Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Статьи

Автор: Мальцева Светлана Сергеевна
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 49 города Тюмени
Краткое описание работы: Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга.

Дата публикации: 2021-08-20 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Мальцева Светлана Сергеевна МАОУ гимназия № 49 города Тюмени Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать работу


ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

С. С. Мальцева

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназии №49, к.п.н.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни дог­матизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспита­ния недостаточно. Сущностная специфика гуманистической тех­нологии образования заключается не столько в передаче некото­рого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуаль­ности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в со­вместном личностном росте педагога и учащихся.

Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предпола­гает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоин­ству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связа­на и с созданием условий для раскрытия и развития способно­стей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учиты­ваются психофизиологические параметры, особенности социаль­ного и культурного контекста, сложность и неоднозначность внут­реннего мира. Наконец, гуманистическая технология образова­ния позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультур­ном пространстве демократически организованный, интенсивный, образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Каче­ство и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс перехода от традиционного типа образования к гуманистическому происходит неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистаческими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявлен­ная антиномия гуманистической природы образования и доми­нирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма. [2, c. 108 – 111].

«Существуют, возможно, понятные только конкретному ученику и учителю знаки, символы, потоки интеллектуальной энергии, благодаря которым образование приобретает силу откровения, прозрения, разрешающего противоречия. Рождаются доверие и расположенность друг к другу, предопределяющие познание единой картины мира как сущего и судьбоносного в самом себе. Слагается синергетика душевных состояний. Такое взаимоусиление энергий развития, возникающее из хаоса возможностей самоопределения, и есть постижение жизни - неограниченный процесс, как и самообразование. Он сопровождается сомнениями, тревогами, побуждающими скачки, бифуркации в движении к новым горизонтам. Осознание этих горизонтов требует ответа на вопрос: «Кем быть?», понимаемый не просто как выбор профессии, а как нравственный выбор, задающий духовные ориентиры в пространстве обретаемого опыта формирования эстетических идеалов» [1, c. 12].

В качестве специфических особенностей гуманитарного, в том числе и научно-педагогического, познания, сохраняющего человеко-ориентированный характер науки, ученые называют следующие: включенность в объ­ект познания сознания самого исследователя как компонента познаваемой реальности, проведение изучения с определенной ценностной позиции, опору в познании не только на педагогическую науку, но и на смежные области гуманитарного знания, искусство, религию, язык, здравый смысл; сочетание в процессе познания рационально-логического объяснения и интуитивного понимания, особую роль текста как феномена культуры, в котором фиксируется логика перевода мысленного содержания в знаковые формы языкового выражения, содержание в теоретическом обосновании боль­шого количества вероятностных допущений, динамичность гипотезы, ее вариабельность и поливариантность, открытость для дальнейшей конкретизации, ярко выраженный вероятностный характер, преобладание качественных методов изучения, ограниченные возможности для применения математических методов исследования, осторожность при проведении обобщений, минимальную аксиоматизация, активное качественное обогащение понятийного аппарата, в который, наряду с однозначными терминами, вливаются образные средства, обилие положений, гипотез, законов, истинность которых может быть подтверждена лишь длительным опытом развития образования (Закирова А. Ф., Зинченко В. П., Курлов В. Ф.)

Список литературы

  1. Лурье Л. И. Педагогическая деятельность в пространстве эстетического опыта: в 3ч. Ч.1. Знаково-символичные системы образовательного процесса / Л. И. Лурье; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 153с. С.12)
  2. Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»», 2008. – 576с. С. 108 – 111)
Просмотреть свитедельство о публикации


Статьи.

Post navigation

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ О МЫШЛЕНИИ
Беседа “Фликер без сомненья знак дорожного движенья”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022