Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Музыка » Мастер-классы

Автор: ГАФИАТУЛИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Учебное заведение: МОУ СШ №140
Краткое описание работы: Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление учащихся о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, о высшей потребности в преобразовании человека.

Дата публикации: 2022-06-27 «Информационные технологии, как условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» ГАФИАТУЛИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МОУ СШ №140 Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление учащихся о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, о высшей потребности в преобразовании человека.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

«Информационные технологии, как условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки»

Скачать работу


Доклад

«Информационные технологии, как условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки»

Учитель музыки МОУ СШ №140 г.Волгоград Гафиатулина Н.В.

Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление учащихся о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, о высшей потребности в преобразовании человека.

На основе сказанного ставлю перед собой задачи:

- заинтересовать больше детей проектной деятельностью на уроках музыки.

- расширить фонотеку кабинета музыки.

- освоить новые компьютерные программы.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.п.

Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью. Ученик живёт в технологической жизни, которая насыщена компьютерами, DVD и mp3-плейерами, мобильными телефонами и т. д. Идти в ногу со временем и применять современные технические средства в учебном процессе, позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика. В качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.

Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИКТ и сделать его интересным для учеников, я определила для себя некоторые ведущие идеи:

необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии. Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио - и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата. Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. Администрация школы предоставила в актовый зал необходимое оборудование (музыкальный центр, проектор, компьютер, микшерный пульт, микрофоны). Это позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников.

Современным этапом аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплектов «Музыка», которые могут быть выполнены в формате мультимедийных проектов. Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю как комплекс средств обучения, в который входят:

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов. Опер, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки. Современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.).

На уроках музыки материал, возможно, преподнести другими формами: выполнение сообщений, проектов, тестов и мн. др., при этом, используя программы PowerPoit, PhStori, Photoshop, Movie Maker, NERO и т.д. Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» CD-диски. Диски с подборкой мюзиклов., и аудио-материалов, работа с интернетом. Большая подборка аудиокассет «Шедевры классической музыки».

Современный школьник не всегда воспринимает учителя с мелом в руке. Зачастую информация, которая предлагается вниманию учащихся, носит познавательный характер, представляет определенный интерес. Но это с точки зрения взрослого человека, имеющего и жизненный и музыкальный опыт. Тем не менее, хочется задать вопрос: «А интересно ли детям на таких уроках? Что ценного выносят они из общения с нами – взрослыми?» К сожалению, чаще всего мы обнаруживаем безразличное отношение, отсутствие интереса.

Почему же высокохудожественные произведения, эмоциональный учитель, насыщенный информацией урок не находят отклика в сердцах и душах детей?

А потому что современному школьнику интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или интерактивная доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства. Да и учитель, умеющий работать с техникой и обучающий где можно «добыть» информацию и как ей воспользоваться, вызывает большее уважение у своих учеников.

Итак, что же нам дает использование компьютерных технологий на уроке музыки?

Ребенка окружает в быту множество звуко - и видео воспроизводящих устройств (телевизоры, DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, КПК и т.д.). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата.

Особенно важно заинтересовать музыкальными занятиями младших школьников, в том возрасте, когда эстетические вкусы и музыкальный кругозор только формируется. И тут у учителя, владеющего инновационными методиками обучения, есть масса возможностей. Это и демонстрация мультфильмов, где в качестве сопровождения использована классическая музыка. И разучивание детских песен по системе караоке, и прослушивание медиафайлов с доступными восприятию детей музыкальными шедеврами. А самое главное, - большое количество обучающих музыкальных компьютерных игр.

Диапазон музыкальных игр достаточно велик и рассчитан на разную степень подготовленности и возрастную категорию. Это собирание картинки с изображением музыкального инструмента по принципу пазла, группировка инструментов по категориям, знакомство со звучанием каждого инструмента, освоение нотной грамоты и нотной записи, звуковысотное ориентирование, определение инструмента на слух, самостоятельное составление целого ансамбля и многое другое. При этом детям в ненавязчивой форме рассказываются интересные факты о жизни композиторов, истории создания шедевров, звучит замечательная музыка.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

* Музыкальные проигрыватели

* Обучающие программы

* Музыкальные энциклопедии

* Программы для пения караоке

* Музыкальные конструкторы

Первая группа программ знакома любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Если вы хотите привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью – сделайте музыку ярче. Для этого откройте зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.

