Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Русский язык » Конспекты уроков

Автор: Горшкова Татьяна Константиновна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им М. П. Кочнева г. Нерюнгри
Краткое описание работы: Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных. 

Дата публикации: 2018-03-29 Имена собственные и нарицательные Горшкова Татьяна Константиновна МБОУ СОШ №1 им М. П. Кочнева г. Нерюнгри Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных.  
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Имена собственные и нарицательные

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.

Задачи:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных.
  2. Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемый результат

Познавательные умения:

— объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения:

— писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Основные понятия:

– имя существительное (без определения);

– имя собственное;

– имя нарицательное;

– правила правописания имен собственных и нарицательных.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

Мультимедийный проектор. Учебник «Русский язык», ч.2. Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Ход урока:

1.Орг. момент Зарядка «Солнышко» 1ученик у доски показывает.

Правило1 (Посадка)

Аутотренинг.

-Положите голову на руки, повторите про себя или вслух.

-У меня спокойное состояние. Я буду хорошо работать на уроке. У меня всё получится.

-Правило2 (Тетрадь)

-Правило3 (Ручка)

-Правило4 (Хором)

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

В тетрадях 2 строки вниз. Продиктует по слогам 1 ученик число, кл. работа.

Минутка чистописания. На доске:

1)     воробей ученик имя собака

2)     приставка корень суффикс существительное окончание

Напишите лишнее слово из первой строчки. Почему оно лишнее?

Выпишите лишнее слово из второй строчки. Почему оно лишнее?

 

-Что получилось?(Имя существительное). Вспомним, что нам  известно об имени существительном.(На доске собираем вместе с детьми кластер об имени существительном)

-Давайте поиграем в игру «Верю-не верю»(Дети +-)

  • Имя существительное обозначает признак предмета.(-)Почему? Вывешивается.
  • Имя существительное отвечает на вопросы  что делает? Что сделает?(-) Почему? Вывешивается
  • Имя существительное бывает одушевленным или неодушевленным.(+)
  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос  что?(-) Почему? Вывешивается
  • Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?(+)
  • Имена существительные бывают только собственными.(-) Почему? Вывешивается

-А какие ещё бывают?

Слайд 1. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

-Что мы уже знаем по этой теме? (Что такое имя собственное)

-Какие слова относятся к именам собственным?( Названия рек, морей, городов, фамилия, имя, отчество…)

-Тогда какую цель мы поставим на уроке, что по этой теме мы ещё не знаем?     ( Что такое нарицательное существительное)

 

Слайд 2 Цель: Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных.

-Как достичь поставленной цели? Чему мы ещё должны учиться на уроке? Вам помогут ответить на поставленный вопрос слова.

Слайд3

 Учиться слушать…

Размышлять …

Сотрудничать…

Думать…

Рассуждать…

Работать…

Сравнивать…

 Обобщать…

 

Слайд4 Я обобщаю.

Цели:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных

2.     Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность

3.     Воспитывать  умение работать в коллективе.

3.Изучение нового материала. Работа в парах.

-У вас на столах лежат карточки со словами. Они все перепутались. Составьте пары слов, подходящие по смыслу.

Доктор Ряба братец Емеля сын Алёнушка сестрица Иванушка курочка Айболит

 

-Что получилось? (1 пара зачитает. Остальные +-)

-Посмотрите, чем отличаются сова в каждой паре? Почему 1 написано с маленькой буквы, а другое с большой? (Потому что одно является именем собственным, а другое-нет)

-Поднимите руку группа «Помощники»

-Для вас задание: выяснить по словарю, что такое имя собственное.

-Что мы знаем про имена собственные? (Пишутся с большой буквы, обозначают имена, клички, названия города, моря…)

Физминутка. Собственное-руки вверх. Нарицательное-присесть.

Анжелика, девочка, кукла, Прохоровка, Волга, море, Марс, книга.

Подведение итогов группы «Помощники» (читает 1 по словарю)

Слайд 5

Имя собственное – личное, индивидуальное название кого-нибудь или чего-нибудь.

-Как вы понимаете слово индивидуальное (Отдельный, единичный)

Работа по учебнику

-Давайте откроем учебник с. 81, упр. 106.Прочитайте текст самостоятельно. Что вы узнали из текста? Выпишите имена собственные.

-Кто не знает как отличить имя собственное?

