Автор: Кочетыгов Павел Григорьевич
Учебное заведение: МБОУ Немчиновский лицей
Краткое описание работы: Греческий историк Лев Диакон, живший в X веке нашей эры, сказал: «История всего полезнее и нужнее человеку в жизни. Представляя многие различные деяния, производимые течением времени, случаями и особенно волею людей государственных, она советует людям одних избегать, другим подражать, чтобы по незнанию они не пренебрегли своей пользой и сами не подверглись вреду или бедствию». Да, история – великий советчик и учитель! Как говорили древние римляне: «История – это учитель жизни».

Дата публикации: Формирование гражданственности и патриотизма школьников средствами музейной педагогики Греческий историк Лев Диакон, живший в X веке нашей эры, сказал: «История всего полезнее и нужнее человеку в жизни. Представляя многие различные деяния, производимые течением времени, случаями и особенно волею людей государственных, она советует людям одних избегать, другим подражать, чтобы по незнанию они не пренебрегли своей пользой и сами не подверглись вреду или бедствию». Да, история – великий советчик и учитель! Как говорили древние римляне: «История – это учитель жизни».
Просмотреть свитедельство о публикации

kraev

Формирование гражданственности и патриотизма школьников средствами музейной педагогики

Преподавание обязательных предметов История и Обществознание в образовательных учреждениях всегда было и остается сложным и многомерным процессом. Этот процесс всегда находится в центре внимания государства и общества в целом.

1.    Постановка проблемы.

Греческий историк Лев Диакон, живший в X веке нашей эры, сказал: «История всего полезнее и нужнее человеку в жизни. Представляя многие различные деяния, производимые течением времени, случаями и особенно волею людей государственных, она советует людям одних избегать, другим подражать, чтобы по незнанию они не пренебрегли своей пользой и сами не подверглись вреду или бедствию». Да, история – великий советчик и учитель! Как говорили древние римляне: «История – это учитель жизни».

Как  заинтересовать современного ученика  событиями  и делами «давно минувших дней», преданьями «старины глубокой»? Как построить преподавание истории, чтобы ученики через историческое содержание получили наиболее оптимальное и эффективное образование, воспитание и развитие? Как сформировать у учащихся важнейшие духовно-нравственные, гражданские и социальные ценности?  

 Я предполагаю, что решению этой проблемы может способствовать музейная педагогика.

Таким образом,

Цель проекта: создание школьного краеведческого музея – центра нравственно-патриотического воспитания молодёжи, который поможет  сохранить историческую память и духовное наследие предков, развить интерес к истории, сформировать на конкретном историческом материале гражданско – патриотические  чувства и убеждения.

Задачи:

Созидательные:  создание модели гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея, создание и пополнение экспозиций музея, осуществление взаимодействия музея с местным сообществом в целях формирования  личности граждан России

Образовательные: развитие навыков поисковой, исследовательской деятельности, экспозиционной и экскурсоводческой работы.

Воспитательные: воспитание у подрастающего поколения через краеведческий материал уважительного отношения к прошлому, любви к малой родине, России; приобщение подрастающего поколения  к общественно – полезной работе, развитие  деятельности   по охране памятных мест, памятников истории и культуры;активизация деятельности лицейского Совета самоуправления; создание  Совета музея; проведение внеклассных мероприятий гражданско-патриотической  направленности.

 

Ресурсы:

Необходимо отметить, что созданию в лицее краеведческого музея предшествовал  ряд событий. Во – первых,  открытие в лицее в 2011 г.музея Великой Отечественной войны, руководителем которого я являюсь.  Идея его создания  принадлежала  Главе городского поселения Новоивановское Зимовцу Михаилу Олеговичу. Экспозиции создавались из  материалов, подаренных ветеранами, собранных  у жителей посёлка.  Активно включились в поиск экспонатов лицеисты, их семьи.  Когда в музее прошли первые уроки истории, первые встречи с ветеранами, ребята почувствовали, какая это живая связь с прошлым, работа в музее заинтересовала их. На Совете самоуправления лицеистов  родилась инициатива создания второго музея – краеведческого, так как был накоплен материал, который хотелось показать всем (ученики лицея не раз были победителями и призёрами окружной научно-практической конференции «Луч», районных конкурсов, где выступали с проектами, посвящёнными знаменитым землякам). Много материала было собрано журналистами газеты «Лицейское зеркало» о связи посёлка Немчиновка с жизнью Казимира Малевича, об истории Немчиновской школы, судьбе его учителей, директоров, сотрудничали с местной «Палатой ремёсел», куда частенько наведывались с экскурсиями).  Темы экспозиций были уже готовы. Инициатива  ученического самоуправления  поддержана Главой администрации Зимовцом М.О., осуществлено финансирование.    Проект кабинета – музея   отличается оригинальностью дизайна: стены  украшают  аэрографии с колосьями,  жалюзи —  знаменитые супрематические фигуры К.Малевича. Экспозиционное пространство  выстроено  таким образом, что в нем есть  рабочие зоны для учебной и творческой деятельности учащихся, так как  это способствует  включению музея в учебный процесс, а также в сферу дополнительного образования детей.

