ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ по театральной деятельности для детей от 6 до 15 лет “Ералаш”
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании педагогического совета от «14» сентября 2022 года Протокол № 1 | Утверждаю Директор МБОУ ДО ЦТ __________/Е.С. Миндрина/ Пр. № 90 от 14.09.2022г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Ералаш (театр) » | |
(указывается наименование программы) | |
Уровень программы: базовый | |
(ознакомительный, базовый или углубленный) | |
Срок реализации программы: 1 год: 216 часов | |
(общее количество часов) | |
Возрастная категория: от 6 до 15 лет Форма обучения: очная | |
Вид программы: модифицированная | |
(типовая, модифицированная, авторская) | |
Программа реализуется на бюджетной основе | |
ID-номер Программы в Навигаторе: 50571 | |
Автор-составитель: |
Петерсон Таисия Владимировна - |
педагог дополнительного образования |
(указать ФИО и должность разработчика) |
с. Красное, 2022
Введение.
Театр – это синтез искусств, вобравший в себя практически всё, что помогает развиваться полноценному человеку. Театр – искусство коллективное. Занятия театральным творчеством дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнёрами, зрителями и коллективом, прививают любовь к труду. Подлинное творчество – это талант плюс упорный, тяжёлый, но радостный труд. Научить понимать радость данного труда, попробовать раскрыть талант ребёнка – является одной из основных задач объединения «Ералаш».
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – художественная.
Программа направлена не реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы – это комплекс занятий художественной направленности, каждое из которых призвано повышать уровень образования детей и тем самым заложить основу общего культурного развития. В программе собран и систематизирован интересный материал, который в первую очередь необходим при получении основных умений и навыков в актёрском мастерстве, исполнительстве, искусстве словесного действия и сценической речи, сценическом движении и пластике.
Актуальность программы в том, что она позволяет реализовать гуманистическую направленность процессов воспитания и развития личности ребёнка в современном обществе, уделить особое внимание духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности ребёнка. Театр базируется на единстве коллективного творчества, подчинённости общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя – с другой, имеет опыт индивидуализации и социализации.
Используя на занятиях театральной деятельностью музыку, изобразительное искусство, литературу решаются сразу ряд проблем, предоставляя в наш педагогический арсенал:
1. Принцип синтеза различных видов искусств.
2. Режиссуру построения игровой ситуации, в которой возможно подключение собственного опыта ребёнка.
3. Технологию развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга.
Новизна программы предполагает использование системно-деятельностного подхода в организации и проведении занятий, вовлечение обучающихся в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой, автора своего спектакля. Это всё требует от ребёнка осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, а, значит открытости миру в противовес замкнутости и зажиму.
Дополнительные занятия в атмосфере театрального творчества формируют и развивают коммуникативную культуру обучающихся, их игровую культуру, формируют его систему ценностей в обществе.
Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребёнок осознаёт свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.
Наряду с этим неоспоримо важными компетентностями дополнительные занятия в театральном объединении формируют устную речь, развивают её выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи, развивают память, формируют художественный вкус ребёнка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.
Формируемые компетенции:
Ценностно-смысловые: обогащение эстетического вкуса.
Общекультурные: повышение общего культурного уровня.
Учебно-познавательные: расширение знаний о театральном искусстве, усвоить, что поведение – основной материал актёрского мастерства.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с другими людьми.
Социально-трудовые: воспитание трудолюбия, целеустремлённости, ответственности, требовательности к себе.
Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 7-15 лет, интересующихся театральным искусством и актёрским мастерством, желающих проявить себя на сцене.
Объём программы. Количество часов, необходимых для реализации программы – 216.
Форма обучения – очная.
Форма работы – групповая.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, с перерывом между занятиями 10 минут.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых обучающихся по результатам собеседования.
Форма организации образовательного процесса. Мини спектакли, этюды, проигрывание ситуаций, тренинги и упражнения, просмотр и анализ, рефлексия.
1.2 Цели и задачи программы.
Цель программы – воспитание культурно, социально и творчески активной личности средствами творческого искусства.
Задачи программы:
предметные:
- познакомить с основными понятиями по теории и истории театрального искусства;
- освоить базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;
- сформировать речевую культуру;
- развить познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;
личностные:
- формирование социального опыта;
- развитие личностных, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций;
- развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера;
метапредметные:
- формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;
- развитие умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать свою деятельность.
