ЭКСКУРСИЯ «В ГОСТИ К ВЕСНЕ»
Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области
Цель: определение признаков наступления весны в неживой и живой природе; воспитание бережного отношения к природе.
Место проведения: парк.
Время проведения: середина-конец апреля
Продолжительность экскурсии: 2 часа.
Оборудование: дневники наблюдений, карандаши, инструктивные карточки.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
1.Инструктаж.
1.1.Постановка цели.
1.2.Распределение учащихся на 2 группы.
1.3.Повторение правил поведения в парке.
2.Работа с дневником наблюдений и карточками (заданиями).
3.Беседа во время экскурсии в лесу.
4.Подведение итогов экскурсии.
Каждой группе выдается карточка-задание, сообщается время самостоятельной работы, определяется примерная зона парка для проведения наблюдений.
Карточка 1. Неживая природа.
1.Какая сегодня погода? Сравните ее с зимней погодой.
2.Чем отличается весеннее небо по цвету и характеру облачности от зимнего неба?
3.Как светит солнце?
4.Изменилась ли весной высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?
5. Что произошло со снегом? Почему? Изменился ли он по окраске и плотности по
сравнению с зимой?
6.Где осталось больше снега, почему?
7.Как изменилась почва?
Карточка 2. Живая природа.
1.Посмотрите на парк издали. Изменился ли он по сравнению с зимой?
2.Найдите хвойное дерево. Как изменились хвойные деревья по сравнению с зимой?
3.Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились лиственные деревья с приходом весны?
4.Рассмотрите почки на дереве и кустарнике. Как они изменились по сравнению с тем, что наблюдали зимой? Распустились ли в это время листья на дереве и кустарнике?
5.Осмотрите травянистые растения. Как они изменились с наступлением весны? Найдите травянистое растение. Как оно называется? Где оно растет, на какой почве?
6.Прислушайтесь: когда в парке больше звуков – зимой или весной? Почему?
7.Каких насекомых и птиц вы увидели во время экскурсии?
8.Какие изменения произошли в их жизни с приходом весны?
Подведение итогов экскурсии.
Проходит коллективное обсуждение каждого задания карточки. Каждая группа рассказывает о своих наблюдениях. По каждому заданию карточки делается коллективный вывод.
Например:
Неживая природа.
Сегодня…погода. Небо теперь голубое, высокое, по нему плывут белые-белые легкие облака.
Солнце светит ярче, пригревает. Оно гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. День стал длиннее.
Снег тает, так как стало тепло. Он потемнел и уплотнился.
Сначала он тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже снег тает в лесу.
От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги.
Живая природа.
Парк оделся в легкую желтовато-зеленую дымку.
Стволы сосен изменили цвет. Они стали какого-то яркого оранжевого цвета.
На лиственных деревьях и кустарниках набухли почки. На иве (вербе) появились золотистые барашки, а на ольхе сережки. Так ива и ольха цветут. Листьев на деревьях и кустарниках еще нет.
На проталинах, в хорошо прогреваемых солнцем местах, расцвела мать-и-мачеха. Почва в таком месте хорошо увлажняется.
Весной в парке больше звуков, чем зимой, потому что больше стало птиц. Начинают возвращаться перелетные птицы. Они весело щебечут.
Начали просыпаться насекомые. Они выбираются из своих укрытий.