Огромную помощь в проведении музыкальных занятий дают музыкальные энциклопедии - справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную и полезную информацию. Очень интересна “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”. Здесь можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний нужно зайти в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты. Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации, так “Энциклопедия классической музыки” включает более 200 статей о композиторах всех стран, музыкальных фрагментов самых известных произведений, знакомит с музыкальными инструментами и основными жанрами музыки (опера, балет, симфония, концерт и т.д.)

Караоке - современная информационная технология нашего времени. Караоке на уроках музыки - это одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразных фонограмм, но и дающих возможность в разы расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками.

Еще одной формой использования информационно – коммуникационных технологий на уроках музыки является выполнение докладов, тестов, проектов с презентацией. На уроках используется презентация, подготовленная как мною, так и учениками. Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.

Интернет ресурсы - часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете – у них повышается самооценка, статус среди сверстников.

Учащиеся с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию.

Такой вид заданий очень полезен, потому что, для подготовки презентации ученик должен провести определенную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, ученик проявляет свой творческий потенциал, все это превращает подобную работу в продукт индивидуального творчества. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни.

Мы с детьми провели анкетирование учащихся с целью определения важности использования ИКТ на музыкальных занятиях.

Анализ результатов анкетирования учащихся показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.

ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.

Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.

Позволяют наглядно представить результат своих действий.

Как продуктивнее наладить обратную связь с учеником? Через:

• Обмен цифровыми носителями – диски, flash носители

• E-mail

• Документы сохраняющиеся на школьном компьютере

Ребенку всегда важна конечная цель – для чего он создает тот или иной продукт.

Это могут быть:

• Внеклассные мероприятия (концерты, лекции, классные часы, родительские клубы…)

• Общение на форумах с отсылкой на созданный продукт, выставленный в Интернете

• работа в проектах

• Связь с урочной деятельностью (доклады, рефераты, экзамены…)

• Самообразование (просмотр созданных учениками продуктов)

• Обучающие пособия

• Различные тесты

Направления использования ИКТ в работе

• как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);

• закрепление изложенного материала (обучающие программы)

• проведение практических занятий, самостоятельной работы;

• контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты)

• диагностика качества обучения (тесты);

• подготовка презентаций, докладов, выступлений;

• самообразование учащихся и педагогов;

• Видеосъемка и фотосъемка школьных мероприятий и на их основе создание презентации и видеотеки;

• получение информации через подключение к Интернету;

• электронная переписка.

Думаю, что главное в работе современного учителя – это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Если учитель хочет сделать свою работу интересной, разнообразной, то он будет стремиться идти в ногу со временем, использовать современную технику, но ни одно, даже самое универсальное средство не станет панацеей, если учителю самому не интересно, он не увлечен тем, что делает. Главное в нашей работе помнить, что мы не должны разговаривать «на тему о музыке», не передавать информацию о ней. Мы должны привить детям любовь к искусству, зародить желание слушать произведения классиков, встречаться с музыкой не только на уроках, но и в повседневной жизни.

В заключении хотелось бы отметить важность и нужность использования информационных технологий на уроках музыки, которые позволяют представлять текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию в полном объеме, сжатую во времени, эмоциональную по восприятию, активизирующую творческий потенциал ребенка, воспитывающий интерес к музыкальной культуре, формирующий духовный мир ребенка.

Но, конечно не стоит забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и ее, ни чем не заменить!

Просмотреть свитедельство о публикации


Мастер-классы, Музыка Опыты для детей, Познавательная деятельность.

Post navigation

“Светлый праздник Пасхи”
ВИЗИТКА КОМАНДЫ “ЗНАТОКИ ИСКУССТВА”

Музыка

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2023