-Кто подскажет как это сделать? ( Пишутся с большой буквы, обозначают единичное название). Раздаются карточки-помощники для слабых с алгоритмом действий.

3х первых я проверяю, они проверяют остальных.

-Давайте прочитаем вывод профессора Самоварова, какие слова называются именами собственными с 81

-Чем мы можем дополнить данное правило? Какие существительные мы будем называть   собственными? (Составляется кластер на доске:

Имя собственное

 

 

Единичное название

 

 

 

-Кто среди данных названий в тетради назовёт города? (Новгород, Ярославль, Тверь)

-Кто запомнил названия рек? (Волга, Волхов)

-Что такое Россия? (название страны)

-Что особенного в написании этого слова нужно запомнить? (Орфограмма удвоенный согласный, безударный гласный) Подчеркните, правильно выделив эти орфограммы.

-Какая орфограмма есть во всех словах? (Заглавная буква) Подчеркните.

-Как вы думаете, какие тогда  существительные называются нарицательными?

Я тоже заглянула в словарик и нашла определение нарицательным именам существительными поняла, что это такое существительное, которое противоположно имени собственному.

Слайд6

– Давайте продолжим составление кластера.

Имя нарицательное

Много предметов

 

-Попробуйте сами привести примеры нарицательных имен существительных.

-Откройте с 141(словарик) Выпишите 3 нарицательных существительных.

-Кто справился? Какие примеры?

-Давайте попробуем тогда составить предложение с2-мя такими словами на выбор.

Слайд7   шарик-Шарик

                 Роза-роза

Запишите 1 любое предложение. Почему одно из слов с маленькой буквы, а другое- с большой?

 

Закрепление. Работа в группах.

Сейчас будет задание на время. Вы будете работать в тройках. Нужно за 5 минут успеть написать как можно больше имен собственных с данными в каждой группе значениями. Подумать, где нужно поставить кавычки.

1группа. Названия городов (Помощник – карта)

2 группа. Названия рек (Помощник – карта)

3 группа. Названия морей (Помощник – карта)

4 группа. Клички животных (Помощник-анаграммы)

5 группа. Фамилии детских писателей (Помощник -анаграмма)

6 группа. Названия автомобилей. (Рисунки автомобилей с подписями внизу-«Собери слова»

7 группа. Названия книг. (Рисунки обложек книг)

8 группа. Названия планет. (Рисунок Солнечной системы)

1       от каждой группы выходит с листочком и зачитывает.(+-)

–  Кто знает, в каком городе мы живём? На какой реке стоит наш город? Каким морем омывается наш город? В какой стране мы живём? Столица нашей Родины?

-Что, какое правило объединяет написание всех этих слов? (Имя собственное пишется с большой буквы)

-В каких случаях будут использованы кавычки? (названия книг, марок автомобилей)

 Физминутка (для глаз)– Мультимедийный проектор

Слайд8-9

Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.

Слайд 10

– Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне – повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь. Запишите в тетрадь.

а) Спишите, раскрывая скобки.

Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.

 *Подчеркните одной чертой слова, имеющие не одно значение.

Б) Исправь ошибки, запиши правильно.

Я живу в городе калининграде, на улице зелёной, в 7 доме.  Река преголя недалеко от дома моей бабушки иры.

В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.

Меня зовут… Я  живу в городе… Вечером я кормлю котёнка … 

 

        Я раздаю карточки – помощники для слабых детей. (Имена: Алина, Анастасия, города: Калининград, Москва, Клички: Рыжик,  Пушок)

  Подведение итогов урока.

 

·        Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Что мы узнали на уроке?

·        Какие существительные называются собственными?

·        С какой буквы они пишутся?

·        Какие существительные называются нарицательными?

Рефлексия

Закончите предложение, выбрав понравившееся вам начало.

Слайд11.

  1. Сегодня я узнала…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполняла задания…
  5. Я поняла, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовала, что…
  8. Я приобрела…
  9. Я научилась…
  10. У меня получилось …
  11. Я смогла…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…

Слайд12

 

VIII. Домашнее задание. На выбор.

*Составить 3-4 предложения о своей улице, городе, любимой книге.

*Упр.154 раб. тетради.


Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Русский язык 2 класс.

Post navigation

Проект «Крепкая семья – дорогой из детства»
Тестовые задания для олимпиады по предмету «Информатика»

Русский язык

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022