Свою любовь к родным местам, к природе родного края взрослые стараются передать детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств как основы гражданской позиции.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет.
Это подчеркивается в концепции модернизации российского образования, воспитание здесь рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.
Важная роль в развитии личности дошкольника отводится региональному компоненту в образовательной программе детского сада в соответствии с федеральными государственными требованиями. Поэтому, изучая с детьми особенности родного города и района, на данном этапе мы ставили себе следующие цели:
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- формирование активной гражданской жизненной позиции подрастающего поколения.
В связи с этим перед нами, как педагогами, знакомящих дошкольников с родной природой, стояли следующие задачи:
- формировать устойчивый интерес к родной природе, знакомить с флорой и фауной родного края, как частицей природных богатств.
- развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, отзывчивость на красоту и совершенство живых форм.
- воспитание бережного отношения к природе, желание трудиться в природе. Стремление к созиданию.
Таким образом, цель воспитания патриотизма как основы гражданской позиции у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
Для реализации цели и задач необходимо было соблюсти взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:
- знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года
- организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости тесное сотрудничество детского сада и семьи воспитанников.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей через ознакомление с родной природой в нашей группе создана соответствующая развивающая предметная среда:
– мини-лаборатория, оборудованная материалами для детского экспериментирования:
- «Центр науки», где расположена библиотека книг и журналов о природе родного края, подобран иллюстративный материал, фотографии, видео- и аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленные педагогами, родителями и детьми; он оснащен богатым материалом для самостоятельных игр, исследования, ознакомления с природой нашего края.
- «Уголок природы» дает возможность общения с живой природой в долгие зимние месяцы.
- «Центр театрализации», где хранятся куклы, костюмы, маски, атрибуты для экологических инсценировок и спектаклей.
- территория детского сада: площадка для организации детских праздников, посадки деревьев и кустарников, огород, цветочные клумбы и бордюры.
- экологическая тропа.
Планомерной и продуктивной деятельности детей, воспитанию их морально- нравственных качеств способствует разработанная нами система мероприятий. (Приложение 1)
Совместно с детьми осуществляются экологические проекты, проводятся природоохранные акции. Эти мероприятия имеют как разовый характер по их актуальности, так и проводятся постоянно из года в год.
Успешно ежегодно проходит акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» – против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Мы вместе с родителями готовим плакаты в защиту хвойных деревьев, которые дети украшают самостоятельно, а взрослые размещают интересную информацию о ели. Так, например: в прошлом году все, прочитавшие плакат, могли узнать, чего лишает себя человек, погубивший всего лишь одну елочку.
Очень любят дети проводимую каждую весну акцию «Наша клумба». А начиналась она со сбора детьми семян самых обычных неприхотливых цветов: календулы, ромашки, космеи, шафранов и бархатцев. Семена были положены в шкатулочку и припрятаны до весны. В течение зимы дети периодически доставали шкатулочку, рассматривали семена, мечтали о том, какие вырастут из них цветы, рисовали их, находили в журналах. Сейчас уже дети сами подсказывают нам, когда надо сеять семена, распределяют обязанности по уходу за рассадой. И ждут, не дождутся, когда будут высаживать ее на клумбы. По нашей инициативе в каждой группе на участке теперь есть клумба или бордюр, а семенами мы снабдили всех. “Птичья столовая”— это самая важная ежегодная акция для детей, и для их родителей тоже. Много знаний о птицах, их пище, образе жизни и особенностях каждый год получают дети. Это замечательное традиционное мероприятие в нашем детском саду, хорошо развивает ребятишек, тренирует наблюдательность, внимание, память. Чего только стоит изучение птичьих следов у кормушки. Это вылилось в отдельный проект, рисунок птичьих следов теперь рассказывает детям, какие птицы побывали у кормушки. А они с удивлением узнали, что воробей и сорока прыгают по земле, а ворона и голубь ходят, снегири оставляют на снегу подпись хвостиком, а свиристели целую кружевную картинку крыльями. Настоящими следопытами они стали, когда разбирались, что за гости оставляют по ночам следы у кормушки, научились узнавать следы собаки, кошки и белки. Картотека следов в уголке постоянно пополняется.
Дети делают кормушки вместе с родителями. Кормушки висят не только в детском саду, но и около дома, и у родственников наших воспитанников. Очень интересной в нашей группе всегда бывает выставка кормушек в начале зимы, каких только кормушек там ни увидишь: классические из дерева и из самых разных коробок, из пластиковых бутылок и детского конструктора. Чей-нибудь папа обязательно приходит в группу провести кормушечный мастер-класс. В саду у нас висят 3 разные кормушки, детям интересно наблюдать какую из них сегодня посетило больше птиц. Обязанности подкармливать птиц с удовольствием выполняют все дети, они знают, что надо приносить корм и подкармливать птиц каждый день, что они должны позаботиться о птицах зимой, чтобы любоваться ими летом.
Первые цветы – всегда радость в нашем краю. Первые цветы в нашем ДОУ – это одуванчики. Каждый цветок на учете у детей, они их берегут, разъясняют другим детям, что цветы также хотят вырасти, принести потомство, дав семена.
