Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ
«Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ»
Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Игровая терапия является относительно молодой отраслью современной психологии и ориентируется преимущественно на работу с детьми.
Игра в практике детской психотерапии впервые была использовано З.Фрейдом (1913) как вспомогательный метод, а позже А. Фрейд использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Появившись в первой половине 20 в. как метод психоанализа, игровая психотерапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов.
Основными направлениями современной игровой терапии являются:
1. Недирективная игровая терапия.
2. Директивная игровая терапия.
3. Смешанная игровая терапия.
Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок, как самостоятельная личность способная к развитию.
Так как данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, что бы ребенок стал более адекватным при решении текущих и будущих проблем.
Необходимым условием становится обеспечение позитивного опыта у ребенка в присутствии взрослого, который его принимает и поддерживает.
Основные принципы недирективной игровой терапии, которые образуют основу отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка:
- Принцип естественности – подразумевает такую систему отношений, где психолог не принимает на себя какую-либо роль и не действует по заранее намеченной схеме.
Вся игротерапия происходит через установление отношений. Психолог ждет пока ребенок придет в согласие с самим собой, выразит свои проблемы, найдет новые способы общения с окружающими.
При использовании недирективной игротерапии в работе с тревожными детьми, принцип естественности может стать одним из единственно возможных способов построения взаимоотношений между ребенком и психологом. Только при условии понимания психологом того, что терапевтический процесс начинается с признания права ребенка делать или не делать что-либо в игровой комнате, возможно дальнейшее позитивное развитие отношений.
- Принцип сенситивного понимания – подразумевает в игровой терапии такой вид эмпатии, который выражается в способности увидеть мир другого человека, почувствовать его внутренние резервы. При этом психолог не оценивает действия ребенка в игровом процессе, а пытается взглянуть на ребенка с его точки зрения.
В процессе работы с тревожными детьми довольно трудно реализовать этот принцип, но именно его использование часто позволяет добиться эффективных результатов в создании возможности для понимания ребенком мира собственных чувств и чувств других людей. Так как тревожный ребенок часто ориентирован на реакцию значимых для него людей, он постоянно задается вопросом «Правильно ли я делаю?». Причем ответ на этот вопрос ребенок, как правило, ищет у окружающих его людей, что создает напряжение, беспокойство, тревогу. И это состояние усиливается при отсутствии единых требований и невозможности прогнозировать реакцию других людей.
Сенситивное понимание со стороны психолога позволяет ребенку почувствовать себя в безопасности.
- Принцип безусловного принятия – предполагает безусловное принятие ребенка таким какой он есть. Такое принятие обеспечивает ребенку свободу и позволяет ему быть собой в пределах игровой терапии.
Реализация данного принципа всегда связана с личными установками психолога. Использование этой техники в процессе игротерапии позволяет психологу четко разделить объективные чувства к ребенку и чувства, вызванные контрпереносом, то есть в действительности, обращенные к другому человеку.
Этот довольно сложный психологический механизм чаще возникает у психологов с достаточно большим стажем работы. На определенном этапе психолог начинает как бы «забывать», что не бывает двух одинаковых детей, даже при условии полного совпадения причин и проявлений нарушений у ребенка. Это приводит к тому, что с разными детьми психолог вырабатывает примерно одинаковую «хорошо работающую» тактику процесса игротерапии, что мешает детям реализовать собственный потенциал.
Директивная игровая терапия – это форма, в которой психолог выступает в роли организатора, руководителя процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей игровой терапии.
Как правило, процесс игровой терапии данного типа базируется на теории социального научения, поэтому основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, психологу). При этом эффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания.
Поведения психолога в ходе игры может проявляться в виде директивного ролевого поведения. При данном виде поведения психолог, прежде всего, использует общепризнанный, социально обусловленный авторитет педагога при формировании отношений с ребенком по типу руководства. В этом случае психолог должен осознавать, что «этот авторитет не является выражением превосходства его личности, а усиливает его возможности по оказанию помощи».
Для коррекции тревожности у детей данным методом проводится цикл занятий по программам, которые наполнены содержательными играми.
Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии основанный на интеграции директивной и недирективной терапии.
Одной из причин все более широкого распространения этой игровой терапии является неудовлетворенность психологов-практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного метода. Синтез наиболее удачных приемов игротерапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых «подвижек» в поведении ребенка.
Умение психолога своевременно отреагировать на эти изменения позволяет использовать игровые ситуации различных методов игротерапии, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.
педагог-психолог
Распопова О.С.