Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Колесникова Марина Анатольевна
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 36 "Красная гвоздика"
Краткое описание работы: Использование мяча как коррекционного инструмента в работе с детьми

Дата публикации: 2023-01-10 Использование мяча как коррекционного инструмента в работе с детьми Колесникова Марина Анатольевна МБДОУ детский сад № 36 "Красная гвоздика" Использование мяча как коррекционного инструмента в работе с детьми
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Использование мяча как коррекционного инструмента в работе с детьми

Скачать работу


 

 

 

 

Консультация:

« Использование   

мяча    как  коррекционного 

инструмента   

в  работе 

с  детьми ». 

 

 

 

                                                                                  Подготовила: 

                                                         Колесникова М.А.

 

Игры с мячом известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом и имеет возможность играть с ним. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Однако играм с мячом уделяется недостаточно внимания. А ведь мяч может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике. Игры с мячом ещё удобны тем, что не требуют сложного оборудования, длительной подготовки, больших временных затрат. Используя обычный мяч, можно не только играть с ребёнком, но и способствовать его речевому развитию. 

Углубленно работая в этом направлении, мы сделали следующие выводы: 

- игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению; 

- освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях; 

- помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции; 

- развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве; 

- помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи; 

- регулируют силу и точность движения; 

- самодвижение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание; 

- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей; 

- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; 

- развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов - лёгких, сердца, улучшают обмен веществ. 

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. 

Сегодня мы предложим вам подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы. 

Опираясь на знание уровневой теории организации движений, описанной известным физиологом Н.А. Бернштейном в своих  «Очерках по физиологии движений и физиологии активности»,  можно подбирать игры с мячом для каждого отдельного ребёнка или группы детей. 

  1. Если у детей наблюдается тремор органов артикуляционного аппарата, кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме), исходя из особенностей движений этих детей, мы рекомендуем особое внимание уделять играм и упражнениям с мячом на занятиях по физической культуре, а именно:    

                    - подбрасывание мяча; 

                    - игры с ударом мяча об пол;  

                    - игры с ударом мяча о стену; 

                    - перебрасывание мяча; 

                    - перебрасывание мяча через верёвку или сетку; 

                    - передача и перебрасывание мяча в кругу. 

(комплексы игр и упражнений распечатать каждому, см. приложение) 

 

Таким детям также рекомендуется различные виды массажа с мячом. 

 

Примерный комплекс массажа с мячом. 

 

1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук. 

2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.             (Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.) 

3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его. 

4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук. 

5. Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и разожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. 

 

  1. Если дети отличаются неловкостью, у них возникают трудности во внешней увязке целостного движения, ослабление выразительности  

     движений, мимики, может обедняться голос. Например, при рисовании они                

    затрудняются придерживать лист бумаги, а буквы при письме у них 

    получаются разновысокие.      

Суть коррекции заключается во внутренней увязке целостного большого движения, в согласовании его составных частей. 

Для детей с данными нарушениями очень полезны спортивные игры (волейбол, баскетбол), упражнения с мячом и комплексы с элементами самомассажа. 

 

  1. Если у детей наблюдаются парезы, нарушение координации движений, ребёнок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадратике, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений, то для коррекции нарушений этого уровня мы предлагаем детям упражнения с мячом, направленные на ориентировку в пространстве, спортивные упражнения с мячом, игру в футбол (особенно в позиции вратаря), а также упражнения для развития мелкой моторики (комплекс «Разминка»), игры с панно («Разноцветные шары»,  «Дождик», «Плывёт, едет, скачет», «Спираль», «Снежинки»  и  др.). 

 

  1. Если у детей страдает не координация движений, а их смысловая организация и реализация (апраксия - нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием параличей и парезов)  и диспраксия), ориентировка в пространстве (право, лево), затруднена выработка любого навыка, то для коррекции нарушений этого уровня детям предлагаются подвижные  игры и упражнения  с   мячом на ориентировку в пространстве.  Эти игры с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для их проведения можно использовать резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Все эти игры не требуют большого пространства.  

Варианты игр: 

«Вратарь» 

Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения. 

Ход игры: Взрослый бросает мяч ребёнку, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч. Ребёнок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. 

        Раз, два, три – 

        Справа (слева, прямо) мяч, смотри! 

 

                  «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» 

Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны пространства, развитие ручной моторики. 

Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребёнка к другому по инструкции взрослого: «Саша, кати мяч влево. К кому укатился мяч? Кати мяч вправо. К кому укатился мяч? Куда надо укатить мяч, чтобы он попал к Диме?»  Важно удержать мяч на столе. 

  1. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение и отмечается недоразвитие лексико-грамматического строя речи, то для коррекции этих нарушений можно использовать игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов, на обобщение, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. 

Варианты игр: 

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» 

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. 

Взрослый: когда услышите звук «а», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук: А-У-О-А-А-О-У. 

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» 

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции. Выделение заданного гласного из ряда других. 

Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э»: 

        А-Э-У-Ы-Э-А-У-О-Э-Ы-Э-Э. 

«Разноцветные мячики» 

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. 

Ход игры. 

Вариант 1. Взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный – если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно. 

Вариант 2. Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука. 

«Мяч передавай – слово называй» 

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции. 

Ход игры.  

Играющие выстраиваются в колонну. Ведущий называет звук. Игрок, стоящий первым, называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой. 

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч дальше. 

«Кто как разговаривает?»  

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. 

Ход игры. 

Вариант 1. Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова – мычит, тигр – рычит, волк – воет и т.д. 

Вариант 2. Взрослый, бросая ребёнку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто лает?» и т.д. 

«Один – много» 

Цель: закрепление в речи детей различных способов образования форм множественного числа имён существительных. 

Ход игры. 

Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. 

Можно прокатывать мяч, сидя на ковре. 

Например: ухо - уши , дерево – деревья,   стол – столы и т.д.                                                                                                                                                                                                                                               

В старшей группе: 

•В нужном падеже. 

•Согласие с числительным. 

•согласие с прилагательным 

•Образуя уменьшительное – ласкательную форму. 

•Употребив нужный предлог, называя слово в нужном падеже. 

 

В подготовительной группе: 

•Употребляет антонимы 

•Согласовывает существительное с прилагательным в роде, числе, падеже. 

•Образование отглагольных существительных. 

 

Бросок мяча о пол руками и ловля его двумя руками. 

Игры «Я знаю пять» 

Цель: закрепить знания детей по отработанным раннее темам / «овощи», «фрукты», «мебель», «транспорт» и мн. др./. Отрабатывать ритмичный бросок мяча о пол и ловлю его. 

 

Бросок и ловля мяча, сопровождаемые рифмовками. 

Цель: автоматизировать чтение стихотворения или рифмовки, бросая и ловя мяч двумя руками. 

 

           Бросок мяча о пол и отбивание его одной /правой или левой рукой/. Могут быть использованы любые стихи, изучаемые ребенком в группе.  

Поочередное отбивание мяча правой, левой рукой с одновременным чтением рифмовки-считалки. 

 

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование.

Post navigation

Подвижная игра, как средство всестороннего развития личности ребенка
Развитие связной речи детей в домашних условиях
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2023