«Мы уйдем из сада, а после нас останутся золотые поляны» – говорят ребятишки. Рвать одуванчики разрешается только тогда, когда они оденутся в белый пушистый наряд, чтобы семена разлетелись в разные стороны и посеялись. На экологической тропе дети наблюдают за долгожданными и желанными гостями первоцветами – сон-трава, медуница, жарки, аквилегия и т.д. На карте экологической тропы мы отмечаем каждый появившийся новый цветок и другие изменения, которые заметили ребятишки. Эти цветы они любят и берегут, рассказывают об их хрупкости и нежной красоте сверстникам и взрослым. Эти цветы появляются в рисунках и поделках детей. О первых весенних цветах мы делаем коллажи, семейные группы выпускают памятки, буклеты, листовки о том, что первоцветы нашего края почти все находятся в красной книге и необходимо их беречь.
Обязательно проходят занимательные и праздничные мероприятия. Так каждую весну мы проводим экологическую акцию: “Берегите первоцветы!” Занимаясь изучением природы родного края, детям пришлось много потрудиться и узнать. Эти знания легли в основу понимания ими своей роли в том, насколько прекрасным или унылым будет окружающий мир. Мы учим их отвечать за свои поступки, предвидеть к чему может привести равнодушие к природе в будущем. Таким образом мы формируем гражданскую позицию ребенка в отношении к своему краю, родным местам и стране в целом.
В мини-лаборатории мы проводили опыты с водой, снегом, глиной и другими природными материалами. Экспериментировали с температурой и ветром. Проверили, как влияют на природу нефтяные загрязнения реки и городские свалки. Дети увлеченно корпели над колбочками, бутылочками, трубочками и другим хрупким лабораторным оборудованием, приучаясь к целеустремленности и аккуратности. По итогам опытов и экспериментов родителям предоставлялись отчеты. Самостоятельные выводы детей были очень убедительны, и эти уроки запомнятся им навсегда.
В непосредственно образовательной деятельности мы, конечно, говорили о вреде, который наносит природе человек в своей производственной деятельности, изучали правила поведения в природе. Мы знаем, что для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако, эффективность такого подхода с точки зрения гражданского воспитания – нулевая.
Задача знакомства с правилами – создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе. Причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, таким способом не достигается. Для того чтобы, ребенок следовал определенным правилам, он дожжен осознать их значение и эмоционально почувствовать их последствия. Так мы постоянно давали им убедиться в целесообразности каждого правила и призыва через опыт и эксперимент, наблюдение, постановку проблемных вопросов и ситуаций.
Мы инсценировали маленькие экологические сказки, показывали кукольные представления. Для инсценировок мы использовали экологические сказки таких авторов как А.Лопатина, М.Скребцова, Т. Шорыгина, Т. Зинкевич-Евстигнеева, позволяющие ребенку погрузиться в образ персонажа, испытав на себе, все радости и невзгоды с ним происходящие. В роли деревьев, кустарников, цветов, птиц и зверей побывали все дети. Они учатся понимать, что чувствуют природные объекты в том или ином случае воздействия человека или стихии. А, прочувствовав и поняв, определяют для себя внутренние правила поведения в природе.
Целевые прогулки, экскурсии и походы также способствуют воспитанию бережного отношения к природе, я неизменно пользуюсь этими проверенными педагогическими средствами, извлекая максимальную пользу из таких мероприятий, показывая и рассказывая детям, как должен вести себя настоящий гражданин своего города.
Многие ребятишки бывают с семьей в турпоездках и походах. Так в группе появился свой «Альманах путешествий» с фотографиями и рассказами детей обо всем интересном, что они увидели в этих поездках по родным местам. Мы планируем провести цикл встреч с родителями под названием «По следам наших открытий» с демонстрацией видеоматериалов.
В цикле досуговых мероприятиях мы проводили КВН, викторины, конкурсы, где надо было выполнить определенные условия и, применив свои знания, справиться с предложенной ситуацией. Дети достойно справились со всеми задачами и доказали, что являются истинными знатоками Родной природы.
В настоящее время, когда государственные требования диктуют усилить работу с родителями, мы видим, что сотрудничество с семьей может приносить очень серьезные результаты в развитии детей. Интеграция родительского участия и ответственности за воспитание своих детей и педагогического опыта приносит прекрасные плоды и делает педпроцесс значительно более качественным. Родители попутно расширяют и свой интеллектуальный потенциал, а узнавать вместе для детей и родителей гораздо интереснее и эффективнее. Это способствует формированию потребности и привычки к сотрудничеству, что в дальнейшем очень пригодится в школе.
Мы, конечно же, очень благодарны семьям наших воспитанников. Ведь без них у нас так здорово не получилось бы. Мы смотрели на довольные лица родителей, счастье в глазах детей, и думали, что, может быть, из этой маленькой гордости вырастет большое патриотическое чувство. И за природу родного края, в котором будут жить сейчас еще маленькие наши граждане, можно быть спокойным.