Экологическое воспитание и образование является одним из направлений государственной политики нашего времени. Основной смысл экологического образования и воспитания обучающихся состоит в
формировании у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активной социально-экологической позиции; творческой трансляции ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, а так же в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания. Вся работа нашего учреждения направлена на разностороннюю экологическую подготовку подрастающего поколения, которое в будущем на основе полученных знаний, практических навыков, приобретённого опыта сможет компетентно решать экологические проблемы разного масштаба.
I. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Ежегодно в детских объединениях учреждении реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности. Деятельность в детских объединениях разнообразна по своей специфике и содержанию: дети занимаются научно-исследовательской работой, проводят опыты, ставят эксперименты, участвуют в природоохранных акциях и экспедициях, проводят экологические мониторинги и экологические рейды, ухаживают за растениями и животными.
II. Музейные уроки, проводимые руководителем Музея «Природа»
Музейные уроки формируют познавательный интерес, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
Все музейные уроки направленны на пропаганду знаний о природе и обществе, на формирование экологоосознанного поведения в природной среде.
III. Практическая деятельность на учебно-опытных участках
Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, воспитания у них интереса и бережного отношения к ней. Участок является местом, где обучающиеся приобретают основы экологических знаний, приобщаются к научно-исследовательской работе, выполняют опыты, наблюдения, сезонные задания экологического практикума, выращивают овощи и культурные растения для животных мини зоопарка, проводят вместе с педагогом заготовки раздаточного и демонстрационного материала.
IV. Уголок живой природы (теплица-оранжерея, мини зоопарк), как главный объект экологического воспитания
Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является работа живого уголка на базе учреждения.
Живой уголок – это центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь и бережное отношение к природе.
V. Одна из форм экологического воспитания экскурсии по экологии на базе Музея «Природа»
Музей «Природа» является важным средством экологического воспитания в образовательной среде учреждения. Одна из ключевых задач музея на современном этапе – формирование экологического (природоохранного) мировоззрения различных групп детей и подростков. Наш Музей – один из немногих способов получения необходимых комплексных, реальных знаний и представлений о мире живой природы. Во время музейной экскурсии дети расширяют и углубляют свои знания о родном крае и истории своей местности, её экологических особенностях.
VI. Эколого-краеведческие экспедиции и походы
· Экспедиция в Кемеровскую область на
· Экспедиция в с. Мамонтовое НСО:
· Экспедиция по реке Бердь и вдоль её берегов с целью выявление особенностей природы.
· Экспедиция на Змеиный остров с целью проведение комплексного историко-экологического анализа острова и мини акции «Чистый берег».
· Экспедиция на Шипуновский мраморный карьер с целью изучения особенностей и экологического состояния карьера.
· Экспедиция на реку Шадриха с целью оценки качества воды и уборки территории вдоль реки
· Экспедиция к бобровой плотине на территории Искитимского района
· Экспедиция на территорию Барсуковской пещеры с целью изучения флоры и фауны пещеры и её окрестностей
VII. Научно-исследовательская деятельность учащихся НОУ «Академия исследователей» по итогам экспедиций
Одним из эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских работ и проектов в природной обстановке позволяет учащимся активно приобщаться к изучению окружающей природы и экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с учащимися из других школ, работающим по этим же проблемам.
VIII. Участие учащихся в Областных дистанционных эколого проектах
С 2014 года учащиеся 3-4 классов и 5-7 классов учреждения результативно принимают участие в Областных дистанционных экологических проектах, проводимых экологическим отделом экологии, туризма и краеведения ГАУ ДО НСО «Областной центр развития творчества детей и юношества».
В 2014г: Проект «Занимательное естествознание».
В 2015г: Проекты «Осенняя лаборатория «Круговерть», «Занимательное естествознание».
В 2016г: Проект «Исследования агронома».
Команды-участницы получали задание от кураторов проектов и самостоятельно, на базе мини зоопарка, теплицы – оранжерее, учебно-опытного участка, в лесных массивах, выполняли экспериментальные, практические, конструкторские и исследовательские задания из области экологии, биологии, краеведения, окружающего мира с использованием доступных средств. Отчёты по проектам оформлялись и размещались на сайте организаторов и оценивались.
По итогам участия в данных проектах учащиеся учреждения были награждены Дипломом «Абсолютного Победителя», Дипломами 1, 3 степени.
IX. Участие учащихся во Всероссийских природоохранных экологических проектах и акциях
· Всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «Эколята», проводимый с целью формирования экологической культуры и культуры природолюбия у детей разного возраста, развития у них внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.
· Проект «Всероссийский заповедный урок. Заповедные острова. Сохраняя будущее» по ознакомлению детей с особенностями Заповедников России, формированию экологической культуры детей, вовлечение в природоохранную деятельность через разработку экологических проектов.
· Проект «Всеросссийский экологический урок-диктант» цель которого – повышение интереса школьников к вопросам экологии, экологической безопасности, сохранению и изучению биоразнообразия.
· Всероссийская детская акция «С любовью к России мы делами добрыми едины», проводимой с целью просветительской, природоохранной и социально – полезной деятельности, направленной на сохранение и развитие живой природы.
· Всероссийский проект «#ВместеЯрче» с целью повышение исследовательского и познавательного интереса детей к теме энергосбережения, развитие у школьников культуры сбережения энергии. В рамках проекта учащиеся выполняли творческие, исследовательские и проектные работы, участвовали в акции по энекргосережению.
X. Участие в Областных профильных сменах
Ежегодно учащиеся учреждения принимают участие в областных профильных сменах «Юный эколог», «Юный краевед», проводимых отделом экологии, туризма и краеведения ГАУ ДО НСО «Областной центр развития творчества детей и юношества» с целью формирования культурного и экологического сознания, активной жизненной позиции, экологического просвещения и воспитания бережного отношения к природным богатствам своего края.
XI. Проведение профильных экологических смен в палаточном лагере «Юность» и ДОЛ имени адмирала Нахимова
XII. Экологические мероприятия для учащихся и воспитанников ОО города:
· Городская Акция «Дни Защиты от экологических опасностей».
· Городской экологический форум «Дети и молодёжь города за чистоту окружающей среды».
· Городская акция «Добрая Зима».
XIII. Участие в конкурсах и конференциях экологической направленности:
Ежегодно учащиеся учреждения принимают участие в конкурсах и конференциях разного уровня:
· Всероссийский конкурс фотографий водных пейзажей родного края «Водные сокровища»
· Областная акция «Люби и знай свой край родной».
· Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета».
· Всероссийский конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».
· Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ, обучающихся «ОТЕЧЕСТВО».
· Форум юных исследователей (далее Форум) в рамках площадки открытых коммуникаций OpenBio.
· Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды.
· Всероссийский конкурс «Зеркало природы».
· Сибирская межрегиональная конференция «Современные подходы к организации юннатской деятельности».
· Областная НПК эколого-биологической направленности «Юный биолог».
· Областная эколого-краеведческая конференция обучающихся «СТУПЕНИ».