Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Другое

Автор: Сидакова Наталья Владимировна
Учебное заведение: МАОУ ДО ДООЦТ "Юность" город Бердск
Краткое описание работы: В работе представлен опыт работы по экологическому воспитанию в учреждении дополнительного образования. Описаны мероприятия, проводимые в учреждении дополнительного образования для детей разного возраста, начиная с дошкольного и заканичивая старшим школьным возрастом.

Дата публикации: 2018-02-08 “Экологическое воспитание – приоритетное направление в работе с учащимися учреждения” Сидакова Наталья Владимировна МАОУ ДО ДООЦТ "Юность" город Бердск В работе представлен опыт работы по экологическому воспитанию в учреждении дополнительного образования. Описаны мероприятия, проводимые в учреждении дополнительного образования для детей разного возраста, начиная с дошкольного и заканичивая старшим школьным возрастом.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

“Экологическое воспитание – приоритетное направление в работе с учащимися учреждения”

Экологическое воспитание и образование является одним из направлений государственной политики нашего времени.  Основной смысл экологического образования и воспитания обучающихся состоит в

формировании у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, активной социально-экологической позиции; творческой трансляции ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, а так же  в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания. Вся работа нашего учреждения направлена на разностороннюю экологическую подготовку подрастающего поколения, которое в будущем на основе полученных знаний, практических навыков, приобретённого опыта сможет компетентно решать экологические проблемы разного масштаба.

I.                Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Ежегодно в детских объединениях  учреждении реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности. Деятельность в детских объединениях разнообразна по своей специфике и содержанию: дети занимаются научно-исследовательской работой, проводят опыты, ставят эксперименты, участвуют в природоохранных акциях и экспедициях, проводят экологические мониторинги и экологические рейды, ухаживают за растениями и животными.

    II.        Музейные  уроки, проводимые   руководителем Музея «Природа»

Музейные  уроки  формируют  познавательный  интерес, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.

Все музейные уроки направленны на пропаганду знаний о природе и обществе, на формирование экологоосознанного поведения в природной среде.

   III.        Практическая деятельность на учебно-опытных участках

Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, воспитания у них интереса и бережного отношения к ней. Участок является местом, где обучающиеся приобретают основы экологических знаний, приобщаются к научно-исследовательской работе, выполняют опыты, наблюдения, сезонные задания экологического практикума, выращивают  овощи и культурные растения для животных мини зоопарка, проводят вместе с педагогом заготовки раздаточного и демонстрационного материала.

IV.                Уголок живой природы (теплица-оранжерея, мини зоопарк), как главный объект экологического воспитания

Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является работа живого уголка на базе учреждения.

Живой уголок – это центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности.  Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь и бережное отношение к природе.

V.                Одна из форм экологического воспитания экскурсии по экологии на базе Музея «Природа»

Музей  «Природа» является важным средством экологического воспитания в образовательной среде учреждения. Одна из ключевых задач музея на современном этапе – формирование экологического (природоохранного) мировоззрения различных групп детей и подростков. Наш Музей – один из немногих способов получения необходимых комплексных, реальных знаний и представлений о мире живой природы. Во время музейной  экскурсии дети расширяют и углубляют свои знания о родном крае и истории своей местности, её экологических особенностях.

  VI.        Эколого-краеведческие экспедиции и походы

·         Экспедиция в Кемеровскую область на

·         Экспедиция в с. Мамонтовое НСО:

·         Экспедиция по реке Бердь и вдоль её берегов с целью выявление особенностей природы.

·         Экспедиция на Змеиный остров с целью проведение комплексного историко-экологического анализа  острова и мини акции «Чистый берег».

·         Экспедиция на Шипуновский мраморный карьер с целью изучения особенностей и экологического состояния карьера.

·         Экспедиция на реку Шадриха с целью оценки качества воды и уборки территории вдоль реки

·         Экспедиция к бобровой плотине на территории Искитимского района

·         Экспедиция на территорию Барсуковской пещеры с целью изучения флоры и фауны пещеры  и её  окрестностей

 VII.        Научно-исследовательская деятельность учащихся НОУ «Академия исследователей»  по итогам экспедиций

Одним из эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских работ и проектов в природной обстановке позволяет учащимся активно приобщаться к изучению окружающей природы и экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с учащимися из других школ, работающим по этим же проблемам.

