Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Другое

Автор: Айрапетян Мери Вячеславовна
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска.
Краткое описание работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца» базовый разработана для детей с ОВЗ. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений для ребенка, развивает его эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, и в отличие от других искусств, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка.

Дата публикации: 2022-05-17 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мир танца» для детей с ОВЗ Айрапетян Мери Вячеславовна МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца» базовый разработана для детей с ОВЗ. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений для ребенка, развивает его эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, и в отличие от других искусств, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мир танца» для детей с ОВЗ

Скачать работу


ID 19745

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. КУРГАНИНСКА

Рассмотрено Утверждаю

на методическом совете Директор МАУ ДО ЦДТ Протокол № г. Курганинска

от «__» _________ 20__ г ____________ Г.А.Дунай

«___» _________20__ г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Мир танца»

для детей с ОВЗ

Направленность: художественная

Уровень программы - базовый

Срок реализации программы: 2 года (432часов)

Возрастная категория от 14 до 16 лет

Вид программы: модифицированная

Автор - составитель:

Айрапетян Мери Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

Курганинск, 2022 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца» базовый разработана для детей с ОВЗ.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений для

ребенка, развивает его эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, и в отличие от других искусств, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка.

Занятия танцами учат не только понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление и фантазию, а также пластику движений.

Направленность программы художественная.

Актуальность программы. Данная программа актуальна тем, что предполагает изучение не только традиционных видов хореографии и знакомство с танцевальной культурой, но и знакомство с историей возникновения и развития танца. Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 14-16 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Новизна данной образовательной программы  в том, что она построена на интеграции различных видов танцевально – хореографического искусства, тем самым, позволяя детям самоопределиться и самореализоваться. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.

Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, что она предусматривает вовлечение в обучение танцам детей с ОВЗ и ориентирует каждого воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применению полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, на улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что по ходу работы над танцем ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими детьми, не приобретая при этом негативного опыта общения. Даже те дети, которые никогда не позволяют прикасаться к себе, во время танца держат друг друга за руки. Танцуя, все смотрят друг на друга и выполняют определенные движения. Постепенно дети учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, и тогда танец становится более организованным и ритмичным. Все это полезно и необходимо для детей с ОВЗ.

Отличительные особенности данной программы является в первую очередь в адаптации программы для детей с ОВЗ, расширении круга решаемых задач и методов их осуществления, доработки условий реализации программы. При реализации программы используются технологии дифференцированного обучения, игровые и здоровьесберегающие технологии.

При реализации данной программы предполагается разучивание разнообразных танцев в различных стилях, что позволяет лучше раскрыть способности детей, определить стиль, который больше подходит каждому ребенку. Программой предусмотрен индивидуальный подход к каждому воспитаннику, особое внимание уделяется детям с ОВЗ. Задания даются с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, с учетом естественного интереса и желания учащихся, их психологических и физиологических особенностей и способностей, а также возможностей детей. Очень часто именно по этой причине, сценариями танцев являются сюжеты сказок, времена года или же используются специальные фонограммы для детей.

Адресат программы это ребенок в возрасте от 14 до 16 лет, в том числе, интересы которого направлены на занятия танцами. Восприятие у детей с ОВЗ отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Эти дети с живым любопытством воспринимают окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Таких детей отличает ярко выраженная эмоциональность восприятия, опираясь на которую педагог постепенно приучит детей с ОВЗ целенаправленно слушать и смотреть, развивать наблюдательность. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ подчинен воспитанию культуры внимания. Жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Об этом говорит накопленный педагогический опыт, почерпнутый из изученной при составлении программы литературы. Запись на программу ведется через АИС «Навигатор дополнительного образования Краснодарского края https://xn--23-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/6739-mir-tantsa

Цель, задачи, уровень программы, объём и сроки

Цель программы

Цель - создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия детей с ОВЗ средствами хореографического искусства.

Задачи:

Образовательные:

для детей с ОВЗ

- формирование интереса к хореографическому искусств, раскрытие для таких детей его многообразия и красоты;

- ознакомление с основами хореографии;

- обучение умению ориентироваться  в пространстве;

- обучение восприятию произведения танцевального искусства;

- обучение умению пользоваться своим мышечным аппаратом;

- обучение освоению азов работы в группе, в паре с партнером;

- формирование ориентировки в пространстве, умения исполнять движения в комбинации;

- развитие двигательной памяти.

