использование икт в образовательном процессе
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края | |
Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение « ЕЙСКИЙ ПОЛИРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему: «Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы»
Подготовила:
студентка Ш-42 группы
Чернова Анастасия
Ейск, 2022
Школа как образовательно-воспитательный комплекс должна отвечать требованиям современного информационного общества и искать пути использования новых технологий в деле обучения и формирования культуры подрастающего поколения. Информатизация школы – это процесс вхождения школы в информационно-коммуникационное пространство, что предполагает не только процесс оснащения образовательных учреждений средствами новых технологий, но в первую очередь процесс изменения целей и результатов образовательного процесса, педагогических практик, т.е. информатизация образования – это процесс трансформации методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества.
Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.
Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.
Окостенение фалангов кисти руки у детей заканчивается к 9-11 годам, а запястья – к 10-12 годам. Поэтому младшие школьники с трудом справляются с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки. Специалисты советуют уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание штрихование – развитие мускульной памяти).
Сейчас издаётся множество раскрасок и прописей с большими рисунками для раскрашивания. Эта работа эмоционально окрашена. Дети с большим интересом её выполняли, и уроки проходили незаметно для них, и объём работы выполнялся большой. Такие задания вызывают у детей только положительные эмоции, не утомляя.
Выполняя такую работу мы укрепляем мелкие мышцы, развиваем мелкую моторику, т.к. в этом возрасте у детей развиты крупные мышцы, поэтому движения у них размашисты, при этом учимся правильно сидеть за партой, держать карандаш, т.е. готовимся к более сложной работе – письму, не испытывая при этом страха, что не получится. После такой работы мы перешли к работе в прописях, сразу же к написанию букв. И работа эта уже не вызывала отрицательных эмоций.
У детей 7-летнего возраста склонность к возбуждению очень велика – отсюда непоседливость младших школьников. Естественная возрастная особенность младших школьников – несовершенство внимания.
У первоклассников развито непроизвольное внимание. Дети обращают внимание лишь на то, что им интересно, что привлекает яркостью и необычностью. Поэтому, если мы хотим чему-либо научить ребёнка, надо создать ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для него.
В начальной школе (1 класс) у ребят должно сформироваться представление, что школьный компьютер – это техническое средство, используемое в условиях коллективного обучения в процессе живого общения с детьми и учителем, но ни в коем случае не в качестве альтернативы учителю или одноклассников. Компьютер может использовать учитель для демонстрации учебного материала путём проектирования на экран, если это нагляднее, интереснее для детей, лучше для восприятия, чем использование мела, доски или учебных плакатов. Такие компьютерные демонстрации являются способом передачи знаний, которые обязательно должны быть закреплены путём живого общения учителя с детьми и детей между собой.
Компьютер, как средство обучения на различных уроках, использую через работу с мультимедийными энциклопедиями, а так же как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, через создание мультимедийных презентаций к уроку. Цель мультимедийных презентаций – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.
Большая часть информации, предназначенная для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Особую проблему составляет получение визуальной информации, что не благоприятно влияет на процесс обучения, так как ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление. Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы.
Главная трудность в подготовке презентации, это поиск качественного иллюстративного материала по изучаемой проблеме. Источником иллюстраций могут быть в первую очередь авторские фотографии, различные энциклопедические словари, соответствующие иллюстрированные журналы и др. литература.
Материал мультимедийного продукта должен преследовать не только энциклопедические цели, но также и педагогические. Для того чтобы школьники могли успешно учиться, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательства, аргументации, логических схем, рассуждений. Детей надо научить правильно видеть структуру излагаемой информации и логические цепочки рассуждений.
Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал.
Мультимедийные пособия можно использовать как на этапе объяснения нового материала, так и в процессе его закрепления и повторения, а также проводить воспитательные мероприятия.
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Всё чаще они делают это с помощью компьютера. Задача учителя начальной школы умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.