Характеристика некоторых пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПЬЕС ИЗ «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА»
П.И. ЧАЙКОВСКОГО
«Детский альбом» П.И. Чайковского – известное сочинение выдающегося русского композитора, написанное им для детей. Это программные пьесы для фортепиано, интересные по музыкальному содержанию и ставящие самые разные методические задачи.
Первое сочинение – «Утреннее размышление», в котором фактура состоит из двойных нот в правой и левой руке, что составляет определенные трудности для ученика. Здесь есть и полифоничные места, которые необходимо исполнять, прослушивая верхние и нижние голоса. На этой пьесе ребенка можно учить разделять голоса, что будет необходимо в дальнейшем освоении полифонии.
«Марш деревянных солдатиков» – характерное произведение свое название. Синкопированный ритм и разнообразные штрихи делают эту пьесу приближающейся к требованиям третьего класса. Яркость исполнения будет зависеть от ритмичности и от точности выполнения штрихов.
«Болезнь куклы», «Похороны куклы» – эти пьесы можно объединить в небольшой цикл. «Болезнь куклы» – более простая по фактуре, но детям сложно дается прослушивание партии левой руки, состоящей из баса и верхних звуков аккорда. Красивая гармония в тональности соль минор, печальная мелодия, состоящая из отдельных звуков, делает эту пьесу популярной среди учащихся.
«Похороны куклы» – по своей сути, похоронный марш. Фактура более сложная, чем в первой пьесе: она требует тщательного разбора текста и отработки отдельных мест, состоящих из синкопированных интервалов.
«Вальс» – это трудное произведение, состоящее из мелодии трехдольного аккомпанемента. Для учащихся сложно не только выучить разнообразный по технике текст, но и сыграть музыку, под которую можно танцевать. Обычно дети тяжело играют аккорды, а в аккомпанементе вальса вторые и третьи доли должны звучать легко, выполняя поддерживающую функцию. Если добавить, что вальс идет в подвижном темпе, то его исполнение представляет собой очевидную трудность для ребенка.
«Полька» по жанру «Вальсу», т.к. тоже является танцем. Ее можно исполнять ученику старшего класса, т.к. нотный текст требует хорошей технической подготовки. В средней части мелодия переходит из партии правой в партию левой руки и звучит так довольно долго. Правая рука аккомпанирует двойными нотами, что всегда неудобно для исполнителя. «Итальянская» и «Немецкая» песенки наиболее просты по фактуре и содержанию, многие ученики играют эти пьесы уже во втором классе.
Особого внимания требует последняя пьеса этого цикла – «Церковный хор». Это серьезная по замыслу автора музыка, которая до сих пор исполняется в церковных службах. Аккорды, из которых состоят фразы, имитируют пение церковного хора и состоят из четырех голосов. Необходимо хорошо прослушивать развитие фраз, их окончание, чтобы подражание хору стало совершенно отчетливым. В средней части в аккордах правой руки необходимо выделять верхний голос, т.к. он составляет мелодическую линию. Элементы полифонии требуют особого внимания, поэтому эти места надо разучивать отдельно. Разнообразные динамические оттенки дополняют фразировку, делая ее более насыщенной и содержательной. Желательно провести беседу о религиозном содержании этого произведения и о том, при каких условиях оно может исполняться.
Дарование выдающегося русского композитора П.И. Чайковского проявилось в полной мере даже в этих небольших пьесах, написанных для детей и служащих музыкальному воспитанию маленьких пианистов.