Автор: Хатькова Тамара Егоровна
Учебное заведение: КГТТ школа - интернат реализующая адаптированные программы
Краткое описание работы: Воспитанники с нарушением интеллекта с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов, в том числе и воспитателя. В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Мы обозначили этот комплекс как «жизненно важные навыки».

Дата публикации: Формирование навыков культуры поведения у воспитанников с нарушением интеллекта Воспитанники с нарушением интеллекта с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов, в том числе и воспитателя. В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Мы обозначили этот комплекс как «жизненно важные навыки».
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Формирование навыков культуры поведения у воспитанников с нарушением интеллекта

Цель: разработка УМК по формированию навыков культурного поведения воспитанников с нарушением интеллекта через игровые технологии.

         Воспитанники с нарушением интеллекта с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов, в том числе и воспитателя. В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Мы обозначили этот комплекс как «жизненно важные навыки».

      Культура поведения — это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

     Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности.

     Вся воспитательная работа в группе строится в соответствии с планом работы школы – интерната и опирается на направления воспитательной работы:

ü  «Нравственно – патриотическое»

ü  «Трудовое»

ü  «Культурно – эстетическое»

ü  «Спортивно — оздоровительное»

ü  «Социально – профилактическое»

ü  «Работа с родителями»

    Ежегодно разрабатываю  программу воспитательной работы для воспитанников среднего возрастного уровня.  В  ежедневной  деятельности по формированию социально – значимых ценностей,   я столкнулась с такими трудностями: 

ü  незнание правил поведения в различных жизненных ситуациях;

ü  не сформированы навыки личной безопасности в конкретных ситуациях;

ü  отсутствует опыт самостоятельного решения простых жизненных проблем.

            В связи с этим я сделала вывод о необходимости пристального внимания к деятельности по формированию навыков личной безопасности и культурного поведения. Для этого я разработала и адаптировала курс занятий по правилам культурного поведения и личной безопасности.

      Данное методическое пособие представляет собой подробные конспекты занятий плюс презентации  по направлению рабочей программы «Спортивно – оздоровительное» для воспитанников с умственной отсталостью среднего возрастного уровня во внеурочное время, раздел программы «Спорт и здоровье».

                В данном сборнике воспитатель может найти следующие материалы:

ü  Общие рекомендации к проведению занятий «Культура поведения» по разделу «Спорт и здоровье»

ü  Тематическое планирование

ü  Конспекты занятий

ü  Презентации к конспектам занятий

ü  Образцы наглядностей к занятиям

ü  Картинный словарь

ü  Справочные материалы.

   Общее количество конспектов занятий по разделу «Спорт и здоровье»

составляет 13. Всего включено  7 сюжетно – ролевых игр, причем сюжетно – ролевые игры могут являться как отдельным занятием, так и быть включены на разных этапах занятия.

         Данный материал  имеет автономный характер: его одного может быть достаточно для качественной подготовки к проведению занятий, но может использоваться в сочетании с другими учебно – методическими пособиями. Воспитатель может использовать полностью предлагаемые конспекты занятий или частично. Также методическое пособие может использоваться не только для занятий по разделу «Спорт и здоровье», но и  для проведения классных часов учителями начальных классов, а также им могут воспользоваться родители, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

       В разделе «Общие рекомендации» освещаются такие вопросы, как «Особенности проведения занятий по культуре поведения в различных жизненных ситуациях по разделу «Спорт и здоровье». При составлении конспектов занятий использован материал справочных изданий, учебных пособий, художественной литературы.

       Часть конспектов имеет экскурсионную направленность, это могут быть мини экскурсии в школьную столовую, магазин и т.д. с целью предметного рассмотрения и закрепления теоретических знаний.  

Тема, цель

Количество часов

1.

 «Культура поведения школьника»

Цель: закрепить правила культурного поведения школьника

1

2.

«Культура поведения в общественном транспорте»

Цель: вырабатывать потребность культурного поведения в общественном транспорте

1

3.

«Культура  поведения за столом»

Цель: повторить правила поведения за столом

1

4.

«Культура  поведения в общественных местах»

Цель: усвоение воспитанниками совокупности конкретных правил поведения в учреждениях культуры,  на транспорте, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

1

5.

«Правила культурного поведения в гостях»

Цель: Познакомить воспитанников с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина.

1

6.

Культура поведения и правила общения с незнакомыми людьми»

 Цель: формирование у воспитанников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности;

1

7.

«Один дома»

Цель: формирование у воспитанников потребности соблюдать правила поведения дома;

1

8.

«Правила поведения на улице

Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения (сигналы светофора), дорожных знаках.

1

9.

«Где можно и нельзя играть»

Цель: закрепить  правила поведения во время игр;

1

10.

«Правила и культура поведения и на водоемах в летний период»

Цель: составить правила поведения у водоема в летний период;

1

11.

