Автор: Соболева Ольга Викторовна
Учебное заведение: МБОУ-ООШ № 6 г. Искитима НСО
Краткое описание работы: Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны.Целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания ( ответственность за свои поступки, действия, устойчивая активная  жизненная позиция гражданина – патриота своей Родины и социализация личности).   

Дата публикации: Гражданско-правовое воспитание школьников Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания ( ответственность за свои поступки, действия, устойчивая активная  жизненная позиция гражданина – патриота своей Родины и социализация личности).    
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Гражданско-правовое воспитание школьников

Гражданско–правовое воспитание школьников.

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».               Плутарх, др/греч. философ, историк, моралист

На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро стоит перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Поэтому одно из направлений воспитания учащихся – это гражданско-правовое воспитание и формирование человеческой личности.

Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.

       Стратегия развития воспитания является важной составляющей инновационной основы будущего страны. Именно стратегия должна определить комплекс действий, направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения, адекватной динамике социально-экономических и социально-политических изменений в жизни России.

       Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны.

Никола́й  Васи́льевич  Шелгуно́в русский публицист и литературный критик,  учёный  19 века сказал:  «Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям.

Целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания ( ответственность за свои поступки, действия, устойчивая активная  жизненная позиция гражданина – патриота своей Родины и социализация личности.

 Общепринято выделение в сознании трёх компонентов: знание, отношение, деятельность. Эта трёхкомпонентность используется нами в структуре построения гражданско-правового воспитания.

1 компонент – Знание человеком  фактов культуры, истории, которые он воспринимает, как факты, события нашей, своей истории, культуры ( Я – знаю!). С целью формирования знаний истории и культуры России и малой родины  проводились исследовательские работы с последующей презентацией: «Государственные символы в истории России», «Полководцы России», «Награды Родины», «Россия в освоении космоса», «Театры Родины», «Земляки- ветераны» и др

2 компонент ( главный, системообразующий) – положительное отношение к определённым «нашим» фактам истории и культуры (Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории») исследовательские работы: «Юрий Гагарин – первый космонавт мира»,   «Василий Лазарюк – выпускник нашей школы, воин-интернационалист, герой  войны в Афганистане».

3 компонент – деятельный. Это готовность участвовать в деятельности по развитию культуры,  жизни в нашей стране (позиция – «Я готов, настроен действовать на благо нашей страны» ) (Акции по благоустройству территории, Акция «Обелиск».

Для активизации деятельности учащихся, развития у них познавательных и творческих способностей нами используются информационно – коммуникационные технологии,  проблемного и игрового обучения,  ориентированные на социализацию личности. Они позволяют полнее раскрыть и развить творческие способности и индивидуальные наклонности учащихся.

Особенно нам интересен один из интенсивных методов в гражданско – правовом образовании — проектирование. Реализация данного метода способствует организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся   на уроках  и внеурочной деятельности.

      С 2010 года ребята приняли участие в следующих проектах: «История моей семьи», «История нашей школы», посвящённый 60-летнему юбилею школы.

     Результатом  наших первых проектов стало участие в школьных и городских научно-практических конференциях, областных конкурсах, а  впоследствии  положило начало работы школьного музея, и участие во всероссийских проектах.

Итак, каждый год мы с ребятами на заседаниях ученического самоуправления выбираем тему годового проекта, данная форма работы интересна для учителя и учеников, ребята увлекаются подготовкой, при этом реализуют свои интеллектуальные и творческие способности.

Участие учащихся основной школы  в социальном проектировании способствует формированию  активной гражданской позиции, гражданской компетентности личности, социализации учащихся в обществе.

Успешность и эффективность социального проектирования в школе зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются: добровольность участия в проекте; оптимальное распределение времени работы над проектом; эффективное распределение обязанностей между участниками проекта; корректная позиция педагога; поддержка проекта администрацией школы, заинтересованность в результатах проектной деятельности.

Результатом такой работы стали следующие социальные проекты:

1. Два проекта мы посвятили проблеме «Повышения престижа профессии учителя»: результатом  работы над проектом  стало создание галереи портретов учителей-ветеранов нашей школы,  в рамках проекта «Учитель глазами учеников» традиционно проходят праздники с концертной программой для учителей- ветеранов нашей школы, вышедших на заслуженный отдых.

2. Несколько  проектов мы посвятили  проблеме «Отношение в обществе к людям старшего поколения»: «Дороги судьбы – дороги Победы», проект  посвящен 70-летию Великой Победы, результатом стала шефская работа с ветеранами ВОВ,  проведение благотворительных акций и издание летописи о ветеранах ВОВ Заречного микрорайона.   Проект «Лекарственные растения в годы ВОВ», основан на воспоминаниях участника ВОВ, медработника тех лет, Рудской Марии Ивановны, где рассказывается, как во время войны использовали природный антибиотик  для лечения раненых.  «История одного фото», о судьбе жителя г. Искитима, настоящего патриота своего города, прадедушке нашей ученицы.

3. Несколько проектов посвящено проблеме доброго отношения к окружающим тебя людям. «Давай знакомиться»  — концерт для буд. первоклассников в д/с «Калинка», результатом проекта стало выступление школьного театра перед детсадовскими детьми. В проекте «Помощь другу» в декаду инвалидов силами учащихся, родителей, педагогов осуществляем мечту ребёнка-инвалида в виде подарков, оформляется выставка работ детей- инвалидов с целью раскрытия таланта детей, обучающихся на дому. Так, в этом учебном году выставка была   посвящена творчеству нашей юной художницы, ученицы – надомницы Дарины Белоусовой, о её судьбе был снят документальный фильм и показан по искитимскому телевидению.   

     Результатом работы над проектом «Терапия добротой» стало выступление и победа в региональном конкурсе социальных проектов «Малыми шагами в большую жизнь» (проект длился в течение всего года, основными делами были: организация и постановка новогодних праздников, показ кукольного театра для наших школьников, для детей, находящихся на лечении в центральной районной больнице, для  детей дет. сада  «Калинка»)

4. Два проекта мы посвятили проблеме «Сохранения здоровья учащихся»: «Сколько весит здоровье ученика», с которым ребята выступили на городской НПК и стали призёрами,  и  «Белые цветы» о профилактике туберкулёза, результатом проектов стали уже традиционные презентации, акции (соц. опрос,  издание и распространение информационной продукции и т.д.)

5 И особо хочется сказать о Проекте «Обелиск». Работа над ним продолжается  до сих пор, длится уже 4 года.

Данные социальные проекты объединили усилия  учителей, учеников и родителей и не оставили равнодушными жителей нашего микрорайона.

         Таким образом, данная  форма  организации гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы  позволяет  развивать  гражданскую компетентность, приобретать  основы правовых знаний,  реализовать проектную форму деятельности, участвовать  в школьном и классном  самоуправлении.  А также  даёт положительную динамику в обучении, активное участие  в различных  конкурсах и мероприятиях.

 

Главную задачу школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны – мы выполняем.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.