- Содержание программы.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма/контроля аттестации | |||
Всего | Теория | Практика | Контроль | |||
Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | - | - | |
Воспитательная работа. | 9 | 4 | 5 | - | Беседа | |
Театр – общественное место. Вежливые действия. | 12 | 2 | 10 | - | Беседа, наблюдение | |
Тренинг, этюды, упражнения. Общение. | 31 | 3 | 28 | - | Беседа, наблюдение | |
Изготовление костюмов и декорации. | 31 | 3 | 28 | - | Беседа, наблюдение | |
Работа актера над образом. | 47 | 5 | 42 | - | Беседа, наблюдение | |
Репетиции и показ одноактного спектакля. | 81 | 12 | 69 | - | Беседа, наблюдение | |
Итоговая аттестация. | 3 | - | - | 3 | Контрольное занятие | |
ИТОГО: | 216 | 30 | 183 | 3 |
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. «Вводное занятие» (2 часа).
Теория (1 час): знакомство с техникой безопасности, знакомство с программой.
Практика (1 час): игры на знакомство, просмотр видеофильма со спектаклем.
Раздел 2. «Воспитательная работа» (9 часов) - Приложение 1.
Раздел 3. «Театр – общественное место. Вежливые действия» (12 часов)
Теория (2 часа) - основное содержание занятий составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Он строится на основе принципов реалистического искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно – воспитательных задач. В данной теме ребята поговорят о театре, какие жанры существуют, что такое игра актера и как нужно вести себя в театре.
Практика (10 часов) - подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления, оценки происходящего в сценических условиях. Важно развивать у детей интерес к таким сопоставлениям. Помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.
Просмотр спектаклей, документальных фильмов об актерах и режиссерах сформируют у ребят общую картину о театре - как о храме культурного наследия.
Раздел 4. «Тренинг, этюды, упражнения. Общение» (31 час).
Теория (3 часа) особое внимание следует обращать действием словом, т. к. прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве.
Практика (28 часов) Обучающиеся выполняют самостоятельно творческие задания (этюды): устные рассказы о прочитанных книгах, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинение сказок и рассказов и т. п. Беседы о театре знакомят детей в доступной им форме, знакомят с его видами и жанрами. Раскрывает общественно – воспитательную роль театра, знакомят с национальным театром.
Практическое знакомство со сценическим действием начинаются с игр – упражнений, ролевых игр, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту детей, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы . Этюды - импровизации учебного характера проводятся не только на начальной стадии, но и позднее – либо параллельно с работой над пьесой, либо в процессе репетиции. Учебные этюды – импровизации, не связанные с репетируемой пьесой, могут служить эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Раздел 5. «Изготовление костюмов и декорации» (31 час).
Теория (3 часа) Обучающиеся изучают все о театре, и его цеха: изучают театральные терминологии, жанры, виды театра и драматургии, историю театра и костюма. Узнают о значимости светового и музыкального оформления, изготовления костюма и бутафории.
Практика (28часов) Знакомятся с театральными художниками. Просмотр фильмов исторических, народных и других костюмов. Посещение музеев. Ребята научатся самостоятельно делать эскизы костюмов и декораций. Практически учатся накладывать театральный грим. К каждому спектаклю готовятся костюмы, реквизит, декорация, программки, экспликацию музыки (пишется фонограмма) и света.
Раздел 6. «Работа актера над образом» (47 часов).
Теория (5 часа) Работа над воплощением пьесы строится на основе углубленного анализа пьесы (выявления темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, определяется жанр пьесы и т. д.). Разбор, как над пьесой, так и над отдельными сценами, ролями.
Практика (42 часа) Тут учатся владеть своим телом и голосом: соответствующая пластика, походка, движение; умение говорить громко, четко, литературно правильно. Систематические тренинги на речевой аппарат и на пластику, на психофизику актера - раскрепощают ребят и разрабатывают их навыки и умения работать на зрителя. Систематические тренинги и этюды на психофизику актера, на оценку происходящего, на действие партнера и т. д. постепенно практически позволяют обучающимся приобретать актерские навыки.
Раздел 7. «Репетиции и показ одноактного спектакля» (81 час).
Теория (12 часов) Выбор пьесы. Обсуждение авторского замысла. Трактовка режиссера. Сюжет, фабула, кульминация – составляющие пьесы. Подробный анализ пьесы/сценки/- от события к событию. Раздача ролей.
Практика (69 часов) читка по ролям. Взаимоотношения героев /партнеров/. Ситуативно-ролевое общение. Создание образа: походка, пластика, речь, мимика, грим, костюм. Этюды на память физических действий.
- Монолог. Работа над ролью и анализ.
- Диалог. Работа над ролью.
- Работа над ролью – главный герой пьесы (рассказа).
- Работа над сценкой. Анализ репетиции.
- Генеральные репетиции для выступления перед зрителям.
