Автор: Шутёмова Наталья Геннадьевна
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка" город Екатеринбург
Краткое описание работы: Конспект  по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Исследование удивительных фруктов

Дата публикации: И полезно, и интересно Конспект  по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Исследование удивительных фруктов
Просмотреть свитедельство о публикации

pres

И полезно, и интересно

Названия мероприятия   «И полезно, и интересно!»

Форма проведения мероприятия совместная деятельность, групповое экспериментирование;

Возраст участников  5-6 лет;

Количество участников   24 ребенка;

Продолжительность мероприятия 20 минут;

Цель: развивать у ребенка познавательный интерес к изучению окружающего мира через проведение элементарных опытов и экспериментов в групповой работе.

Задачи

Закреплять знание детей о здоровом образе жизни (правила здорового питания и значимость овощей и фруктов в рационе питания человека); рассказать  детям о  витаминах и значимости витамина С для иммунитета;

Закреплять знания о свойствах воздуха.

Развивать логическое мышление.

Вызывать интерес к экспериментированию.

Используемые технологии, формы, методы, приемы: игровые технологии, сюрпризный момент,  технология исследовательской деятельности, детское экспериментирование,  опыты, художественное слово, загадки,  беседа, элементы ТРИЗ.

Оборудование и материалы: слайды с изображением овощей и фруктов, прозрачные миски с водой, подносы, тарелки,  фрукты (апельсин, виноград лимон), высокие стаканы, бутылки с газированной водой.

Этапы реализации мероприятия (ход) с описанием деятельности педагога

и воспитанников, указанием продолжительности этапов;

Мотивационно-побудительный этап (2 минуты)

Сообщение темы (появление Витаминки на слайде)

«Здравствуйте, дети!

Меня зовут Витаминка!

Мы — витамины – не таблетки

И не вкусные конфетки!

Мы живём в продуктах –

Овощах и фруктах

Мы несём здоровья вам

Помогаем тут и там.

Воспитатель: Ребята, а в каких продуктах витаминов больше всего?

Витаминка: Предлагаю сегодня открыть в вашей группе «Лабораторию маленьких волшебников»

Воспитатель: Дети сегодня мы с вами будем исследователями. А что мы будем исследовать догадайтесь сами. (Внос фруктов на подносе, закрытом салфеткой)

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

На твоём столе всегда

Должны быть….. (фрукты)

   

 Дети, отгадайте-ка ещё загадку.

 Организационно- поисковый этап (15 минут)

Опыты

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый…

Что вы знаете об апельсине? (Апельсин круглый, оранжевый, сочный и т. д.) Давайте попробуем видоизменить его, придумать такой фантастический апельсин, какой ещё никогда в жизни не видели. Согласны? Помогут нам в этом картинки с изображениями птиц.

Подберём слова-характеристики к слову «птица». Какая она? Плавающая, крикливая, прыгающая, летающая. А теперь вместо слова «птица» поставим слово «апельсин», например, апельсин летающий.

Представьте себе, какой он? (На ножках.) Представьте себе смеющийся апельсин. Какой он? (Ответы детей.)

Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины?

А в жизни может быть плавающий апельсин? Давайте проверим.

 

Опыт «Почему апельсин не тонет?»

 

Воспитатель. Как вы думаете, если апельсин бросить в ёмкость с водой, он утонет? (Да.) Почему? (Он тяжёлый.) Проверьте, он достаточно тяжёлый, чтобы утонуть.

Дети выполняют.

Воспитатель.  Что вас удивило? (Апельсин не утонул.) Как вы думаете, почему это произошло? (Предположения детей.) Давайте очистим апельсин и бросим его в воду.

Дети выполняют

Воспитатель.  Что произошло? (Он утонул.) Что мы можем предположить? (Что неочищенному апельсину не давала утонуть кожура.) Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (Бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет.)

Дети выполняют.

 

Воспитатель.  Что произошло? (Кожура не утонула.) Что же есть такого в кожуре, что помогает её держаться на воде? Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Расскажите, какая она. (Кожура неровная, шершавая, пористая. Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет.) Значит, можно утверждать, что воздух легче воды. Опыт назывался «Почему апельсин не тонет?». Теперь мы можем дать правильный ответ на этот вопрос? (Ответы детей.)

Ребята, а вы знаете, что апельсин относится к семейству цитрусовых? Как вы думаете, что такое семейство цитрусовых. Семейство от слова — семья. А как вы думаете, какие фрукты похожи на апельсин?

         

          Кожура его толста,

          Кислый вкус присущ всегда,

          Словно Солнышко на ветке,

          Он висит в своей жилетке!

 

Опыт № 2 «Волшебное свойство лимонов»

 

— Уважаемые исследователи,  как вы думаете, если опустить дольку лимона в стакан с чаем, что с ним произойдет?

Ответы детей.

Воспитатель подытоживает выдвинутые детьми гипотезы.

— Итак, мы с вами хотим узнать, что произойдет с чаем, если в него опустить дольку лимона или выжать лимонный сок?  Миша считает, что, а Маша – что ….

Для проведения эксперимента нам понадобится лимон и стаканы. Мы сейчас заварим  чай. И  приступим к работе.

Воспитатель просит детей опустить дольку лимона в стакан с чаем. Дети выполняют задание, наблюдают за происходящим:

В стаканы крепкий чай налили.

В один лимончик опустили.

Цвет поменялся, стал светлее.

Чай – ароматнее, вкуснее!

ВЫВОД: В листьях чая есть вещества, которые окрашивают горячую воду. А лимон создает кислую среду, и чай светлеет

 

Я и красный, я и белый,

Я и чёрный — если спелый.

И под солнышком в саду

 На лиане я расту.

И такой я сочный, сладкий,

Очень вкусный, ароматный.

Гроздь мою съесть каждый рад

 И зовусь я …

 

Опыт № 3 Танцующая виноградинка

Сейчас на ваших глазах виноград будет танцевать.

На столе у нас стоят стаканы и газированная вода. Нужно налить воду в стакан, и опустить туда виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут, же начнут садиться пузырьки газа.  Что стало происходить с виноградинкой? (ответы детей)                                                                                                                         

Она то всплывает, то опять погружается на дно стакана.

Вывод: это происходит потому, что в воде содержится кислород и пузырьки, которые образуются вокруг виноградин, поднимают их вверх.

 

Рефлексивно-корригирующий этап (3 минуты)

— Дети, что нового, интересного и удивительного о фруктах вы сегодня узнали? Как вы думаете, это пригодится вам? Что больше всего вам понравилось? Какие опыты вам запомнились и показались наиболее интересными. Давайте попробуем их зарисовать.

— Я думаю, что вашим родителям будет очень интересно, если вы вечером им расскажите о чудесных фруктах.

 

Планируемый результат

•понимание детьми значения витаминов, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах для укрепления здоровья;

•осознание детьми необходимости употребления в пищу овощей, фруктов и ягод;

•развитие у детей познавательной активности,  любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков (дети умеют обследовать объекты, («видеть руками», самостоятельно делать выводы, умозаключения);

•повышение заинтересованности и мотивации детей к занятиям

 

Список используемой литературы.

1. Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир

2. Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». 2004.

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // М.: ТЦ «Сфера». 2015.

4.Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

5.Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»

6.Лоренце Монако «Эксперименты с овощами, фруктами и другими продуктами», 136 стр,  Издательство «Эксмо», 2013 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.