Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста
в процессе реализации ФГОС ДО
Салина Людмила Владимировна,
заведующий МАДОУ «Мальвина»,
г. Ноябрьск, ЯНАО
В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает формирование познавательных действий ребенка в различных видах деятельности как один из принципов дошкольного образования.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д. В своих работах многие отечественные педагоги говорят о необходимости «включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новое, и о возможности приобретать знания самостоятельно» (Г.М. Лямина, А.П. Усова и др.).
Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», – писал классик отечественной психологической науки Л.С. Выготский.
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие.
Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами и способами познания окружающего мира.
Чтобы осуществить это вхождение, педагоги нашего МАДОУ поставили перед собой цель: выстроить систему работы для развития познавательных интересов и познавательных действий детей с помощью различных форм, методов и приемов.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
§ создать условия в группе для самостоятельной познавательной активности детей;
§ расширить детский кругозор при ознакомлении с миром природы;
§ пополнить развивающую среду карточками, открытками, картинами о природе;
§ привлечь родителей к решению вопросов познавательного развития детей при ознакомлении с миром природы.
Реализация данных задач осуществлялась согласно принципам:
§ психологической комфортности, обеспечивающей ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
§ смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующего на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, а это его знание о мире;
§ взаимодействия, т.е. взаимная активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».
Также серьезное внимание уделялось созданию в группах условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка, ведь развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает для детей игровую, познавательную, исследовательскую активность с доступным материалом.
В развитии познавательного интереса и познавательных действий дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. Например, в летний период, перед выходом на прогулку, можно обговорить с детьми последовательность проведения опыта с песком. Задать вопрос, что нужно взять на прогулку, что бы можно было узнать свойства песка. Ответы детей: прозрачные колбы, лопатку, миску и т.д.
В развитии познавательной активности дошкольников большое место отводится организации разнообразных познавательных мероприятий. Традицией стало проведение вечеров под названием «Почемучка», где создаются условия для совместной и самостоятельной познавательной деятельности.
Опыт работы убеждает в необходимости применения в непрерывной образовательной деятельности приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание детей. Например, это эмоциональная и голосовая модуляция при рассматривании картин – включение аудио- или видеозаписи (звуки природы, голоса птиц, животных).
В работе необходимо широко использовать и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:
§ игровые, повышающие качество усвоения познавательного материала;
§ элементы новизны в непрерывной образовательной деятельности, изменяющие форму организации работы с детьми и место проведения (в группе, на прогулке);
§ юмор и шутку, повышающие эмоциональность обучения, делающие непрерывную образовательную деятельность более интересной и запоминающейся.
Развивая познавательные интересы детей, мы развиваем детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н.Н. Подьякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов.
Наша цель при развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста – включение их в процесс исследования и экспериментирования в природе, развитие у них познавательных действий в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. подобрать познавательный, игровой материал по миру природы, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
2. способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
3. формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование;
4. способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.
Система работы в этом направлении выстроена во взаимосвязи трех основных блоков:
§ непрерывная образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения,
§ совместная деятельность педагога и детей,
§ самостоятельная деятельность детей.
Непрерывная образовательная деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также развивать творческие способности.
НОД проводится на основе разных игр – экспериментирование с песком, водой, снегом, камешками. При организации игр необходимо побуждать детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Ведь именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.
Совместно с детьми проводятся опыты с водой с целью получения представлений о различных свойствах воды (вода прозрачная, прозрачная вода может стать мутной, некоторые вещества в воде растворяются, а растворяясь, передают воде свой вкус, вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду). Наблюдая за водой на прогулке, дети получают элементарные представления о процессе испарения и процессе конденсации воды. Знакомство с темой «Песок» проводится на основе различных экспериментов с песком. Организованная совместная деятельность «Испечем угощение», «Следы», способствует ознакомлению детей со свойствами песка, где дети лепят из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек, просеивают через сито мокрый и сухой песок, выполняют различные отпечатки. В конце деятельности подводится итог, делаются выводы.
Для ознакомления с воздухом проводятся дидактические игры на улице, например «Поймаем воздух», где дети «ловят» воздух в полиэтиленовые пакеты и понимают, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» дети дуют через трубочку в стакан с водой и видят, что вода вымещает воздух.
Также широко используются развивающие игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития «Природный мир бывает разным», «Мир растений», «Живая природа», «Мамы и малыши».
Применяются развивающие игры на развитие чувственного восприятия «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа».
Используются игры, которые способствуют формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».
Приобретена серия развивающих игр «Ферма», «Времена года» «Растения» и др.
Игровой материал развивающего характера, используемый в ходе работы, постоянно варьируется, усложняется.
Большое значение придается наблюдению на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Взаимодействие с родителями воспитанников при формировании познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы в процессе реализации ФГОС ДО осуществляется в следующих формах взаимодействия:
§ наглядные формы: размещение информации на стенде для родителей, на сайте МАДОУ;
§ подготовка буклетов: «Мир природы», «Окно в природу» и др.;
§ реализация семейных проектов: «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Цветы дома» и др.;
§ совместные детско-родительские работы, рисунки, поделки о природе.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого результата в познавательном развитии ребенка. Совместными усилиями с родителями пополняются исследовательские уголки МАДОУ (шишками: кедровыми, сосновыми, еловыми; ракушками разных размеров и форм, семенами и т.д.).
Для родителей проводятся круглые столы, практикумы, семинары на тему: «Развитие познавательной активности детей в условиях экспериментальной деятельности», «Познавательные способности детей» и др.
В родительских уголках размещены журналы, консультации, памятки, рекомендации «Первые эксперименты», «Волшебный мир природы» и др.
Подводя итоги совместной деятельности по развитию познавательных способностей ребенка в процессе познания мира природы, хочется отметить, что дети стали любознательными, активными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылкой для восприятия естественно-научных представлений. Таким образом, систематическая, специально организованная работа как средство познавательного развития дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях.
У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.