для всех учащихся

- обучение технически правильному исполнению изученных элементов танцевального искусства;

- обучение сценической культуре танцевального искусства

Личностные:

для детей с ОВЗ:

- воспитание начальных коммуникативных и коллективистских навыков, навыков социального взаимодействия;

- воспитание психологических качеств: внимания, воображения, чуткого и внимательного отношения к партнёру;  частичной раскрепощенности действий в обыгрывании танца.

для всех учащихся :

- формирование общественно активной личности ребенка-формирование гражданской позиции, культуры общения и поведения в коллективе, привитие навыков здорового образа жизни- воспитание морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, решительности, коллективизма, трудолюбия; Метапредметные :

-развитие мотивации учащихся к занятиям хореографией и продолжению учения по базовой программе «Мир танца», достижение ими высоких результатов на творческих конкурсах, концертах, фестивалях, профессиональная ориентация.

Содержание программы

Уровень программы ознакомительный и преследует цель сформировать у ребенка интерес к танцевальному искусству, мотивировать детей к дальнейшему обучению по программе «Мир танца» (танцы) базового уровня.

Реализация программы

Программ носит творческо-продуктивный характер в танцевальном искусстве, и в ходе реализации нацелена на участие в конкурсах и концертных мероприятиях различного уровня организованных только для детей с ОВЗ.

Срок реализации,

особенности организации

На основании СанПиНа:

объём программы рассчитан на: 2 года, 1 год 216 часов.

- предельная наполняемость групп –13 человек, (возможны подгрупповые и индивидуальные занятия)

- в группе могут быть дети разного возраста и пола, в группе могут обучаться дети с ОВЗ

- состав группы может меняться.

Виды занятий - практические и теоретические: занятия-игры, занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия моделирования и конструирования.

Для детей с ОВЗ может быть разработан индивидуальный образовательный маршрут с учетом специфики ограничений здоровья.

Режим занятий

Общее количество часов в год - 216 часов,

- продолжительность одного занятия -45 минут 10 мин перемена для детей от 14 до 16лет. Три раза в неделю по 2 часа

Набор

Принимаются все желающие от 14 до 16 лет

не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий танцами.

Форма проведения занятий

Обучающие занятия, занятия повторения, открытые занятия, репетиции и отработки номеров, а также конкурсы, праздники и другие мероприятия.

Методы диагностики

аттестация начальная и итоговая навыков и физического состояния ребёнка в начале и конце учебного года.

Форма контроля

Формы: открытые, итоговые занятия, концерты, конкурсы, смотры.

Образова-

тельные технологии

Методическая работа: Вальс, народный танец, классический танец, подбор видеоматериала.

Кадровые условия реализации программы

Реализовать программу имеет право педагог, дополнительного образования со средне-специальным или высшим педагогическим образованием, имеющий практические навыки организации и реализации обучающего процесса в области хореографии.

Результат реализации программы

Образовательные

-обучение технически правильному исполнению изученных элементов танцевального искусства;

-пропаганда здорового образа жизни;

-воспитание морально-волевых качеств, настойчивости,

-смелости, решительности, коллективизма, трудолюбия ;

Личностные:

- формирование общественной активности личности ребенка, формирование его гражданской позиции, культуры общения и поведения в коллективе, привитие навыков здорового образа жизни;

Метапредметные :

-развитие мотивации учащихся к занятиям, и продолжению обучения по программе «Мир танца», достижение ими высоких результатов на творческих конкурсах, концертах, фестивалях.

Результат обучения в количественном выражении

-по окончании программы ознакомительного уровня с высоким уровнем освоения должно быть 60 %, со средним- 30 %, с низким - 20 %, что для детей с ОВЗ необязательно. Окончившие обучение по программе «Мир танца» могут продолжить обучение по программе базового уровня «Мир танца»

Учебный план 216ч

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

2

2

-

II.

Азбука музыкального движения.

*В*

46

6

40

Диагностика

III.

Элементы современного танца *В*

46

6

30

тестирование

IV.

Элементы народного танца

*В*

46

6

30

тестирование

V.

Постановочная работа *В*

70

2

68

отчетный концерт

VI.

Подготовка к итоговому занятию.

Итоговое занятие

4

4

тестирование

итог

216

32

184

Содержание программы 2 года обучения:

1. Вводное занятие: (2часа)

Теория: правила техники безопасности и поведения на рабочем месте во время занятий.

