Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Салина Людмила Владимировна
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Краткое описание работы: В статье представлен опыт работы по организации познавательно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Дата публикации: 2018-09-04 Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО Салина Людмила Владимировна МАДОУ "Мальвина" В статье представлен опыт работы по организации познавательно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО

Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста

в процессе реализации ФГОС ДО

 

Салина Людмила Владимировна,

заведующий МАДОУ «Мальвина»,

г. Ноябрьск, ЯНАО

 

            В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает формирование познавательных действий ребенка в различных видах деятельности как один из принципов дошкольного образования.

            Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.   В своих работах многие отечественные педагоги говорят о необходимости «включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новое, и о возможности приобретать знания самостоятельно» (Г.М. Лямина, А.П. Усова и др.).
            Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», – писал классик отечественной психологической науки      Л.С. Выготский. 

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие.

            Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами и способами познания окружающего мира. 

Чтобы осуществить это вхождение, педагоги нашего МАДОУ поставили перед собой цель: выстроить систему работы для развития познавательных интересов и познавательных действий детей с помощью различных форм, методов и приемов.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

§  создать условия в группе для самостоятельной познавательной активности детей;

§  расширить детский кругозор при ознакомлении с миром природы;

§  пополнить развивающую среду карточками, открытками, картинами о природе;

§  привлечь родителей к решению вопросов познавательного развития детей при ознакомлении с миром природы.

Реализация данных задач осуществлялась согласно принципам:

§  психологической комфортности, обеспечивающей ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

§  смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующего на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, а это его знание о мире;

§  взаимодействия, т.е.  взаимная активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».

             Также серьезное внимание уделялось созданию в группах условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка, ведь развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает для детей игровую, познавательную, исследовательскую активность с доступным материалом.

             В развитии познавательного интереса и познавательных действий дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. Например, в летний период, перед выходом на прогулку, можно обговорить с детьми последовательность проведения опыта с песком. Задать вопрос, что нужно взять на прогулку, что бы можно было узнать свойства песка. Ответы детей: прозрачные колбы, лопатку, миску и т.д.

            В развитии познавательной активности дошкольников большое место отводится организации разнообразных познавательных мероприятий. Традицией стало проведение вечеров под названием «Почемучка», где создаются условия для совместной и самостоятельной познавательной деятельности.

Опыт работы убеждает в необходимости применения в непрерывной образовательной деятельности приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание детей. Например, это эмоциональная и голосовая модуляция при рассматривании картин – включение аудио- или видеозаписи (звуки природы, голоса птиц, животных). 

В работе необходимо широко использовать и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей: 

§  игровые, повышающие качество усвоения познавательного материала;

§  элементы новизны в непрерывной образовательной деятельности, изменяющие форму организации работы с детьми и место проведения (в группе, на прогулке);

§  юмор и шутку, повышающие эмоциональность обучения, делающие непрерывную образовательную деятельность более интересной и запоминающейся.

            Развивая познавательные интересы детей, мы развиваем детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н.Н. Подьякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов.

Наша цель при развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста – включение их в процесс исследования и экспериментирования в природе, развитие у них познавательных действий в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.      подобрать познавательный, игровой материал по миру природы, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей с учетом  их возрастных и индивидуальных особенностей;

2.      способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;

3.      формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование; 

4.      способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

Система работы в этом направлении выстроена во взаимосвязи трех основных блоков:

§  непрерывная образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения,

§  совместная деятельность педагога и детей,

§  самостоятельная деятельность детей.

Непрерывная образовательная деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также развивать творческие способности.

НОД проводится на основе разных игр – экспериментирование с песком, водой, снегом, камешками. При организации игр необходимо побуждать детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Ведь именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Совместно с детьми проводятся опыты с водой с целью получения представлений о различных свойствах воды (вода прозрачная, прозрачная вода может стать мутной, некоторые вещества в воде растворяются, а растворяясь, передают воде свой вкус, вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду). Наблюдая за водой на прогулке, дети получают элементарные представления о процессе испарения и процессе конденсации воды. Знакомство с темой «Песок» проводится на основе различных экспериментов с песком. Организованная совместная деятельность «Испечем угощение», «Следы», способствует ознакомлению детей со свойствами песка, где дети лепят из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек, просеивают через сито мокрый и сухой песок, выполняют различные отпечатки. В конце деятельности подводится итог, делаются выводы.

Для ознакомления с воздухом проводятся дидактические игры на улице, например «Поймаем воздух», где дети «ловят» воздух в полиэтиленовые пакеты и понимают, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» дети дуют через трубочку в стакан с водой и видят, что вода вымещает воздух.

Также широко используются развивающие игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития «Природный мир бывает разным», «Мир растений», «Живая природа», «Мамы и малыши».

Применяются развивающие игры на развитие чувственного восприятия «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа».

Используются игры, которые способствуют формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Приобретена серия развивающих игр «Ферма», «Времена года» «Растения» и др.

Игровой материал развивающего характера, используемый в ходе работы, постоянно варьируется, усложняется.

Большое значение придается наблюдению на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе. 

Взаимодействие с родителями воспитанников при формировании познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы в процессе реализации ФГОС ДО осуществляется в следующих формах взаимодействия:

§  наглядные формы: размещение информации на стенде для родителей, на сайте МАДОУ;

§  подготовка буклетов: «Мир природы», «Окно в природу» и др.;

§  реализация семейных проектов: «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Цветы дома» и др.; 

§  совместные детско-родительские работы, рисунки, поделки о природе.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого результата в познавательном развитии ребенка. Совместными усилиями с родителями пополняются исследовательские уголки МАДОУ (шишками: кедровыми, сосновыми, еловыми; ракушками разных размеров и форм, семенами и т.д.).

Для родителей проводятся круглые столы, практикумы, семинары на тему: «Развитие познавательной активности детей в условиях экспериментальной деятельности», «Познавательные способности детей» и др.

В родительских уголках размещены журналы, консультации, памятки, рекомендации «Первые эксперименты», «Волшебный мир природы» и др.

Подводя итоги совместной деятельности по развитию познавательных способностей ребенка в процессе познания мира природы, хочется отметить, что дети стали любознательными, активными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылкой для восприятия естественно-научных представлений.  Таким образом, систематическая, специально организованная работа как средство познавательного развития дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях.

У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

 

 


Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Игры, Познавательное развитие, Развивающие игры, Старший дошкольный возраст, Экспериментирование.

Post navigation

Устный журнал “Правила поведения в природе”
Здоровьесберегающая модель воспитания и обучения детей дошкольного возраста
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022