Раздел 8. «Итоговая аттестация» (3 часа)
Выступление перед зрителем. Разбор выступления.
1.4 Планируемые результаты.
Личностные:
- стремятся к развитию творческих способностей;
- умеют управлять своим эмоциональным состоянием;
- умеют доводить дело до конца;
- проявляют эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников;
- могут спокойно высказывать своё мнение.
Метапредметные:
- успешно выполняют задания;
- умеют делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы;
- проявляют организаторские способности;
- способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
Предметные: обучающиеся узнают:
- основные театральные понятия и определения;
- основы внешней и внутренней техники актёра;
- игры на развитие актёрских способностей;
- основы публичных выступлений;
- могут воплотить свои способности в различных ролях.
2 Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Место проведения занятия | Форма проведения занятия | Форма контроля | |
план | факт | |||||||
12.11 | Вводное занятие. | 2 | 2 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | - | ||
12.11 | Воспитательная работа | 1 | 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
Театр-общественное место. Вежливые действия. | 12 | |||||||
13.11 | Театр и время – история театра. | 3 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа, наблюдение | ||
19.11 | Площадной театр | 3 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа, наблюдение | ||
20.11 | Зарождение русского театра. | 3 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа, наблюдение | ||
26.11 | Театр - храм культурного наследия | 3 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа, наблюдение | ||
Тренинг, этюды, упражнения. Общение. | 31 | |||||||
27.11 | Воспитательная работа | 1 | 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
27.11 | Театр, знакомство с его видами и жанрами | 2 | 2 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
03.12 04.12 | Этюд на внимание | 6 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа | ||
10.12 11.12 | Этюд на взаимодействие с партнером | 6 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа | ||
17.12 18.12 | Этюд на свободную тему | 6 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа | ||
24.12 25.12 | Тренинг на постановку голоса | 6 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа | ||
31.12 | Воспитательная работа | 1 | 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
31.12 14.01 | Учебные этюды – импровизация | 5 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа | ||
Изготовление костюмов и декорации | 31 | |||||||
15.01 | История костюма | 3 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
21.01 | Музыка к постановке | 3 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
22.01 28.01 | Грим | 6 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа | ||
29.01 04.02 | эскизы костюмов и декораций | 5 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа | ||
04.02 | Воспитательная работа | 1 | 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
05.02 11.02 12.02 18.02 19.02 | изготовление костюмов и декораций | 14 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа | ||
19.02 | Воспитательная работа | 1 | 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
Работа актера над образом | 47 | |||||||
25.02 26.02 04.03 05.03 11.03 12.03 | пластика, походка, движение | 17 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, практическое задание | ||
12.03 | Воспитательная работа | 1 | 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
18.03 19.03 25.03 26.03 | тренинги на речевой аппарат | 12 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа | ||
01.04 02.04 08.04 | Этюд на психофизику | 9 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, практическое задание | ||
09.04 15.04 16.04 | Пантомима | 9 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, практическое задание | ||
Репетиции и показ одноактного спектакля | 81 | |||||||
22.04 | Воспитательная работа | 1 | 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
22.04 23.04 | Выбор пьесы. Обсуждение авторского замысла | 5 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
29.04 30.04 06.05 | Раздача ролей. Читка по ролям. | 8 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
06.05 | Воспитательная работа | 1 | 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
07.05 13.05 14.05 20.05 21.05 27.05 28.05 03.06 04.06 10.06 | Работа над ролью | 30 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа, практическое задание | ||
11.06 | Воспитательная работа | 1 | 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Беседа | ||
11.06 17.06 18.06 24.06 25.06 01.07 02.07 08.07 09.07 15.07 16.07 22.07 | Постановочная работа | 35 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа | ||
23.07 | Генеральная репетиция | 3 | 3 часа по 40 минут | ЦТ Каб. № 3 | групповая | Наблюдение, беседа | ||
29.07 | Итоговая аттестация | 3 | 3 часа по 40 минут | Актовый зал | групповая | Контрольное занятие |
2.2 Условия реализации программы
1. Кабинет для занятий.
2. Сцена для репетиционных занятий.
3. Ноутбук, проектор, экран.
4. Музыкальные фонограммы, видеозаписи.
5. Реквизит для создания костюмов, образов.
2.3 Формы аттестации.
Основными формами подведения итогов по программе является текущий контроль и проведение итоговой аттестации обучающихся.
Текущий контроль осуществляется в форме беседы, наблюдения и выполнения практических заданий в течение всего времени реализации образовательной программы.
Итоговая аттестация проводится по окончанию изучения программы в конце учебного года в форме постановки спектакля.
2.4 Оценочные материалы.
Беседа, наблюдение, выполнение практических заданий.
