Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Луценко Татьяна Галимжановна
Учебное заведение: ТОО детский сад "INTELLECITy"
Краткое описание работы: Данная работа направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, таких как гололед, опасность сосулек, переохлаждение.Данный материал ценен в плане подготовки детей к сложным, опасным жизненным ситуациям.

Дата публикации: 2021-04-30 Формирование представлений детей о стихийных бедствиях: снежные заносы, гололёд, мороз, опасность сосулек, туман Луценко Татьяна Галимжановна ТОО детский сад "INTELLECITy" Данная работа направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, таких как гололед, опасность сосулек, переохлаждение. Данный материал ценен в плане подготовки детей к сложным, опасным жизненным ситуациям.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Формирование представлений детей о стихийных бедствиях: снежные заносы, гололёд, мороз, опасность сосулек, туман

Скачать работу


«Действие спасает от страха. Оно

спасает и от страха , и от слабостей,

даже от холода и болезней»

А.Экзюпери

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Ребёнок появляется на свет, а родители днём и ночью заботятся о его благополучии. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. В целях создания механизма предупреждения, формирования навыков собственной защиты, борьбы с последствиями возможных стихийных бедствий, дети должны знать о чрезвычайных ситуациях природного характера, о том, как вести себя в таких ситуациях. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. С рождения мы учим ребёнка избегать опасных объектов и ситуаций, а к моменту поступления в дошкольное учреждение эти правила формируются в отдельную дисциплину. Ребёнок эффективно усваивает знания, если они даются в определённой системе. Именно программа курса для воспитанников детских садов «Уроки Безопасика» отражает подходы к решению вопросов по организации обучения детей основам безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мы выделили основные задачи в своей работе по формированию у детей элементарных знаний и представлений о чрезвычайных ситуациях:

- изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;

- выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;

- проанализировать современные программы с позиции воспитания безопасного поведения детей;

- разработать перспективный план и методы по правилам безопасности жизнедеятельности;

- определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;

- внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников;

- создать систему воспитательной - образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;

- создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

В связи с тем, что Казахстану свойственны угрозы, обусловленные наличием глобальных проблем, одним из модулей построения курса «Уроков Безопасика» является «Зимние опасности: метели, морозы, гололед, туман, сосульки». По программе в средней группе данному вопросу отводится лишь два занятия в учебном году, и не возможно дать все основные понятия и умения за такой короткий срок. Поэтому, придерживаясь принципов обучения детей снижения риска бедствий, а именно – систематичности, актуальности, непрерывности, интегративности, мы начали вести работу по ознакомлению с зимними опасностями со второй младшей группы в течении всего учебного года. По каким направлениям ведется работа?

1. Умение распознать зимние опасности.

2. Профилактика безопасности.

3. Знание приемов спасения.

4. Отработка навыков самоспасения и самозащиты.

5. Психологическая и физическая подготовка к действию в чрезвычайных ситуациях.

6. Умение действовать со спасательными службами.

Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, чтобы избежать передачи уже известных им знаний, или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удалённости от реальной жизни, мы используем беседы «Зимние опасности», «Чем опасны мороз, метели, гололёд, сосулька?», «Как согреться в морозный день?» и т.д. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, в беседе вместе с мышлением развивается речь.

В качестве методов и форм обучения наряду с беседами мы используем и другие методы:

- комплексные занятия;

- экскурсии;

- видеоролики;

- целевые прогулки;

- подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, - проблемные игры;

- игры-соревнования;

- сочинение историй;

- наблюдения;

- чтение специальной детской литературы;

- рассматривание;

- анализ заданных ситуаций;

- выполнение поручений;

- экспериментирование;

- ситуационно - имитационное моделирование (под ситуативно-имитационным моделированием понимается процесс конструирования модели реальной ситуации);

- объяснительно-иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание специальных картин, фотографий, схем, таблиц).

С особым удовольствием дети смотрят видеоролики «Азбука безопасности: гололёд», «Правила безопасного поведения на льду», «Осторожно, сосульки», которые помогают детям развивать навыки безопасного поведения зимой. Благодаря экскурсиям и целевым прогулкам, дети наглядно могут оценить опасности, характерные для зимнего периода. Неоднократно зимой, выходя на улицу, дети напоминают правила поведения зимой друг другу и своим родителям: « Зимой нельзя ходить под окнами – это опасно, на крыше сосульки!», «В гололёд надо ходить со взрослыми, не спеша, наступать на всю подошву, внимательно смотреть под ноги». На занятиях, на прогулках, благодаря ситуационному моделированию, дети делают выводы, определяют как необходимо вести себя в данной ситуации, например: кто-то поскользнулся, получил ушиб, что делать? Что делать во время метели? Что делать, чтобы не поскользнуться? А если туман…? и т.д.