2. Азбука музыкального движения (46 ч):*

Теория (6ч): (повторение ранее изученного материала) Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево, подготовка к более четкому исполнению движений. ): понятия: осанка, опора, выворотность, позиции и положения ног и рук, на середине зала и у станка, Понятие опорная нога, работающая нога.

Практика (40ч): знакомство с жанром классической и народной музыки. Соединять отдельные движения в хореографической композиции; построение и перестроение. Перестроение из колонны по двое в колонну по одному: на месте и в движении.

-Releve (релеве) – подъем на пальцы или полупальцы, по позициям.

-Battement tendu (батман тендю) – «отбивание», вытягивание ноги из 3 позиции.

-Port de bras (пор де бра) – наклоны корпуса, головы. 1-ой рукой за станок.

Упрожнение на середине зала:

- Plié, demi plié, grand plié (плие, деми, гран) – приседание; полуприседание, большое приседание по 1, 2 позиции

-Port de bras (пор де бра) – наклоны корпуса, головы

- Позицыи рук, плавные движение руками.

-Balance (балансе) – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.

3. Элементы современного танца(46).*

Теория. Объяснение основ современного танца. Названий движений. Возникновение современных направлений.

Практика. Приставной шаг вперед, назад. Попеременное сгибание рук в локтевом суставе с последующим энергичным выпрямлением вперед, вверх, в стороны. Разучивание танцевальные элементы современного танца.

Дополнительно даются новые комбинации из пройденных элементов для намеченной постановки, новые элементы из разных танцевальных стилей.

4. Элементы народного танца (46 ч): *

Теория(6ч): особенности народного танца, история возникновения традиции, костюмы. ­­­­­Характерные положения рук, ног.

Практические занятия(30ч): перескоки с ноги на ногу в народном танце. Движения в различных ракурсах и рисунках. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; шаги в сторону с пятки.

-Раскрывание рук вперед, в сторону, через 2 позицию, положение рук на поясе.

- Подскоки в право влево.

- Поклон женский мужской

-«Кавырялочка»

-Движение в различных ракурсах и рисунках

-«Звездочка»

5. Постановочная работа (72 ч): *

Теория(6ч): сюжеты и темы некоторых танцев.

Практические занятия (79ч): разучивание элементов сценического танца с характерным исполнением движений, в танце. Вальс, Падеграс, Хастл, Ча-ча.

6.Подготовка к итоговому занятию. Итоговое занятия.

Подготовка к итоговому занятию генеральная репетиция, подготовка костюмов. Итоговое занятия отчетный концерт.

В конце2-го года обучения:

Воспитанники должны

знать:

- названия и правила выполнения упражнений классического, современного и народного танца;

- названия и правила выполнения экзерсиса;

- понятие опорная нога, работающая нога;

- владеть понятиями «круг», «линия», «диагональ»; «звездочка».

уметь выполнять:

-Releve (релеве) – подъем на пальцы или полупальцы, по позициям.

-Battement tendu (батман тендю) – «отбивание», вытягивание ноги из 3 позиции.

-Port de bras (пор де бра) – наклоны корпуса, головы. 1-ой рукой за станок.

Упрожнение на середине зала:

- Plié, demi plié, grand plié (плие, деми, гран) – приседание; полуприседание, большое приседание по 1, 2 позиции

-Port de bras (пор де бра) – наклоны корпуса, головы

- Позицыи рук, плавные движение руками.

-Balance (балансе) – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.

- исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно.

- выполнять движения классического, современного и народного танца;

- выполнять плавные и резкие движения руками;

- Галоп.

-Расческа.

- кружиться по одному и в паре;

-выполнять движения современного танца ( шасси шаг в сторону ча-ча, маячок, итд.

- Положения рук в танце.

-Раскрывание рук вперед, в сторону, через 3 позицию, положение рук на поясе.

- Подскоки в право в лево.

- Поклон женский мужской

-«Кавырялочка»

-«звездочка»

-Движение в различных ракурсах и рисунках.

*Упражнения подбираются в с соответствии с возможностями физического развития ребенка

Учебный план 3 года обучения 216ч базовый

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

2

2

-

II.

Азбука музыкального движения.*В*

36

4

32

тестирование

III.

Элементы классического танца*В*

52

12

40

тестирование

IV.

Элементы народного танца.*В*

52

14

38

тестирование

V.

Постановочная работа.*В*

72

6

66

тестирование

VI.

