Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между “женскими” и “мужскими” профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из “добытчиков” они постепенно превращаются в “потребителей”, а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Я хотела бы обратить внимание на то, что с самого раннего возраста ребенок должен научиться правильному отношению к собственному полу и естественно к противоположному. Правильное гендерное воспитание сформирует у наших детей правильное понимание детородной функции, а помимо этого выработает у них ответственность за семью, в которой они живут сейчас и за их будущую семью, которую они создадут, когда будут взрослыми и самостоятельными людьми.
В общем, именно гендерное воспитание поможет нам вырастить хорошего и верного семьянина.
Я знаю, что не зависимо от современных понятий, детей необходимо растить по правилам, которые присуще тому или иному полу, чтобы дать понять, что в будущей семье и в обществе, они будут выполнять разные функции. В современной науке принято четко разграничивать конституционные и социальные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятием пола и гендера.
Гендер – социальный статус и социально – психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии людей.
Конечно же, разговоры на интимные темы – далеко не самая легкая задача. Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребенок начинает различать пол.
На родительских собраниях родители задают большое количество вопросов. Они опасаются, вдруг они дадут ребенку слишком мало либо, напротив, слишком много информации? Вдруг они начнут разговор слишком рано или поздно? Какие слова можно употреблять, а какие – нельзя? Все эти волнения вполне понятны и естественны. На сегодняшний день не существует ни одной универсальной схемы, поэтому родители должны строить беседу, учитывая следующие факторы:
Личность ребенка невозможно отделить от сексуальности, так же, как и сексуальность – от личности. Именно поэтому половое воспитание детей дошкольного возраста неразрывно связано с обычным воспитанием. Проще говоря, мы не стремимся воспитывать ребенка сексуально – просто любим его и ведём обычный воспитательный процесс.
Обязательно провожу беседу с детьми о дружбе, уважении, девичьей чести, мужском достоинстве. Учу их правильному отношению к противоположному полу. Ведь половое воспитание в школе вряд ли справится с этой задачей.
Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.
Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Именно сейчас самое время для того, чтобы научить ребенка подавать девочке руку на выходе из транспорта, пропускать в дверях, помогать одеваться. Улыбнулись? А ведь именно этого так часто не хватает во многих мужчинах. И этот этап воспитания очень тесно связан с сексуальным воспитанием.
Что касается, игр детей так это тоже вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли. А потому, совсем немаловажно, в какие игры играют наши дети!
Зная о том, что игра является основным видом детской деятельности, что именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, в нашем детском саду уделяется особое внимание подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков.
Также в старших возрастных группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака, в игровых уголках помещены схемы-действия мальчиков и девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения.
Для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные матросы», «Разведчики», «Строители».
Для девочек: «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный
магазин», «Танцуют все» и др.
Подобный подход мы учитываем и в подвижных играх: например, для мальчиков «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики». Для девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т.д.
Девочкам – куклы, мальчикам – машинки.
При организации и проведении НОД нами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам я даю типовые и шаблонные задания, где подробно проговариваю инструкции по выполнению этих заданий, мальчикам же задания на поисковую деятельность, мальчикам сообщаю лишь принцип их выполнения, при анализе НОД оцениваю их знания, а не поведение.
Цели занятий формулирую с учетом половой принадлежности детей.
Из чего должна состоять образовательная деятельность.
игра в познавательной деятельности детей является формой символического моделирования действительности и разворачивания смысловой сферы дошкольников. Рекомендуем использовать игры малой подвижности, а также игровые упражнения на закрепление позитивного гендерного образа «Я».
На физкультурных занятиях, планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях, репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по формированию элементарных математических представлений использую разный раздаточный материал: девочки даю составить задачи о куклах, мальчики – о машинках и т.д.)
Кроме того, в процессе трудовой деятельности, наши дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое «Гендерная мозаика» – направлена на активизацию девочек и мальчиков, создание позитивно окрашенной атмосферы. Это игры-приветствия для девочек и мальчиков, игры-настрои, игры на установление контакта, игры на развитие чувства принадлежности к группе. На самом деле здесь мы апеллируем к детскому чувству «мы», и необходимо создать условия для многостороннего проявления детского «Я». Вместе с тем, необходимо задавать гендерный фокус течению процесса.
«Гендерные ситуации» – способствуют включению и погружению детей в атмосферу символического проживания собственного и группового гендерного опыта, а также эмоциональной актуализации гендерного «Я» девочек и мальчиков. В виде раздаточного материала используются картинки–ситуации, изображающие взаимодействия (играющие мальчик и девочка, ухаживающие за животными уголка природы дети и др.).
«Детские гендерные рассказы» – побуждают детей к артикуляции проговариванию собственных эмоциональных переживаний, связанных с их социополовой характеристикой. Возможны спонтанные, придуманные истории детей, и поэтому все детские инициативы следует поддерживать и переводить в плоскость взаимоотношений в группе сверстников. Гендерные рассказы следует анализировать с детьми, придавая им социальный и личностный смысл. Таким образом, это будет способствовать расширению практики и культуры артикулирования гендерного опыта девочек и мальчиков.
«Гендерный образ» – предлагаем применять в основной части занятия. Целью использования данного приема является побуждение детей к созданию позитивного образа «Я» девочек и мальчиков художественными средствами. Процедурно это может быть организовано как символическая деятельность, выражающаяся в рисунках, аппликации и других видах продуктивной деятельности.
«Творческие гендерные задания «Секреты для девочек и мальчиков» – вводятся с целью создания атмосферы индивидуально-личностного добывания и закрепления знаний и развития гендерной идентичности девочек и мальчиков. Собственно «секреты» представляются в виде творческих заданий к каждому занятию по темам. Они имеют графический, конструктивный и моделирующий характер и нацелены на обогащение представлений детей о гендерных различиях. Можно ставить задачи перед девочками и мальчиками по создания композиционного образа.
«Гендер в детской художественной литературе» – данная работа способствует углублению, уточнению и эмоциональному обогащению дошкольников. Подбор произведений художественной литературы осуществлялся с учетом имеющегося в повседневной практике дошкольных организаций опыта работы. Он предусмотрен, как дополнительное чтение совместно с родителями.
«Гендерная игротека» – уместна в заключительной части ОД, так как ее функцией является интеграция полученных детьми знаний и пережитого опыта в символической форме. Известно, что обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу.
Работа с родителями в нашем детском саду ведется систематически, мы их активно приобщаем к педагогическому процессу; подготавливаем информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей.
Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу “так, как воспитывали меня”.
Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повторная диагностика воспитанников показала, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт нашего коллектива будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем.