Индивидуальный «маршрут» Хацукова А.А. по работе с одарёнными детьми.
Приложение 10.
Индивидуальный «маршрут» Хацукова А.А. по работе с одарёнными детьми.
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Педагог должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными детьми:
- творческие мастерские;
- занятия в сводных группах с более опытными обучающимися;
- мастер-классы;
- индивидуальные выставки;
- индивидуальные концерты;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон и другие интеллектуальные игры;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- соревнования;
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых детей
Для развития одаренности ребенку необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого ребенка индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.
Педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать:
- темы занятий дополнительно к темам из базовой программе, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели;
- методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
- бенефис
- игра
- исследование
- наблюдение
- практическое занятие
- размышление и др.
- тренинг
- творческая мастерская
- творческий отчет
- экскурсия
- эвристическая беседа
- и др.
- демонстрация достижений
- зачетная работа
- концерт
- открытое занятие
- персональная выставка
- тесты
Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других специалистов (например, если по результатам диагностики выяснилось, что у учащегося есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом). Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком.