Инклюзивное образование. Особенности проведения уроков музыки для детей с ОВЗ
Инклюзивное образование. Особенности проведения уроков музыки для детей с ОВЗ.
С каждым годом увеличивается численность школьников с ОВЗ. В связи с этим, наиболее актуальная из технологий в современной школе – здоровьесберегающая. Уроки музыки охватывают детей разного возраста с 6 до 15 лет, что составляет достаточно большой период школьной жизни.
В начальной школе основными этапами здоровьесберегающей технологии является пение. Исполняя песни на уроках, ребенок учится применять правильное (диафрагмальное) дыхание, что позволяет обеспечить клетки организма кислородом .
Распевание – один из элементов песни. Для детей с нарушениями речи можно использовать логопедические распевки, которые позволяет автоматизировать проблемные звуки в речи, улучшить четкость в произношении.
Использование элементов логоритмики, во время исполнения песен, позволяет развить общую, мелкую моторику, что положительно влияет на развитие умственных способностей ребенка. Так, исполняя песни, можно инсценировать текст в танцевальных движениях, использовать пальчиковую гимнастику по смыслу песни и т. д. Большую пользу приносит исполнение караоке.
В среднем звене возможно применение здоровьесберегающей технологии и во время слушания музыки, используя метод музыкотерапии. Музыкотерапия, как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, известен давно, со времен Пифагора, но ценность этого метода до сих пор актуальна. Но в современной образовательной ситуации данный метод можно рассматривать как средства реализации здоровьесберегающих технологий в эмоциональном развитии учащегося. Т.к уроки музыки разбавляют в расписании основные уроки, требующие повышенного внимания, то именно музыкотерапия способствует расслаблению, эмоциональному компенсировнию, дает возможность восстановить силы для последующих уроков. Один из излюбленных приемов в данном направлении – интегрированный метод арт терапии и музыкотерапии, когда детям предлагается нарисовать музыку, изобразить свои чувства, которые они переживают слушая данное произведение. В психологии влияние цвета на эмоциональное состояние человек заметили уже давно. М.Люшером была создана цветовая диагностика на определение эмоционального состояния человека. Данные этого исследования можно также применять на уроках музыки. Если учащимся необходимо успокоится, то можно предложить прослушивание спокойной классической музыки и затем изобразить данное произведение, используя желтый, зеленый, розовый, белый, синий цвет.
Если же учащихся необходимо взбодрить, настроить на активную работу, то музыкальное произведение для прослушивания лучше использовать жизнерадостное, в подвижном темпе. При изображении данного произведения необходимо использовать красный, фиолетовый, голубой, оранжевый цвета, т.к. именно эта цветовая гамма повышает работоспособность, активность мыслительной деятельности. Для данного метода возможно использовать как инструментальную музыку, так и песни. Текст песен для данного прослушивания должен быть позитивный, радостный, несущий веру, что все будет замечательно.
На основании вышеизложенного, считаю возможным отметить, что высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его полном и всестороннем виде и эмоциональном развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ученика. Основными средствами достижения этой цели являются постоянные и систематические встречи с музыкой не только учащихся, но и их родителей.
Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности. Поэтому в современной образовательной ситуации актуальным остается вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в эмоциональном развитии учащегося.