VIII.        Участие учащихся в Областных дистанционных эколого проектах

С 2014 года учащиеся 3-4 классов и 5-7 классов учреждения результативно принимают участие в Областных дистанционных экологических проектах, проводимых  экологическим отделом экологии, туризма и краеведения ГАУ ДО НСО «Областной центр развития творчества детей и юношества».

В 2014г: Проект  «Занимательное естествознание».

В 2015г: Проекты «Осенняя лаборатория  «Круговерть», «Занимательное естествознание».

В 2016г: Проект «Исследования агронома».

Команды-участницы получали задание от кураторов  проектов и самостоятельно, на базе мини зоопарка, теплицы – оранжерее, учебно-опытного участка,  в лесных массивах,  выполняли экспериментальные, практические, конструкторские и исследовательские задания из области  экологии, биологии, краеведения, окружающего мира с использованием доступных средств. Отчёты по проектам оформлялись и размещались на сайте организаторов и оценивались.

По итогам участия в данных проектах учащиеся учреждения были награждены Дипломом «Абсолютного Победителя», Дипломами 1, 3 степени.

IX.        Участие учащихся во Всероссийских  природоохранных экологических проектах и акциях

·         Всероссийский   природоохранный   социально-образовательный    проект  «Эколята», проводимый  с целью  формирования экологической культуры и культуры природолюбия у детей разного возраста,  развития у них внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

·         Проект «Всероссийский заповедный урок. Заповедные острова. Сохраняя будущее» по ознакомлению детей с особенностями Заповедников России, формированию экологической культуры детей, вовлечение в природоохранную деятельность через разработку экологических проектов.

·        Проект «Всеросссийский  экологический  урок-диктант» цель которого – повышение интереса школьников к вопросам экологии, экологической безопасности, сохранению и изучению биоразнообразия.

·        Всероссийская  детская  акция «С любовью к России мы делами добрыми едины», проводимой с целью   просветительской, природоохранной  и социально – полезной деятельности, направленной на сохранение и развитие  живой природы.  

·         Всероссийский проект «#ВместеЯрче» с целью повышение исследовательского и познавательного интереса детей к теме энергосбережения, развитие у школьников культуры сбережения энергии. В рамках проекта учащиеся выполняли  творческие, исследовательские и проектные работы, участвовали в акции по энекргосережению.

  X.          Участие в Областных профильных сменах

Ежегодно учащиеся учреждения принимают участие в областных профильных сменах «Юный эколог», «Юный краевед», проводимых отделом экологии, туризма и краеведения ГАУ ДО НСО «Областной центр развития творчества детей и юношества» с целью формирования  культурного и экологического сознания, активной жизненной позиции, экологического просвещения и воспитания бережного отношения к природным богатствам своего края.

  XI.        Проведение профильных экологических смен в палаточном лагере «Юность» и ДОЛ имени адмирала Нахимова

 XII.        Экологические мероприятия для учащихся и воспитанников ОО города:

·         Городская Акция «Дни Защиты от экологических опасностей».

·         Городской  экологический форум «Дети и молодёжь города за чистоту окружающей среды».

·         Городская акция «Добрая Зима».

XIII.        Участие в конкурсах и конференциях экологической направленности:

Ежегодно учащиеся учреждения принимают участие в конкурсах и конференциях разного уровня:

·         Всероссийский  конкурс фотографий водных пейзажей родного края «Водные сокровища»

·         Областная  акция «Люби и знай свой край родной».

·         Всероссийский   детский  экологический  форум  «Зеленая планета».

·         Всероссийский  конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».

·         Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ, обучающихся «ОТЕЧЕСТВО».

·         Форум юных исследователей (далее Форум) в рамках площадки открытых коммуникаций OpenBio.

·         Всероссийский  конкурс  юных исследователей  окружающей среды.

·         Всероссийский конкурс «Зеркало природы».

·         Сибирская  межрегиональная  конференция  «Современные подходы к организации юннатской деятельности».

·         Областная НПК  эколого-биологической  направленности  «Юный биолог». 

·         Областная эколого-краеведческая конференция обучающихся «СТУПЕНИ».


Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Другое Дополнительное образование, Программы по экологии, Экологические проекты.

Post navigation

Сценарий праздника 23 февраля “Будущие защитники отечества”
Дополнительный материал к урокам биологии по теме “Экологические проблемы реки Северский Донец”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022