцевальная терапия состоит из двух направлений, которые имеют одинаковый вес: танец и терапия. Танец открывает контакт и может направлять весь терапевтический эффект.

    Занятия танцами способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильное осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровление всего организма.

     Для выявления двигательных нарушений у старших дошкольников с дизартрией нами был проведен эксперимент, который проходил в МДОУ №218 в старшей группе.  В эксперименте принимали участие дети 5 лет с псевдобульбарной стертой  формой дизартрии в количестве 10 человек.

    Для проведения эксперимента нами использовались следующие методики:

1. Методика обследования психомоторного состояния детей  с нарушениями речи Г.А. Волковой

2. Методика М.Л. Палавандишвили «Развитие музыкально-ритмических и двигательных умений у детей дошкольного возраста»

3. Методика обследования звукопроизношения Г.А. Волковой

В картине нарушения звукопроизношения большое место занимают смешения звуков и замены, плохо развит словарный запас.

   В ходе обследования мы изучили особенности развития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и особенности формирования у них музыкально-двигательных навыков и ритмических навыков и пришли к следующим выводу: у незначительной части детей наблюдается достаточный уровень сенсомоторного, моторного развития, сформированность элементов танцевальных движений, у большинства же детей эти навыки находятся на стадии формирования. Например, при обследовании произвольного торможения и координации движений только 30% показали высокий уровень; а при исследовании пространственной организации движений двигательной памяти высокий уровень не был выявлен совсем. При обследовании звукопроизношения только 20% детей показали высокий результат. Мы объясняем это тем, что детьми не проводится работа по подвижности локтевых, коленных суставов, формированию мышечного тонуса, координации. Это доказывает необходимость использования специального комплекса средств по танцетерапии, способствующего совершенствованию двигательных умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

     Основной целью нашего исследования было развитие двигательных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами танцетерапии, а так же определить взаимосвязь сенсомоторного развития, общей моторики, эмоциональной выразительности движений.

На основе полученных результатов в ходе проведенного констатирующего эксперимента мы приступили к реализации основной идеи исследования– разработать содержание занятий по совершенствование двигательной сферы   старших дошкольников с дизартрией с помощью танцетерапии.

В рамках формирующего эксперимента нами спланирован комплекс занятий, направленный на совершенствование двигательной сферы   старших дошкольников с дизартрией с помощью танцетерапии. Занятия проводились группой в 10 человек, продолжительность занятий 25-30 минут, 2 раза в неделю.

Комплекс занятий по танцетерапии состоит из 10 танцевальных занятий, объединенные общей темой «Походы. Путешествия». Система занятий по развитию двигательных умений разработана на основе следующих научных трудов:

1. Н.А. Бернштейна о  физиологии движений и активности;

2. Э. Гренлюнд, Н.Ю. Оганесян. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика;

3. Г.А. Волкова. Логопедическая ритмика.

Занятия построены так, что на каждом последующем усложняется материал,  и навыки детей должны не только закрепляться, но и усложняться. Для работы мы отобрали танцевальные упражнения понятные и интересные детям, с воспитательной направленностью.

         Во время проведения занятий улучшается выразительность движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

   С целью совершенствования данных умений используются следующие упражнения:

 — Ритмические танцевальные упражнения, партерную гимнастику (упражнения на полу), танцевальные этюды и танцы, музыкальные игры.

    Танцевальные движения: поклон реверанс, сценический шаг, легкий бег, приставные шаги, галоп боковой и другие движения.

   Упражнения с предметами: танцевальные зарисовки и игры  с мячом, флажками, лентами и др.

   Танцевальные этюды и танцы: упражнения на ориентировку в пространстве, этюды и танцы, построенные на танцевальном шаге в разном характере и ритме.

   Музыкальные игры: игры на развитие воображения, игры для снятия психологического барьера, игры на коррекцию эмоционально-волевой сферы, игры на сплочение коллектива.

Во время проведения опытно- экспериментальной работы мы столкнулись

с трудностями во время проведения занятий. Дети не сразу могли выполнять задания, часто отвлекались, не могли выучить последовательность движений во время разучивания танцевальных этюдов. Но благодаря тесному взаимодействию с музыкальным руководителем удалось преодолеть эти трудности.

   По окончании опытно – экспериментальной работы нами было проведено повторное обследование двигательной сферы у дошкольников старшего возраста с дизартрией, что позволило нам сделать следующие выводы:

1. У большинства детей наблюдается достаточный уровень моторного развития, сформированности элементов музыкальных движений и навыков невербальной коммуникаций, у меньшей части находятся на стадии формирования.

2. Уровень звукопроизношения повысился в среднем на 10%.

3. После проведения опытно — экспериментальной работы уровень сформированности музыкально — двигательных и ритмических навыков заметно улучшился. Количество детей, показавших высокий уровень развития, увеличилось на 10%, а низкий уровень уменьшился в среднем на 20%. Это связано с тем, что в своей работе мы использовали танцевальные средства, игры и упражнения на выразительность, ритмичность, точность и полноту движений.

4.  Применяемый нами комплекс танцевальных занятий дает положительные результаты в развитии звукопроизношения, ведь многие авторы указывали на взаимосвязь двигательной сферы и речевого развития.  На 10% больше детей показали высокий уровень, и на 10% уменьшилось количество детей, показавших низкий уровень. 

     Таким образом,  можно сказать, что применение танцетерапии в коррекционной работе дает положительный эффект на развитие двигательной сферы, что в свою очередь оказывает влияние на звукопроизношение.

                     

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.