Использование нейропсихологических методов и приёмов в логопедической практике
Инновационные технологии в работе логопеда
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимнодополняющего влияния». На современном этапе в нейропсихологии возникло новое направлении, которое называется нейропсихология нормы или нейропсихология индивидуальных различий (Хомская, 1998, Ахутина, 1998). По современным научным данным динамика развития ВНД, показывает, что возраст 5-7 и 9-10 – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.
Исходя из нейропсихологического анализа системного строения ВПФ разработаны технологии формирования базовых для обучения функций чтения и письма, к ним относятся:
- Готовность к переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно – пространственной информации;
- Зрелость серийной организации движений и действий;
- Уровень формирования программирования и контроля произвольных действий;
- Возможность поддержания рабочего состояния.
Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина, 2000). По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:
- Трудность поддержания оптимального уровня активности.
(Характеризуется быстрым утомлением, невозможностью следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок и они становятся наиболее грубыми).
- Отставание функций программирования и контроля деятельности.
(Характеризуется дифицитом внимания, сокращением объёма рабочей
памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место. В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:
- пропуск или вставка букв, слогов, слов;
- персеверация предшествующих букв, слогов, слов;
- контоминация двух слов;
- нарушение границ предложения;
- орфографические ошибки.
То есть всё то, что мы - логопеды, относим к дисграфии обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
- Отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.
(Характеризуются письменные работы следующими видами ошибок:
- нахождение и соблюдение строки;
- колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;
- трудности запоминания букв и их искожение;
- устойчивая зеркальность букв;
- пропуск и замена гласных;
- фонетическое письмо;
- трудности запоминания словарных слов.
То есть всё то, что логопеды называют артикуляционно – акустической, акустической и оптической дисграфиями.
Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:
- нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
- ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.
- на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
Методику развития межполушарных взаимодействий впервые разработал Пол Деннисон. Эрих Баллингер разработал на основе этой методики комплекс упражнений «Учебная гимнастика». Эти упражнения направлены на коррекцию легастении, внимания, ориентации в пространстве, памяти, расслабление ЦНС.
Так как все выше указанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.
На логопедических занятиях возможно использование следующих нейропсихологических методов и приёмов.
Упражнение № 1 «Слоговые ряды».
Перед ребёнком выкладыватся в ряд карточки с слогами:
- БА БЯ БО БЁ БУ БЮ БЫ БИ БЭ БЕ
Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки или вниз произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов : мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.
Упражнение № 2 «Шаги».
Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).
ЗА – СА ЗЯ - СЯ
ЗО – СО ЗЁ - СЁ
ЗУ – СУ ЗЮ - СЮ
ЗЫ – СИ ЗЕ - СЕ
По мере усвоения детьми упражения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой.
ЗА – топнуть, СА - хлопнуть
ЗО – топнуть, СО - хлопнуть
ЗУ – топнуть, СУ - хлопнуть
В этих упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.
Упражнение № 3 «Вертикальные ряды».
В этом упражнение совершенствуется процесс анализа и синтеза, тренируется внимание.
Упражнение № 4 «Знаток слов».
Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.
Упражнение № 5 «Домики».
Расселение жильцов соответственно их квартирам. Возможно представление квартир в цветовых схемах. Задания по этим домикам, различны: самостоятельно расселить жильцов, исправить ошибки педагога. Потом ребёнку предлагается прорисовать в воздухе только слоги с звонким согласным, или только с глухими, обвести контуры той или иной группы. Раскрасить эти группы в разные цвета.
Упражнение № 6 «Арабское письмо».
Диктуется слово, которое ребёнок должен записать задом наперёд.
СОК – КОС, КАША – АШАК, ВЕТЕР – РЕТЕВ.
Упражнение № 7 «Древнерусское письмо».
Записывается слово либо только согласными буквами, либо гласными.
МЫШИ М...Ш..., ...Ы...И
КРЫША КР...Ш..., ......Ы...А
Упражнение № 8 «Стукачок»
Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Р. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово.
МАТ(стук)ЁШКА, (стук)езинка.
Упражнение № 10 «Связалочка».
Это упражнение хорошо использовать при нарушениях лексико – грамматического строя речи. Необходимо правильно собрать рассыпавшиеся пословицы.
ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.
ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ -В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.
ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЛУЧШЕ.
ШИЛО – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.
Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию логопатов к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достяжения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса.
Литература:
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика
// М., 2001.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодаление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2008.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии //М., 2005.
- Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2008.