Интонация в музыкальных произведениях как средство выразительности
Интонация в музыкальных произведениях
как средство выразительности
Интонация – это одно из средств выразительности в музыке, носитель ее смысла. В нашей речи также присутствует интонация, с помощью которой усиливаются главные смысловые моменты высказывания. В музыке интонационные особенности – ритм, темп, высота, динамика, фразировка – являются основой музыкального образа. Частным случаем может служить пример неудачного интонирования, могущий привести к искажению музыкальной фразы.
В пьесе П.И. Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома» неправильно исполняемые штрихи обесценивают музыкальный образ Бабы Яги, несущейся на метле и находящейся в вихре движений. Если утяжелить мелодическую линию при помощи грузного стаккато или замедлить темп, то произойдет то же самое. Фразировка играет смысловую роль, раскрывая характер музыки.
Музыка выражает чувства человека: волнение, радость, тревогу и пр., а также черты характера – шутливость, серьезность, умиротворение, ласковость. Она может рисовать картины природы: шум водопада, пение птиц, бурю, шелест дождя, например, в пьесе А. Гедике «Гроза», написанной для учеников 3-4 кл. музыкальной школы, изображены раскаты грома и порывы ветра. Интонационные приемы и разнообразные штрихи помогают сделать картину природы близкой для восприятия детьми. Дополнением служит богатая динамика, делая эту пьесу более яркой и насыщенной. Мелодические особенности и фактура доступны ученику и помогают ему в освоении этого произведения. Именно благодаря интонациям музыкальные произведения становятся яркими и запоминающимися.
Более сложной для восприятия является пьеса П.Ч. Чайковского «Церковный хор». Музыка сложна именно в интонационном плане, т.к. состоит из аккордов, которые следует грамотно разрешать, прослушивая каждый мотив, что составляет трудность для учащегося. Полезно вспомнить тему из теории музыки об устойчивых и неустойчивых звуках в музыке. Интернет предлагает записи исполнения этой пьесы пианистами и хоровыми коллективами, что облегчает детям знакомство с этим произведением, ведь эта пьеса Чайковского представляет собой имитацию пения церковного хора.
В пьесе В. Коровицына «У Вечного огня» интонирование играет основополагающую роль. Выразительное исполнение длинных фраз невозможно без соблюдения штрихов, оттенков, пропевания мелодической линии. В сложной средней части этого сочинения характерной особенностью является аккордовая полифония. Ее необходимо прослушивать при разрешении неустойчивых звуков в устойчивые. Пьесу «У Вечного огня», может исполнять только ученик старшего класса, имеющего опыт исполнения полифонии. Эта пьеса мелодична и требует владения таким приемом игры, как звуковедения.