Использование опыта применения технологии разноуровневого обучения
Выступление в ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» на Педагогическом совете
по теме: «Использование опыта применения технологии разноуровневого обучения».
Разноуровневое обучение – это жизнь, которая нам все снова и снова доказывает, что все люди рождаются разными.
Значительным определением теории разноуровневого обучения является нижеследующее:
«Разноуровневое обучение – это технология обучения в одной группе обучающихся с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности учащегося как индивидуальности».
В образовательном процессе знания каждому учащемуся даются по-разному. В индивидуальном развитии можно определить общие характеристики: уровень развития студентов, схожесть в мотивах деятельности и поведении. Как правило, подобным общим уровнем обладают учащиеся одного возраста. Одни учёные предлагают интегрировать учащихся по успеваемости, интересам и уровню познавательной самостоятельности, а другие - по устойчивости восприятия, уровню развития памяти, типа мышления, уровню выполнения мыслительных операций, темпераменту; третьи называют такие признаки, как успеваемость по предмету, темп работы, способности учащихся.
Проблема сегодняшнего СПО - неуспевающие учащиеся. Зачастую направленность на усвоение учебного материала приводит к заметной перегрузке студентов. Как следствие – пропадает интерес к учёбе и уверенность учащегося в себе. Технология разноуровневого обучения помогает выйти из сложившейся ситуации.
Цель разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым обучающимся в пределах его развития на основе особенностей его персональных навыков. На основании этого преподаватель по каждой теме определяет необходимый нижний уровень знаний и умений, с помощью которого формирует повышенные уровни усвоения материала.
Подобного рода подход позволяет множеству студентов добиваться успехов в учёбе без ущерба для здоровья, не жертвуя другими интересами и склонностями.
Уровневое разделение обучения предполагает:
-обладание обучающимся базовым обязательным уровнем общеобразовательной подготовки;
-уровень базовой подготовки является ключевым для разделения требований к учащимся;
-базовый уровень должен быть выполним для всех учащихся;
-система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (учащийся знает, что от него требуют);
-вместе с базовым уровнем обучающемуся предоставляют возможность освоения повышенной подготовки, которая определяется глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Технология разноуровневого обучения способствует преподавателю наладить контакт с учащимся, установить с ним доверительные отношения, сблизиться с ним, определить его характер, способности, особенности.
Технология разноуровневого обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
Важно при разделении учащихся на уровни учитывать и желания самих учащихся обучаться на том или ином уровне. Отсутствие расхождения желания с возможностями можно получить при помощи шанса оценить им самим свои собственные силы, дать возможность проявить себя.
Разноуровневый подход важен на всех этапах учебного занятия.
Формы организации разноуровневой работы учащихся на учебном занятии делятся на следующие этапы:
Этап изучения нового материала (первичного восприятия материала).
При осуществлении разноуровневого подхода важно провести со студентами, испытывающими трудности в обучении, тщательную подготовку для усвоения нового материала. Также необходимо после первичного фронтального объяснения повторить осваиваемый материал, возможно и не один раз.
2.Этап закрепления и применения знаний и умений.
В основе технологии разноуровневого обучения лежит организация самостоятельной работы. Среди подготовленных 2-3 вариантов заданий учащиеся сами имеют возможность выбрать удобный для них вариант.
Для студентов с низкими и средними учебными способностями, даются задания по образцу. Для того, чтобы предотвратить ошибки при выполнении заданий, студентам отдельных групп дается разъяснения возможных затруднений. В отдельных случаях можно учащимся оказать помощь (в качестве дополнительного материала используются схемы, чертежи, начало решения и т.д.).
Для студентов с высокими учебными способностями подбираются задания творческого характера, чтобы наиболее успешно способствовать их развитию. Наряду с самостоятельной работой на данном этапе учебного занятия рекомендуется провести работу в группах, составление опорного конспекта.
3. Этап закрепления изученного материала.
Данный этап заключается в следующих формах работы:
-разноуровневые карточки для самостоятельной работы;
-работа в группах;
-разноуровневое домашнее задание;
-работа в группах;
-диспут;
-семинар;
-работа по опорному конспекту.
4.Этап проверки и оценки знаний и умений.
На данном этапе важно точно понять, на каком уровне усвоен каждым учащимся материал. Исходя из этого, можно составлять группы заданий повышающейся и понижающейся трудности. Каждая группа должна отражать определённый уровень усвоения материала. Для того, чтобы подтянуть отстающих в учебе учащихся и дать пищу для размышлений более способным студентам, необходимо разработать задания разной сложности. Одни овладевают группой знаний, определённых учебной программой, другие, по причине трудолюбия и высокой обучаемости, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию. Творческая деятельность на учебном занятии сильных студентов, обгоняющих своих наиболее слабых товарищей, часто ставит последних в положение копирующих, воспроизводящих. Этим объясняется разделение заданий.
В данном этапе учебного занятия рекомендуется провести творческие работы, тесты, зачёты, взаимоконтроль, самоконтроль.