Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Статьи

Автор: Мальцева Светлана Сергеевна
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 49 города Тюмени
Краткое описание работы: В статье представлено размышление о целях и содержании современного образования. Автор убежден, что в целях образования должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой — условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.

Дата публикации: 2021-08-20 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ Мальцева Светлана Сергеевна МАОУ гимназия № 49 города Тюмени В статье представлено размышление о целях и содержании современного образования. Автор убежден, что в целях образования должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой — условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

Скачать работу


ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

С. С. Мальцева

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназии №49, к.п.н.

В условиях кардинальных перемен в идеологии, в общественной жизни в целом, и в частности в образовании, кардинальные сдвиги происходят и в педагогическом сознании. По-новому видятся цели образования, хотя далеко не всегда для решения новых проблем требуется смена парадигмы самой педагогической науки. Основы гуманистически ориентированного образования разрабатывались и в прежние годы, даже тогда, когда не сложились еще условия для их реализации.

Не является абсолютно новым представление о целях совре­менного образования, предполагающее по возможности полное развитие тех способностей человека, которые нужны и ему, и обществу, приобщение его к активному участию в жизни, соединение бытия человека с культурой. На таком понимании целей были основаны инновации последних лет, направленные на пре­одоление жесткого манипулирования сознанием воспитанников, отход от практики индоктринации школьников — навязывания им незыблемых и не подлежащих критике стереотипов мышления. Гуманизация, т.е. «очеловечение» образования, была нацелена на усиление тех положений отечественной и зарубежной педагоги­ки, которые ориентируют на уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Образова­ние, построенное на такой основе, называют личностно ориен­тированным.

Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарак­теризовать как построение отношений участников образователь­ного процесса на основе смены стиля педагогического общения — от авторитарного к демократическому. При этом главное — прин­цип уважения к личности воспитанника и учет в содержании об­разования его духовного потенциала путем приобщения к челове­ческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Сущностью образовательного процесса становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный.

Результат гуманистической направленности образования — это прежде всего становление человека, способного к сопережива­нию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию.

В связи с этим возникает необходимость рассмотреть имею­щиеся концепции содержания образования, чтобы определить, в какой степени они соответствуют ситуации, сложившейся в об­ществе и сфере образования. Это нужно и для работы на перспек­тиву.

Сегодня в нашей стране сосуществуют разные концепции со­держания образования, корни которых уходят в прошлое. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций чело­века в мире и обществе. «Истоки противостояния демократии и гуманизма, с одной стороны, и авторитарных позиций, с дру­гой, в конечном счете восходят к разному пониманию роли и места человека в обществе — государство для него или он для государства? Даже временная уступка, теоретическая или практи­ческая, в пользу концепции человека как средства, а не цели об­щественного развития, неизбежно уводит в сторону от гуманизма. Таков трагический урок только что ушедшего века» [1, c. 40 – 42].

Реализация тех или иных ценностей приводит к функциониро­ванию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стрем­лением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жиз­недеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования преду­сматривается получение сведений, которые заведомо не будут вос­требованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентации неадекватно соотносят реаль­ные возможности и способности человека, потребности произ­водства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образо­вания стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного разви­тия, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достиже­ния, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

Таким образом, постановка цели образования в такой формулировке не исклю­чает, а, напротив, предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманисти­ческой цели образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой — условия, обеспечивающие удовлетворение потребно­стей личности в саморазвитии.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств — содержания и технологий. Что касается содержания со­временного образования, то оно должно включать в себя не толь­ко новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмо­ционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Можно сделать вывод, что отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включаю­щей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; по­литическую и экономико-правовую, духовную и физическую куль­туру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой — создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.

Список литературы

  1. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с. С. 40 – 42)
Просмотреть свитедельство о публикации


Статьи.

Post navigation

Конспект логопедического занятия «В мире животных»
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ О МЫШЛЕНИИ
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022