Итоговое занятие

2

2

отчетный концерт

итого

216

38

178

Содержание программы 2 года обучения уровень базовый:

1. Вводное занятие: (2часа)

Теория: правила техники безопасности и поведения на рабочем месте во время занятий.

2. Азбука музыкального движения (36 ч):*

Теория (4ч): Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево, подготовка к более четкому исполнению движений.

Практика (32ч): знакомство с жанром классической и народной музыки. Соединять отдельные движения в хореографической композиции; построение и перестроение. Перестроение из колонны по двое в колонну по одному: на месте и в движении.

3. Элементы классического танца: на середине зала и у станка (52 ч):*

Теория (12ч): понятия: осанка, опора, выворотность, позиции и положения ног и рук, на середине зала и у станка, Понятие опорная нога, работающая нога.

Практические занятия(40ч):

Экзерсис у станка:

- Plié, demi plié, grand plié (плие, деми, гран) – приседание; полуприседание, большое приседание по 1, 2 позиции

-Releve (релеве) – подъем на пальцы или полупальцы, по позициям.

-Battement tendu (батман тендю) – «отбивание», вытягивание ноги из 3 позиции.

-Port de bras (пор де бра) – наклоны корпуса, головы. 1-ой рукой за станок.

Упрожнение на середине зала:

- Plié, demi plié, grand plié (плие, деми, гран) – приседание; полуприседание, большое приседание по 1, 2 позиции

-Releve (релеве) – подъем на пальцы или полупальцы, по позициям.

-Port de bras (пор де бра) – наклоны корпуса, головы

- Позицыи рук, плавные движение руками.

-Balance (балансе) – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение

4. Элементы народного танца (52 ч)*:

Теория(14ч): особенности народного танца, история возникновения традиции, костюмы. ­­­­­Характерные положения рук, ног.

Практические занятия(38ч): перескоки с ноги на ногу в народном танце. Движения в различных ракурсах и рисунках. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; шаги в сторону с пятки.

-Раскрывание рук вперед, в сторону, через 2 позицию, положение рук на поясе.

- Подскоки в право влево.

- Поклон женский мужской

-«Кавырялочка»

-Движение в различных ракурсах и рисунках

-«Звездочка»

5. Постановочная работа (72 ч)*:

Теория(6ч): сюжеты и темы некоторых танцев.

Практические занятия (66ч): разучивание элементов сценического танца с характерным исполнением движений, в танце. Вальс, Падеграс, Военная композиция.

В конце 3-го года обучения:

Воспитанники должны

знать:

- названия и правила выполнения упражнений классического и народного танца;

- названия и правила выполнения экзерсиса;

- понятие опорная нога, работающая нога;

- владеть понятиями «круг», «линия», «диагональ»; «звездочка».

уметь выполнять:

- Plié, demi plié, grand plié (плие, деми, гран) – приседание; полуприседание, большое приседание по 1, 2 позиции

-Releve (релеве) – подъем на пальцы или полупальцы, по позициям.

-Battement tendu (батман тендю) – «отбивание», вытягивание ноги из 3 позиции.

-Port de bras (пор де бра) – наклоны корпуса, головы. 1-ой рукой за станок.

Упрожнение на середине зала:

- Plié, demi plié, grand plié (плие, деми, гран) – приседание; полуприседание, большое приседание по 1, 2 позиции

-Releve (релеве) – подъем на пальцы или полупальцы, по позициям.

-Port de bras (пор де бра) – наклоны корпуса, головы

- Позиции рук, плавные движение руками.

-Balance (балансе) – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение

- исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно.

- выполнять движения классического и народного танца;

- выполнять плавные и резкие движения руками;

- Галоп.

-Расческа.

- кружиться по одному и в паре;

- Положения рук в танце.

-Раскрывание рук вперед, в сторону, через 3 позицию, положение рук на поясе.

- Подскоки в право в лево.

- Поклон женский мужской

-«Кавырялочка»

-«звездочка»

-Движение в различных ракурсах и рисунках.

*Упражнения подбираются в с соответствии с возможностями физического развития ребенка

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода

1 сентября 2020г.

до 31 мая 2021г.

Количество учебных недель

36

Продолжительность каникул

Каникулы с 01.06. по 31.08.

