Автор: Шипицова Юлия Леонидовна
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №30" г. Перми
Краткое описание работы: Презентация содержит краткую биографию Федора Ивановича Тютчева, анализ трех стихотворений: 1) "Неохотно и несмело"; 2) "С поляны коршун поднялся"; 3) "Листья", включая художественные средства выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения). Приведено вариативное домашнее задание, соответствующее ФГОС. 

Дата публикации: Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело»,»Коршун»,»Листья» Презентация содержит краткую биографию Федора Ивановича Тютчева, анализ трех стихотворений: 1) "Неохотно и несмело"; 2) "С поляны коршун поднялся"; 3) "Листья", включая художественные средства выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения). Приведено вариативное домашнее задание, соответствующее ФГОС.  
Просмотреть свитедельство о публикации

823.839_Ea85k_1900_PartIX_5

Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело»,»Коршун»,»Листья»

Тема урока:»Ф. И. Тютчев. Обзор стихотворений «Неохотно и несмело», «Коршун», Листья».

 Цели:

1) образовательная: помочь вызвать зрительные образы, проанализировав стихотворение «Неохотно и несмело…», понять настроение, чувства поэта;

2)развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;

3)воспитательная: прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.

1.       Актуализация.

Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим о великом русском поэте Федоре Ивановиче Тютчеве.

Скажите, знакомились ли вы ранее с творчеством этого поэта?

 

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

«У природы нет плохой погоды». А в наших силах повернуть время вспять, для этого надо только вспомнить о лете.

 

2.       Моделирование проблемной ситуации.

Посмотрим видеоролик о грозе.

Расскажите о том, что вы услышали и что  почувствовали? 

 Сформулируйте тему урока.

(Урок посвящен природе, её изменчивости и необычности)
Сегодня на уроке мы будем говорить о грозе.

С чем у вас ассоциируется слово «гроза»? 

(Гроза  ассоциируется с тревогой. Гроза – явление природы. Во время грозы я испытываю страх.)

Обратимся к толковому  словарю  Ожегова, где слово «гроза» имеет следующее значение: 

«Гроза — гром и молния, а также опасность, беда, бедствие» 

Не случайно   «гроза» у нас ассоциируется  со страхом, бедой, тревогой.

Биография.

Ф.И.Тютчев вошел в русскую литературу, прежде всего как певец природы.    Тютчев уже в детстве под руководством своего учителя С.Е. Раича получил хорошее домашнее воспитание и образование, изучал языки, успешно переводил античных авторов, продолжив затем образование в Московском университете. В студенческие годы, а затем на дипломатической службе постоянно писал стихи. Излюбленной темой его лирики стала тема природы.

      Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и образные картины обретают особую выразительность, осязаемость.

Природа   являлась  для него источником впечатлений и раздумий.
Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело». Тютчев изображает природу не со стороны, ни как наблюдатель или фотограф. Он изображает природу  не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, он пытается понять душу природы, услышать ее голос. В этом мы убедимся, прочитав стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», «Коршун», Листья».

 

Урок пройдет в форме исследования, целью которого будет доказать, что природа у Тютчева — живое, одухотворенное существо.  Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.        Проанализировать стихотворение Тютчева  «Неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся», «Листья».

2.       Определить особенности композиции, роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии образа природы.

 

После    южной природы Германии и Италии, где Тютчев прожил 22 г., поэт  словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и несмело…» написано  6 июня 1849 года по дороге в  село Овстуг, имение, куда он иногда приезжал.

 

Анализ стихотворения.

Скажите, знаете ли вы значение представленных слов?

Нива – обработанное поле, пашня, посевы

Окаймить (кайма) – очертить 

Смятенье – смущение, переход в беспорядочное состояние, тревога…

Сияние – ярко блистать, светить лучами, радоваться, веселиться, праздновать.

Беседа с классом.

— Поэт дает почувствовать приближение праздника в природе. Найдите ключевые образы. Какие картины рисует поэт?  Посмотрим по строфам.

(1.Солнце несмело смотрит на принахмуренную землю.

Плывут тучи и прячут за собой солнце, поэтому земля принахмурилась.

2.Тёплые порывы ветра приносят грозу.

Теплый ветер несет с собой запах дождя. 

3.Молнии.

Яркая молния освещает своим блеском поля.

4.Дождь и гром.

Слышатся ухе не далекие раскаты грома, а совсем рядом.  

5.Земля проснулась.

