ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
С. С. Мальцева
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии №49, к.п.н.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.
Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.
Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный, образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс перехода от традиционного типа образования к гуманистическому происходит неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистаческими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма. [2, c. 108 – 111].
«Существуют, возможно, понятные только конкретному ученику и учителю знаки, символы, потоки интеллектуальной энергии, благодаря которым образование приобретает силу откровения, прозрения, разрешающего противоречия. Рождаются доверие и расположенность друг к другу, предопределяющие познание единой картины мира как сущего и судьбоносного в самом себе. Слагается синергетика душевных состояний. Такое взаимоусиление энергий развития, возникающее из хаоса возможностей самоопределения, и есть постижение жизни - неограниченный процесс, как и самообразование. Он сопровождается сомнениями, тревогами, побуждающими скачки, бифуркации в движении к новым горизонтам. Осознание этих горизонтов требует ответа на вопрос: «Кем быть?», понимаемый не просто как выбор профессии, а как нравственный выбор, задающий духовные ориентиры в пространстве обретаемого опыта формирования эстетических идеалов» [1, c. 12].
В качестве специфических особенностей гуманитарного, в том числе и научно-педагогического, познания, сохраняющего человеко-ориентированный характер науки, ученые называют следующие: включенность в объект познания сознания самого исследователя как компонента познаваемой реальности, проведение изучения с определенной ценностной позиции, опору в познании не только на педагогическую науку, но и на смежные области гуманитарного знания, искусство, религию, язык, здравый смысл; сочетание в процессе познания рационально-логического объяснения и интуитивного понимания, особую роль текста как феномена культуры, в котором фиксируется логика перевода мысленного содержания в знаковые формы языкового выражения, содержание в теоретическом обосновании большого количества вероятностных допущений, динамичность гипотезы, ее вариабельность и поливариантность, открытость для дальнейшей конкретизации, ярко выраженный вероятностный характер, преобладание качественных методов изучения, ограниченные возможности для применения математических методов исследования, осторожность при проведении обобщений, минимальную аксиоматизация, активное качественное обогащение понятийного аппарата, в который, наряду с однозначными терминами, вливаются образные средства, обилие положений, гипотез, законов, истинность которых может быть подтверждена лишь длительным опытом развития образования (Закирова А. Ф., Зинченко В. П., Курлов В. Ф.)
Список литературы
- Лурье Л. И. Педагогическая деятельность в пространстве эстетического опыта: в 3ч. Ч.1. Знаково-символичные системы образовательного процесса / Л. И. Лурье; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 153с. С.12)
- Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»», 2008. – 576с. С. 108 – 111)