Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Окружающий мир » Конспекты уроков

Автор: Горбунова Ирина Сергеевна
Учебное заведение: МОУ "СОШ №67 им.О.И.Янковского"
Краткое описание работы: Урок по окружающему миру. С наглядным материалом, содержащий в себе различные виды деятельности и межпредметные связи.

Дата публикации: 2022-11-30 “Хлеб-всему голова” Горбунова Ирина Сергеевна МОУ "СОШ №67 им.О.И.Янковского" Урок по окружающему миру. С наглядным материалом, содержащий в себе различные виды деятельности и межпредметные связи.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

“Хлеб-всему голова”

Скачать работу


I Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Давайте друг другу улыбнёмся и начнем наш урок с хорошего настроения.

II Актуализация знаний. Коммуникативно – речевая задача.

Сл1. - Сегодня  на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и друг друга, а как мы это сделаем? (Встали, поприветствовали, поздоровались)

- А как встречают  дорогих, желанных гостей по русскому обычаю.

Чем встречали гостей на Руси? (Хлебом и солью)

-  Какие слова при этом произносили? («Хлеб да соль! Милости просим!)

- Что означает выражение «хлеб да соль»? (Рады видеть и поделиться самым дорогим, что у нас есть.)

  III Определение темы, цели и задач  урока

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

   - О чем пойдет речь на уроке?(о хлебе)

  Сегодняшний урок будет посвящен хлебу. 2022 объявлен президентом « Годом культурного наследия народов России», а саратовский калач мы по праву можем считать нашим наследием.

При изучении данной темы у вас могут возникнуть вопросы, кто может сказать, какие?

Сл.2 -Когда появился первый хлеб и из чего его делали?

-Как делают хлеб сейчас, и кто принимает в этом участие?

– Как можно использовать засохший хлеб?

Ответ на эти вопросы мы будем искать на уроке в процессе нашего исследования.

IV Работа по теме

- Начиная наше исследование, мы ответим с вами на первый вопрос:

-Когда появился первый хлеб и из чего его делали?

- Посмотрите на ваши парты, ни них вы видите конверты и таблицу.

- вам это поможет провести исследование по первому вопросу.

- Работу вы будете выполнять в парах. Каждая пара берет себе конверт №1 и таблицу, рассматривая таблицу пытаетесь ответить на вопрос, как же люди в древности делали хлеб и из чего?

Затем открываете конверт и играя в лото расставляете картинки на нужные клеточку. После чего вы обсуждаете, в какой же последовательности древние люди делали хлеб.

- приступайте к работе. (спросить по одному человеку от каждого стола)

Учитель подводит итог:

Сл 3 Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. 

Переходим к исследованию второго вопроса:

Сл4 -Как делают хлеб сейчас, и кто принимает в этом участие?

Прежде чем ответить на этот вопрос, посмотрите видео и постарайтесь найти ответ на этот вопрос. Будьте внимательны, после просмотра видео, я буду задавать вам вопросы.

Итак, вы просмотрели видео, давайте побеседуем и ответим на вопросы, которые нас интересуют.

Сл 5 Труд земледельцев начинается со вспашки земли. Землю вспахали, засеяли поле, а дальше за свою работу берется агроном. Он следит за тем, как развиваются, растут зерновые культуры, не поедают ли их вредители. Земле нужен уход, поэтому в нее вносят удобрения. Также агроном следит за тем, когда нужно начинать жатву.

А кто же управляет комбайном? (комбайнер). Комбайны выполняют много работ, косят, жнут, молотят, нагружают машины зерном.

Вырастили хлеборобы зерно, погрузили его в машины. Часть остается в зернохранилище, а часть везут на элеватор.

-Дети, а как вы думаете, сколько надо хлеба, чтобы накормить жителей нашего города?

-Не просто много, а очень много!

Ребята, а где же пекут хлеб?

- Верно, а кто занимается выпечкой хлеба?

- Умницы. В пекарне ни на минуту не прекращается работа. Пекари работают и днем, и ночью, и даже в праздники. Чтобы к праздничному столу мы смогли подать гостям свежий, душистый, хрустящий хлеб. Но пекарь не один в своем деле, у него есть стальные помощники. Специальные машины, с помощью которых хлеб выпекать намного быстрее.

- кто мне скажет, что же помогает современному человеку выращивать хлеб?

- правильно! Это различная техника, машины.

- я предлагаю выполнить вам задание. Каждой из групп я даю конверт №2, ваша задача собрать мозаику и сказать, что же у вас получилось, затем ответить на вопрос, чем это помогает человеку?

Вы отлично справились и с этим заданием! (сл.6,7,8)

Сл 9 V Физминутка «Колосок»

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. 

В землю зернышко попало,

Прорастать на солнце стало

Дождик землю поливал,

Росточек прорастал

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Ребята, как я сказала в начале урока, 2022 год объявлен « Годом культурного наследия народов России» и у нас в Саратовской области тоже есть такое наследие – это саратовский калач.

- о нем нам расскажет ( имя девочки).

