Формирование музыкальной культуры
Формирование музыкальной культуры
в младшем школьном возрасте
Ребенок познает мир в процессе своего развития. Правильно сформированная музыкальная культура ведет к нужному восприятию окружающей действительности. Дети младшего школьного возраста наиболее впечатлительны. Музыка воспитывает любовь к миру прекрасного, и в начале обучения в музыкальной школе преподаватель должен ненавязчиво привносить в жизнь ребенка красоту и заинтересовывать его. Для этого служит так называемый донотный период, в течение которого идет развитие общей музыкальности. Важное значение имеет эмоциональная атмосфера, создаваемая на уроке призванная воспитывать у маленького музыканта чувство сопереживания услышанным музыкальным отрывкам. Даже маленькие дети безошибочно определяют характер произведения, что вырабатывает слуховую культуру.
Занятие любым видом искусства развивает творческое воображение. На первых же уроках в музыкальной школе проявляется индивидуальное отношение к звучащей музыке. Когда преподаватель играет пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, ребенок способен самостоятельно определить характер, темп и жанр. Необязательно упоминать такой термин, как жанр, но необходимо познакомить ученика с «тремя китами в музыке» – песней, танцем и маршем (по Д. Кабалевскому). Для детей интересны картины природы, с которой их знакомит исполняемая музыка. Их эмоциональные отзывы проводят аналогии между звучащей музыкой и временами года, например.
Некоторые моменты в начале обучения музыке могут казаться рутинными, например, при изучении расположения нот на нотном стане. Поэтому важно совместить эту работу с задействованием воображения без механического запоминания.
Дети со средними музыкальными данными обычно немного поверхностно воспринимают музыку, и для них является затруднительным описать содержание отрывка с эстетической точки зрения. Они не так точны в передаче каких-либо образов, но в дальнейшем работа в этом направлении приводит к духовному обогащению, развивая музыкально-эстетическое воображение.
Дети с высоким показателем развития более активно воспринимают музыку; они целеустремленны и быстрее продвигаются в ее восприятии.
Без эстетического воспитанию развитие ребенка будет неполным, и образованность является одной из сторон формирования духовно богатой личности.