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. На занятиях и в повседневной деятельности мы использовали игры «Опасно, не опасно», в процессе которой, дети научились распознавать зимние опасности, «Я и правила в зимнее время» - дети научились действовать в случае сильного мороза, «Можно-нельзя», «Окажем помощь кукле Сауле», благодаря которой, дети научились оказывать помощь при обморожении, «Как правильно одеться на прогулку», благодаря которой, дети умеют правильно одеваться в мороз, сформированы знания об опасности переохлаждения, «Опасности гололёда» - помогла сформировать навыки правильных действий во время гололёда. В процессе дидактической игры «Соберем аптечку», дети научились собирать все необходимое, чтобы оказать помощь при обморожении или получении ушиба при падении во время гололёда, в дидактической игре «Мой безопасный дом» - правилам поведения во время метели, буранов и снежных заносов, в игре «Верно, не верно» - дети называют правила поведения при зимних опасностях, и что будет если нарушить эти правила. Например: мальчик стоит под сосульками, Настя сказала, что под крышей на которой висят сосульки стоять опасно, сосульки могут упасть и поранить человека, надо опасную зону огородить, чтобы на людей не падали сосульки. О картине, где девочка вышла зимой в легкой одежде, Алихан сказал, что зимой нельзя ходить в легкой одежде, можно замерзнуть и заболеть, нужно правильно одеваться зимой: 1 слой одежды должен быть теплым, а второй – защищать от ветра, обязательно нужно одеть шапку, варежки и теплую обувь.

Особое место мы уделяем практической отработке в зимние опасности, проводя тренировки по обучению элементарных навыков оказания помощи себе и другим людям при переохлаждении и обморожении, по выработке навыков правильного поведения во время гололёда, метели, снежных заносов, туманов. Валерия и Ранона принесли в группу ведра и большие лопатки, на мой вопрос «Зачем?», они ответили, что надо насыпать в ведра песок и посыпать дорожки детского сада, чтобы людям не было скользко. Проигрывая ситуацию сильной метели, Паша напомнил детям, что надо плотно закрыть окна, двери. Кирил сказал, что надо запастись водой, лекарствами, включить телевизор и обязательно приготовить фонарик и свисток на случай, если жилище занесет снегом, спасателям легче найти людей, если подать сигнал. Благодаря рисованию и развешиванию предупреждающих знаков «Осторожно, сосульки!», «Осторожно, гололёд!» на территории детского сада, дети ощущают чувство самозначимости и гордости за то, что они могут помочь другим людям осознать зимние опасности.

C:\Users\Игорь\Documents\маме в садик\IMG_6722.JPG

C:\Users\Игорь\Documents\маме в садик\IMG_6713.JPG

Работа по формированию понятий о зимних опасностях ведется не только на занятиях, но и в повседневной деятельности, так в утреннее время мы проводим беседы, игры, дети рассказывают о том, чего они боятся, чего не понимают , мы стараемся помочь детям выразить свои страхи и перебороть их, что помогает формировать умения правильно действовать в чрезвычайных ситуациях. Например: когда мы беседовали о снежных заносах, Амина спросила:«А что будет если людей не найдут спасатели?», на что Настя и Асхат сказали: «Надо обязательно приготовить всё необходимое, действовать по сигналу и тогда не случится беды, людей обязательно найдут ».

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В нашей группе организована планомерная систематическая работа с семьями воспитанников. Во-первых, проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о безопасной жизнедеятельности и выявлению запросов родителей по укреплению здоровья детей.

Во-вторых, проводилось консультирование родителей на темы: «Чем опасно обморожение?», «Закаливание детей», «Зимние опасности: метели, заносы, морозы , гололёд» и т.д. В группе оформлен информационный паровозик и дерево безопасности, на котором имеются задания для родителей и детей. Просмотр видеороликов помогает родителям определится какие знания и умения необходимо дать своим детям, чтобы сформировать правильные действия во время зимних опасностей. Родителям были выданы памятки «Чем опасно обморожение», «Провалился я под лёд», «Осторожно гололёд», «Закаливание детей. Закаляйся, если хочешь быть здоров», которые напоминают о навыках безопасного поведения зимой.

C:\Users\Игорь\Documents\маме в садик\IMG_7479 — копия.JPG

C:\Users\Игорь\Documents\маме в садик\IMG_7482.JPG

Нашу работу по обучению навыкам безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях и бедствиях мы только начали, и в дальнейшем будем её продолжать в нашей повседневной деятельности.

Одна из древних мудростей гласит: «Ребенок — это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение». Следовательно, каждый педагог должен понимать, какой груз ответственности он несет за каждую «маленькую частичку большого общества». Учитель, как и врач, — это призвание, талант, данный свыше. Задачи взрослых (педагогов и родителей) состоят не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями, а порой с опасными жизненными ситуациями. Хотелось бы закончить выступление словами Николо Маккиавелли «Только те меры безопасности хороши, надёжны и действенны, которые зависят от тебя самого и от твоих собственных способностей»»

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Экспериментирование.

Post navigation

Детективная история про дорожные знаки
Проект для второй младшей группы «День Победы»
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022