Автор: Наследова Наталья Александровна
Учебное заведение: СП «Детский сад» «Созвездие» ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава муниципального района
Краткое описание работы: Суть применения ТРИЗ в детском саду можно сформулировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешении противоречий и взаимосвязях всех компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы - будь то проведение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.

Дата публикации: Использование инновационных методов в работе с детьми дошкольного возраста Суть применения ТРИЗ в детском саду можно сформулировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешении противоречий и взаимосвязях всех компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы - будь то проведение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.
Просмотреть свитедельство о публикации

pres

Использование инновационных методов в работе с детьми дошкольного возраста

Использование специальных приёмов ТРИЗ — РТВ (теория решения изобретательских задач — развитие творческого воображения) развивает  воображение, благодаря которому у детей появляется возможность «схватывать» целое раньше части и переносить черты одного объекта на другой, а это основа «сильного» мышления. Ребёнок с развитым воображением легко преодолевает трудности, умеет включаться в  ситуацию, видя «со стороны», что и как надлежит делать. Также эти приемы развивают восприятие, что позволяет сделать фантазии детей эмоционально окрашенными, это способствует развитию эмоциональной сферы. ТРИЗ — РТВ является замечательным воспитательным инструментом. Помогает детям  взглянуть на ситуацию с различных точек зрения, принять личностный конфликт как проблему, которую можно и нужно решить. Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ — это формирование у детей творческого решения, т.е. воспитание творческой личности,  подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. А ТРИЗ позволяет им снять, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решать. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. Если вас увлекли идеи ТРИЗ, если вы увидели перспективы в работе с  дошкольниками через использование инструментов, элементов, приемов теории изобретательства, то вы испытаете в дальнейшем не только радость, но и трудности. Это есть первая «тайна двойного» во всём: будет счастье, но будут и трудности.

Что необходимо для работы?

Первое. Усвоить, как закон, 10 заповедей творческой личности.

1.         Будь хозяином своей судьбы.

2.         Достигни успеха в том, что ты любишь.

3.         Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4.         Строй свои отношения с людьми на доверии.

5.         Развивай свои творческие способности.

6.         Культивируй в себе смелость.

7.         Заботься о своём здоровье.

8.         Не теряй веру в себя.

9.         Старайся мыслить позитивно.

10.      Сочетай        материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Второе. Каждый день работы с детьми — поиск. Педагог не должен раскрывать истину, он должен учить её находить. Например, ребёнок задал вопрос. Вы спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете его порассуждать. И наводящими вопросами подводите к тому, что он находит ответ. Каждое занятие с детьми — проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если?..

Третье. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» — это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нём хорошо,  а что-то плохо, что-то полезно, а что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. На ТРИЗовском языке это звучит так: противоречие противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого. Например, солнце — это хорошо, потому что светит, греет, радует. Но солнце – это плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет. Научить детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте — значит научить его основам ТРИЗ.

Четвёртое. Будем учить детей разрешать противоречия. Как? Для этого есть приемы. Вот несколько приёмов на конкретных игровых или сказочных задачах. Например, как принести воду в решете? Формулируем противоречие. Вода должна быть в решете, чтобы её перенести, и воды не должно быть, так как в решете её не перенести — вытечет. Решаем противоречие, изменив агрегатное состояние вещества. Вода будет в решете в изменённом виде (лёд), и её не будет, так как лёд — это не вода. Решение — переносим воду в виде льда.

Итак, задачи и их решения. Где же, брать эти задачи? Они вокруг нас. Дети научатся находить их и самостоятельно повторять путь изобретения, используя нетрадиционные приёмы.

Пятое. Игры каждый день. «Хорошо — плохо», «Польза — вред», «Наоборот», «Чем может быть», «Превратим в…». На языке дошкольника: что может делать, чем это может служить, для кого будет чем. Например, чем может быть листок, точка, грибок… любой предмет. Помимо многообразия функций предмета дети освоят азы воображения. Оно стимулирует прогресс и является источником эволюции.

Шестое. Беседы с детьми на исторические темы. История изобретения карандаша, стола, колеса и т.д. Дети должны увидеть, что изобретать –  значит решать противоречия. Примерные темы: «Как человек приручил силы природы», «Откуда стол пришёл», «Какие машины помогают человеку работать?»

Седьмое. Чудеса прогулок. Используем приёмы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение. Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чём мечтают, о чём расскажут, что нам покажут. Оживим ветер. Кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем?

Нужно использовать чудеса прогулок. Нарисовать палочкой по земле, снегу, мелком по асфальту, мокрыми  подошвами обуви по сухому — что получилось? Почему? Можно предложить  детям увидеть разноцветный дождь или снег, если одеть, конечно, разноцветные очки или смотреть через разноцветные стёклышки. А если дать детям на прогулку увеличительное стекло? Представляете, какая будет игра!

 Восьмое. Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой тоже можно работать  нетрадиционно. Перепутать сюжеты героев. Ввести нового героя в знаке сказку — что изменится в сюжете? Нарочно переврать сказку — пусть восстановят её сюжет. Или изменить место действия, время действия героев — получится сказка в новом ключе. Интересно? Детям нравится. Вечером понаблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превратятся лужи, кусты или постройки. Эти ежедневные открытия не дадут развиться  психологической инерции — злейшему врагу всего нового, прогрессивного, необычного.

Суть применения ТРИЗ в детском саду можно сформулировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешении противоречий и взаимосвязях всех компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы — будь то проведение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.