Сл. 10 Текст про Саратовский калач

Калач — старейший вид белого хлеба в России.
Известны только три его разновидности: муромский, московский и более поздний — саратовский.
Название происходит либо от слов «коло» — «колесо», либо от татарского «калач» — выражения высокой степени аппетита.

Нет лучшего лакомства, чем саратовский калач — пышный, белоснежный под золотистой запеченной корочкой, ароматный — ешь ли его с сочным сахарным арбузом, запиваешь ли парным молоком или просто подаешь к чаю с вареньем, как самый изысканный десерт!

Впервые саратовские мельники продемонстрировали калач на Нижегородской ярмарке 110 лет назад.

Качество саратовских калачей проверялось так: продавец должен был сесть на калач, если калач потом принимал первоначальную форму, то значит проходил проверку на качество.

В старину для настоящего саратовского калача годился только особый сорт пшеницы— знаменитая саратовская белотурка.

Рецептура знаменитого саратовского калача была разработана знаменитым хлебозаводчиком Филипповым, выпекалась только из саратовских пшениц, рецептура держалась в строгом секрете, а готовые калачи поставлялись к царскому столу.

Рецепт калача стал народным достоянием.

Важную роль в биографии калача сыграли сотрудники института – саратовские селекционеры Алексей Павлович Шехурдин и его ученица Валентина Николаевна Мамонтова. Они вывели сорта пшеницы, подходившие для рецептуры калача.

О САРАТОВСКОМ КАЛАЧЕ

И прежде чем он появился
На завтраке в доме твоем
Над ним землепашец трудился
Над ним колдовал агроном
И пекарь в пахучее тесто
И дрожжи, и душу вложил
В печи отыскалось место
И дело огонь завершил.
И вот он выходит на сцену
Итоги рабочих удач
Имеющий малую цену
Бесценный пшеничный калач.
Н. Палькин, Саратов

- гордитесь своей «малой» Родиной!

А если хлеба слишком много? Куда деть не съеденный хлеб? (посушить)

Мы переходим к исследованию нашего последнего вопроса:

– Как можно использовать засохший хлеб?

Вспомним, как звучит тема нашего урока звучит так «Хлеб всему голова». Кто мне скажет почему так говорят?

-Каждый из вас не менее 3 раз в день берёт в руки хлеб. Без хлеба ни ужинать, ни обедать нам не хочется – всё нам кажется невкусным. Мы привыкли к нему, как к воздуху, порой даже не замечаем его и не думаем о нём.

Сл 11 - Сейчас послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»:

Три паренька по переулку
Играли, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» - спросили дети,
Забыв на время про футбол
«Я пекарь» - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это словно пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.

- Скажите, о чём это стихотворение? (Ответы детей)

- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)

- Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)

- Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)

Сл.12 - Вы все говорите правильно! Ведь в годы Великой Отечественной войны, хлеб людям доставался очень большой ценой! Страшно даже подумать о том, какова же на самом деле была настоящая цена этого кусочка черного хлеба. Иногда цена этого маленького кусочка хлеба равнялась цене даже не одной человеческой жизни.

Блокадный хлеб… Муки в нем было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. Форму для выпечки которого смазывали за неимением другого соляровым маслом. Есть который можно было, как говорили сами блокадники, «только запивая водой и с молитвой».. Но и сейчас нет для них ничего дороже него.

Вот что говорит об этом жительница Ленинграда, пережившая блокаду, Зинаида Павловна Овчаренко: «До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см., черный липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах»…

Мы сейчас не видим цену хлеба, а это нужно ценить!

- К хлебу нужно относиться бережно. Брать хлеба столько, сколько сможешь съесть. А чёрствый хлеб не выбрасывать, а приготовить из него с мамой какое-нибудь блюдо, а их существует очень много.

Сл 13 - и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Оно заключается в том, что вы каждый должны выбрать себе карточку в середине стола, там будет рецепт блюда из черствого хлеба, вам необходимо прочить рецепт и выбрать те продукты, которые входят в это блюдо, подвести стрелочку к картинке блюда. (спросить по 1 ребенку от стола, с разными блюдами).

- Ребята, знайте, что хлеб – труд миллионов людей. Люди воспевают хлеб в песнях, стихах, пословицах. Поэтому мы должны бережно к нему относиться.

Сл 14 VI Рефлексия. Подведение итогов.

- О чем интересном, важном вы узнали на уроке? 

( Долгий и трудный  путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь правильно с ним обращаться.)

- какие три вопроса мы сегодня исследовали?

- Чему научились?

Вам понравилось наше исследование?

-В конце урока хочу раздать вам такие памятки, в которых помещена интересная информация про саратовский калач, как вы можете испечь его дома вместе с родителями и правила, которые нужно соблюдать в обращении с хлебом.

Сл 15 Спасибо за урок!

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Окружающий мир.

Post navigation

Внеурочное занятие «Символы России»
Конспект урока ОСЧ “Группы слов” 1 класс

Окружающий мир

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2023