Результаты обучения прослеживаются в творческих достижениях (грамоты, дипломы) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях.
2.5 Методические материалы.
Объединение «Ералаш» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности обучающихся, чем урок. Ребёнок не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Дети сами выбирают и нужный темп, средства и методы выполнения заданий, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества обучающихся и педагога, обращение к личному опыту обучающихся, связь с другими видами искусства – способствует развитию индивидуальности ребёнка.
Основная задача теоретических занятий – дать необходимые знания о театре, как виде искусства, показать основные приёмы работы со словом и текстом, расширить кругозор знаний о культуре общения и поведения.
Практические занятия включают в себя игры и упражнения по закреплению теоретической части, анализ характера предложенных ролей и работу по представлению их на сцене.
Театральное объединении – это технология, требующая от педагога перехода на позиции партнёрства с обучающимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружении» участников объединения в процесс поиска, познания и самопознания.
В процессе работы учитывается индивидуальность каждого ребёнка, возможность проявиться каждому.
Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям, проводить их, работать с литературой, поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; — учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу предполагает:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и обучающихся;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов обучения.
Методическое обеспечение программы. Художественная литература для сцены речи:
- Басни: И. Крылова, С. Михалкова, Б. Заходера.
- Поэзия и проза.
- Народный фольклор: потешки, пословицы и поговорки, скороговорки.
- Сказки.
Драматургия для чтения и постановки спектакля:
1. Пьесы классиков и современных драматургов. А. Чехов, А. Островский, А.Пушкин и т. д.
2. Пьесы – сказки.
3. Поэзия – современная и классика.
4. Рассказы о войне, о жизни советских людей.
- Пьесы для постановки: «Семь подземных королей» по мотивам произведений А. Волкова; «Котик – Наоборотик». А. Тареева; «Дюймовочка» Андерсена; «Красная шапочка», «Золушка» Ш. Перро (адаптированные под спектакль);
Учебные пособия и литература по предмету «Сценическое мастерство актера»:
- Н. Акимов «Театральное наследие». М. « Искусство», 1978 (http://teatr-lib.ru/Library/Akimov/Teatralnoe_nasledie_1/)
- Б. Захава «Мастерство актера и режиссера»М. «Искусство»,1969 (http://teatrsemya.ru/lib/mast_akt/akt_masterstvo/zakhava_b-masterstvo_aktera_i_rezhissera.pdf )
3. Список использованной литературы:
1. «Мастерство актера и режиссера» Захава Б. Е. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г (электронная книга)
2. «Профессиональная речь актера и режиссера» М. К. Литосова Терминологические и нетерминологические словосочетания Учебное пособие для студентов театральных вузов Москва 1989 г. (электронная книга)
З. «Сценическая речь» Учебник для студентов театральных учебных заведение 3-е издание ГИТИС Москва 2002 И. П. Козлянинова, И. Ю. Промптова.
4. «Инсценировки для театра» Рудич И. А., Костоусова Е. В. Ульяновск, 2019 (электронная книга)
5. «Вчера и сегодня» С. Маршак Изд.«Дом» 1995 г.(электронная книга)
6. «Литература и фантазия» Стрельцова Л.Е. Москва «Просвещение» 1992 г.
7. «Русские народные сказки» Аникин В.П. Москва «Правда» 1990 г.
8. «Городок в табакерке» Серов С.Я. Москва «Правда» 1989 г.
9. «Ненаглядная краса» Тихончук Т.Ф. Минск «Юнацтва» 1991 г.
10. «Орфоэпический словарь русского языка» 5-е издание, исправленное и дополненное под редакцией Аванесова Р.И. Москва «Русский язык» 1989 г.
11. «Школьный словарь иностранных слов» Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Москва «Просвещение» 1983 г.
Нормативно-правовые основания реализации дополнительной общеобразовательной программы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования и к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.
Приложение № 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творчества
ПЛАН
воспитательной работы
в объединении «Ералаш»,
на 2022-2023 учебный год
№ | месяц | Наименование мероприятия | Форма проведения |
1. | сентябрь | «Мы выбираем жизнь!» | беседа |
2. | октябрь | «Земля – наш общий дом» | беседа |
3. | ноябрь | «Труд людей родного села» | круглый стол |
4. | декабрь | «Интернет – зависимость» | беседа |
5. | январь | «Вредные привычки и их влияние на организм человека» | беседа |
6. | февраль | «Правила поведения детей на железной дороге» | беседа |
7. | март | «Кущевская в годы ВОВ» | беседа |
8. | апрель | «У наших казаков обычай таков» | беседа |
9. | май | «Заповедники России» | просмотр фильма |