Слова солнце и сияние поднимают настроениеИ страх перед грозой уже не чувствуется.)

Ключевые образы и картины — это тучи, гром, молния, земля. Гроза не производит на нас тягостного впечатления, не вызывает у него страха.

Как Ф. И. Тютчев изображает в стихотворении приближение грозы? 

(Принахмурилась земля, потускнело солнце, теплые порывы ветра, дальний гром)

-Что такое композиция произведения? (соединение отдельных частей произведения в художественное целое)

-Знаете ли вы средства композиции? (сюжет, конфликт, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)

Что такое кульминация?

(момент наивысшего напряжения сюжета литературного произведения, когда начинается перелом)

  • Найдите в стихотворении кульминацию.

(3 строфа. В кульминационный момент “…пробилась из-за тучи // Синей молнии струя — // Пламень белый и летучий. // Окаймил её края”. И хотя вместе с начавшимся дождём зазвучали “раскаты громовые всё сердитей и смелей”, гроза быстро прошла. Солнце, которое смотрело на поля сначала “неохотно и несмело”, в конце грозы “только раз ещё взглянуло исподлобья на поля”, потому что дождь быстро кончился и в солнечном сиянье “потонула вся смятенная земля”)

  • Какими словами передает он изменения в природе?

(Принахмурилась, прогремело,  порывы ветра, тучи, гроза, струя молнии, раскаты.)

Работа по группам

  • Какие  художественные приёмы позволяет зримо представить эту картину?

Олицетворения (наделение неодуш.предметов признаками и свойствами человека)

Метафора (красивое сравнение, основанное на подобии одного явления другому)

Эпитеты (яркое, красочное выражение)

(Олицетворения «принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль летит».)

  • Какова роль олицетворений?

(Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека.)

  • Найдите метафоры и эпитеты.

(Метафоры «молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула».
Эпитеты «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий»,  смотрит «неохотно и несмело»,  раскаты «всё сердитей и смелей, «смятённая земля»)

— Кроме уже известных вам средств выразительности в литературе есть ещё большое количество тропов, с помощью которых поэт делает своё стихотворение интересным и выразительным. Это ассонанс и аллитерация.

Ассонанс– это повторение гласных звуков, ааллитерацияэто повторение согласных звуков.

Повтор того или иного звука придает стихам выразительность и музыкальность. Это способствует созданию благозвучия. Такой прием очень часто применяют многие поэты, воспользовался им и Фёдор Иванович Тютчев.

 — 1 ряд в 1 и 5 строфе найдёт наиболее встречающиеся звуки,

-2 ряд во 2 и 4 строфах,

— 3 ряд в 3 строфе.

—  Постарайтесь определить, с какой целью автор использует тот или иной звук?

  — С помощью звука св первом и последнем катренах автор передаёт сияние солнца.

  Благодаря звукам р, г мы слышим раскаты грома.

  Звуковые образы и картины создаются аллитерациями на «р», звучащими как раскаты грома: «пРогРемело, ветРапоРывы, дальнийгРом, Раскаты гРомовые».

Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…

И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Автор в данном стихотворении использует прием аллитерации.

—  Перечитайте текст и обсудите в группе, правы ли критики, говоря, что       «Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне… В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы».

   Для того чтобы согласиться или не согласиться с критиками, я предлагаю вам пронаблюдать в тексте за лирическим героем, проследить его настроение и указать, какие « тайны» вам открылись.

Что услышали

Что увидели

Что почувствовали

Дальний гром

Солнце смотрит

Ветра тёплого порывы

За тучей прогремело

Принахмурилась земля

Дождь порой

Ветра тёплого порывы

Дождь порой

Чаще капли дождевые

Раскаты громовые

Нивы зеленеющие

Молнии струя

Вихрем пыль летит с полей

Давайте сейчас прочтем стихотворения «Коршун» и «Листья»,ответим на вопросы презентации и еще раз докажем или опровергнем свою гипотезу.

Работа с презентацией.

Обобщение (доказательство выдвинутой гипотезы).

Мы рассмотрели стихотворение Тютчева о грозе.

  • Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

(страх перед грозой сменяется радостью от преображения земли)

  • Какой изображается природа в этом стихотворении? 

(Живой, одухотворённой.)

  • Как связан с ним эпиграф урока? 

(В стихотворении  гроза одушевленная, т. е. у нее есть душа) 

 Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо поработали!

 На этом этапе урок завершен. Домашнее задание на слайде.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.