 

I.            Сроки и этапы реализации проекта

1-й этап – подготовительный   (2012-2013 г.г.) – изучение документов по созданию музеев, создание рабочей группы,  подготовка и оформление первых экспозиций.

 Задача первого этапа —  создание условий для успешной реализации проекта.

 

2-й этап – основной (2013-2015г.г.) — реализация основных направлений программы развития музея, оформление экспозиций

 Задача основного этапа —   включение ресурса музея, методов и приемов музейной педагогики в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность МБОУ Немчиновского лицея, организация экскурсий  для  жителей посёлка Новоивановское и близлежащих поселений.

 

3-й этап – заключительный (2015-2017гг) — Оценка эффективности реализации программы развития музея.

Задача заключительного этапа — анализ результатов деятельности, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта.

 

На сегодняшний день реализован 1 этап проекта.

  1. Подготовлены экспозиции:

«Работы учеников Немчиновского лицея в традициях народных мастеров» и «Предметы быта и досуга»;

  Здесь представлены работы участников и победителей конкурсов.  Изготовляя предметы  своими руками,  дети начинают  вспоминают свои корни, учатся азам рукоделия. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст  забыть свою историю — к ней, генетической памяти, можно обратиться за помощью в самых трудных случаях жизни. Представлены  предметы быта, их разыскали сами учащиеся: старинные чугуны, кувшины, лопата для теста и другое. Обе  экспозиции интересны учащимся начальной школы, пятиклассникам и шестиклассникам. Они погружаются  историю народного быта и костюма, постигают  символику древних орнаментов.

 

Тематическая структура экспозиции «В светёлке»;дар краеведческому музею  от палаты ремёсел «Русский двор», с которой лицей успешно  сотрудничает в течение 10 лет.

Тематическая структура экспозиции «Красный угол»; — в экспозиции  нашего краеведческого музея две иконы, которые  напоминают о важности соблюдения душевной чистоты, нравственности. Оклад иконы Богородицы – работа неизвестного мастера прошлого, подарок жителей.

 

Тематическая структура экспозиции « Солнечный дар». — знакомит с творчеством немчиновской художницы Нежметдиновой Милы Абдурахмановны.

Тематическая структура экспозиции «Немчиновка – «срана Малевича» —   знакомит с историей жизни К.Малевича на немчиновской земле, картинами, написанными художником в Немчиновке.

2.  Начата работа по включению деятельности краеведческого  музея в учебно-воспитательную работу. 2014 -2015 год в лицее посвящён русской культуре, каждая параллель классов готовит своё направление  в рамках названной темы, таких как «Быт русского народа», «Русские народные ремёсла», «Церковные таинства» и т.д., вся работа закончится фестивалем «Культура русского народа».

  1. Музей органично вписывается в образовательное пространство школы: ожидается  включение в учебный процесс и в сферу  дополнительного образования (организация тематических экскурсий по предметам, организация кружковой деятельности). Надо отметить, что дети, которые задействованы в музейной работе, дают более результативное участие в творческих конкурсах.
  2. Связь с государственными, общественными, патриотическими организациями района Одинцовского района (Поисковый отряд «Китежъ», объединение «Генерал», ОЦЭВ, НИИ с/х)

 

Результат проекта должен быть положительным для всех. Осуществляя социальный заказ общества на  духовно-нравственное  развитие и воспитание личности гражданина России в сфере общего образования, потенциал музея будет способствовать формированию современного национального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности.

 

Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.