Автор: Хатькова Тамара Егоровна
Учебное заведение: «КГТТ» ШКОЛА-ИНТЕРНАТ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Краткое описание работы: В современных условиях реформирования системы образования,  проблема формирования коммуникативных способностей, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей.

Дата публикации: «Формирование коммуникативных навыков у детей школьного возраста» В современных условиях реформирования системы образования,  проблема формирования коммуникативных способностей, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей.
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

«Формирование коммуникативных навыков у детей школьного возраста»

           В соответствии с президентской инициативой, в настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще  педагогические работники и родители (законные представители)  сталкиваются с нарушениями в  развитии коммуникативной культуры, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

         Поэтому я в течение нескольких лет активно использую современные технологии,  направленные на развитие коммуникативных речевых умений  и общей культуры общения.

        Активно использую  игровые технологии.  Элементы игровой деятельности присутствуют практически на протяжении всей второй половины дня — это основной вид деятельности детей. Игра, являясь самым близким и доступным видом деятельности, содержит в себе неисчерпаемые возможности для полноценного развития ребенка.

1)в воспитательный процесс  я включаю игры, направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

2)  в режиме работы тренинга я  использую игры для развития эмоций – с помощью которых, знакомлю детей с «азбукой эмоций», формирую умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

         С этой целью провожу мимические и пантомимические упражнения — «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаем в ритуал начала занятия, заключительную часть или физкультминутку.

3) также использую элементы игры направленные на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

     Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряю их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей использую аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка.

    Так же в своей воспитательной работе применяю   элементы «Арт-терапии»

         Упражнения имаготерапии – одни из наиболее захватывающих в арт-терапии, и еще одно из них называется «Скульптор и глина». Суть: участники разбиваются на пары, в каждой паре один человек играет роль «скульптора», а второй – «глины». Задача скульптора вылепить из глины скульптуру, выражающую какое-либо эмоциональное состояние, делается это путем непосредственных физических воздействий на глину без использования слов. Задача глины – быть пластичной, податливой, максимально полно воплотить замысел скульптора. После окончания работы получившиеся скульптуры выставляются на всеобщее обозрение, а другие участники выдвигают гипотезы о том, что они выражают. Когда все гипотезы выслушаны, скульпторы делятся своим первоначальным творческим замыслом. По завершении — рефлексия.

Данное упражнение способствует развитию экспрессивности, умения выражать свои эмоции и чувства, развитию способности давать «обратную связь», эмпатии, направлено на развитие групповой сплоченности.

        Таким образом,  в    современных условиях реформирования системы образования,  проблема формирования коммуникативных способностей, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом — успешность школьной и социальной адаптации детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.