«Опасности весной»

Цель: закрепить и обобщить правила поведения весной.

1

12.

«Культура поведения  в различных ситуациях»

Цель: закрепить  правила поведения  в различных ситуациях.  

2

      

     При  организации воспитательной работы применяю разнообразные  формы и методы:

     Одной из основных форм  формирования  норм культуры поведения, культуры общения, формирования  навыков самообслуживания являются  проводимые мной воспитательские практические занятия, на которых  воспитанники  в доступной форме  знакомятся с правилами культуры поведения в различных жизненных ситуациях.  На школьном семинаре проводила открытое итоговое занятие «Культура поведения в различных жизненных ситуациях», где воспитанники показали достаточный хороший уровень полученных ранее знаний и умений.  Предлагаю вашему вниманию видеоролик этого занятия.  

        Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические. Беседуя с детьми,  я  побуждаю их думать и говорить. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.

   Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».

    Игра. Известно, что в младшем и среднем школьном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми я  использую  коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

ü  «В автобусе»;

ü  «Поликлиника»;

ü  «Магазин» и т.д.

   Моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как метод обучения и как форма организации  учебно — воспитательной работы. Практически применить и закрепить умения и навыки  можно с помощью моделирования жизненно важных ситуаций в условиях школы, направленных на закрепление умения обучающихся анализировать условия окружающей обстановки, согласовывать свое поведение с данной обстановкой.    Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания  воспитанников  о различных сферах жизни и быта людей (например, о продовольственных магазинах и магазинах промышленных товаров и их отделах, правилах покупки товаров в них,  правилах поведения в транспорте и т.п.), накапливать практический опыт.   

Экскурсии. Выезжаем с детьми на экскурсии в город с целью закрепления правил поведения в автобусе, в кафе и т.д. Были проведены такие экскурсии: экскурсия в санаторий «Обуховский»; экскурсия по памятным местам города Камышлова, экскурсия в кафе «Сказка», к памятнику Семена Будакова – основателя г.Камышлова.

     Для активизации познавательной деятельности при ознакомлении детей с социальным миром мы сочетали наблюдение с любой практической деятельностью. Так, знакомясь с взаимоотношениями со сверстниками, дети проигрывали значимые ситуации (Как вежливо обратиться за помощью; как поступить, если ты нечаянно толкнул кого-то; как поступить в ситуации, когда кто-то упал на прогулке и др.). В играх и упражнениях дети закрепляли определенные правила поведения, которые в дальнейшем переносились в повседневную жизнь.

    Эти формы и приемы воспитательной работы  помогают осознанию детьми правил культуры поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек культуры поведения.

 После проведения занятий  было необходимо выяснить результативность проведения  данной работы. С воспитанниками были проведена  диагностика. В соответствии с выделенными параметрами были использованы такие диагностические методики, как «Беседа», «Сюжетные картинки», наблюдение.

      Параметры оценки:

ü  Знание правил и норм культурного поведения;

ü  Отношение к правилам и нормам культурного поведения;

ü  Следование правилам и нормам культурного поведения.

 

Критерии оценки  знаний, умений и навыков культурного поведения:

Уровни

Критерии оценки

Балл

Низкий

у ребенка сформированы недостаточные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует равнодушное отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок следует правилам и нормам культурного поведения только по напоминанию взрослого.

0 – 1,5

Ниже

среднего

у ребенка сформированы поверхностные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует неустойчивое отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок не всегда следует правилам и нормам культурного поведения;

1,6-2,5

Средний

у ребенка сформированы достаточные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует положительное отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок следует правилам и нормам культурного поведения;

2,6-3

 По результатам диагностики  были выявлены следующие уровни культуры поведения воспитанников в группе: средний уровень  показали 3 ребенка (23 %), ниже среднего  — 7 (54 %) детей и низкий — 3 ребенка (23 %).

        Необходимо отметить положительную динамику, о чем свидетельствуют данные мониторинга, а так же развитие личностных качеств воспитанников.

  Данный опыт работы  был представлен на  международных конкурсах «Ты – гений», «Сотворение успеха», «Время знаний», и всероссийских творческих конкурсах «Рассударики», «Педагогический триумф».  А также на региональном семинаре г.Екатеринбург. 

 Был опубликован на сайтах: на международном портале для учителей, учеников и преподавателей, на общеобразовательном международном портале мастер класс, на сайте конспекты уроков РФ.

       Проведенная работа позволяет сделать вывод о необходимости и целесообразности формирования навыков культуры поведения и личной безопасности у детей. Воспитательно — образовательная работа с воспитанниками  должна охватывать не только когнитивный, но и эмоциональный и поведенческий компоненты. Достижению положительного результата в развитии жизненно важных навыков  способствует тесное взаимодействие педагогов, воспитателей и  родителей воспитанников.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.