Место проведения занятия

Интернат

Спорт зал

Время проведения занятия

1 группа

2 группа

День

Форма занятий

Групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Сроки контрольных процедур

Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (январь-февраль), итоговая диагностика (май)

Сроки выездов, экскурсий, походов...

осенние, зимние, весенние и летние каникулы

Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках)

* Новогодний мероприятия -декабрь;

* Праздник 8 марта,

* Выпускной утренник - май.

Работа с одарёнными детьми:

*индивидуальные консультации,

* участие в дистанционных конкурсах .

    1. Методическое обеспечение программы

Учебно – методические пособия для педагога и учащихся.

- компакт-диски со сборниками танцевальных мелодий,

- нотный материал;

- иллюстрационный материал;

- тесты.

Занятия проходят в форме музыкальных игр и импровизационных заданий, способствующих развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма.

Это игры с музыкальными заданиями, с элементами соревнования (плетень, один лишний), импровизационные задания: образное перевоплощение под музыку (животные, снежинки, игрушки).

Уроки хореографией можно разделить на несколько видов:

  1. Занятия изучения нового материала: детально разбирается движение. Раскладка и разучивание упражнений в медленном темпе. Объяснение приема его исполнения. На занятиях может быть введено не более 3-4 комбинаций.
  2. Закрепления изученного материала: повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.
  3. Итоговый урок: обучающиеся практически самостоятельно, без подсказки, выполняют все заученные ими движения и танцевальные комбинации, демонстрируют знания и владение основной терминологией.
  4. Импровизационная работа: на этих уроках дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Занятии на каждом этапе обучения строятся по следующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.

При обучении и разучивании важное место на занятиях отводится тренажу — это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы.

Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой — в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися.

На последнем занятии повторяются и закрепляются движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.

Параллельно с обрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.

На первом году обучения преобладает подражательный характер усвоения программы.

Теоретическая часть даётся по ходу уроков в соответствии с содержанием нового материала /историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической культуре/.

Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.

Основная часть — разучивание движений. Сначала даётся общее представление о цели. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их индивидуальности.

Организация творческой деятельности позволяет педагогу увидеть характер в ребёнке, выявить движения его души, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, потребности вданного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

На выявление и развитие индивидуальности обучающихся, отводится не менее 5 минут на каждом уроке. Это и работа с детьми, требующими повторного показа, дополнительного объяснения или подсказки педагога, как легче и грамотнее выполнить то или иное упражнение, танцевальное движение или элемент танца. Вся работа по индивидуализации процесса обучения строится в тесной взаимосвязи с родителями. Тесный контакт с родителями, беседы с ними открывают многое в характере того или иного обучающегося. Также этому способствует период совместной творческой деятельности с коллективом педагогов ансамбля по созданию концертных номеров, разработке костюмов, организации и участии в концертных программах, конкурсах и различных праздниках.

Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется приём выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение.

Все замечания по ходу урока делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намёка на унижение личности ребёнка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.

Коллективная форма проведения уроков и разноуровневые возрастные группы дают возможность более продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между членами коллектива чему способствует дружеская атмосфера совместного творчества, делового содружества, взаимопонимания и полного доверия между педагогами и детьми.

Важным моментом в реализации данной программы является создание творческой атмосферы, которая позволяет ненавязчиво, исподволь заниматься обучением и воспитанием с учётом специфики уроков ритмики.

Это творческие ситуации, творческие и проблемные задания, игровые приёмы (индивидуальные и коллективные).

В структуру каждого занятия по ритмики входят все элементы основных частей программы:

  1. партерная гимнастика – растяжка и разогрев основных групп мышц, которые преимущественно будут задействованы на данном занятии;
  2. диагональ – отработка ритмических элементов, элементов танцев;
  3. постановочная работа – работа над постановкой и отработкой новых танцевальных композиций, разучивание новых композиционных рисунков (перестроений);
  4. игра (импровизация) – музыкальные игры организующего порядка, различные задания на импровизацию, просмотр номеров, придуманных обучающимися.

Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:

  • начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);
  • этап углубленного разучивания упражнения;
  • этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, повторить упражнение.

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.)

Начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.

При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

Одной из форм обучения и подведения итогов усвоения программы является участие обучающихся в различных концертах, конкурсах и фестивалях по хореографии.

Условия реализации программы

Перечень учебно-методического обеспечения для реализации программы:

  1. Хореографический зал с зеркальным оформлением стен.
  2. Нотно-методическая литература.
  3. Аудиокассеты, СД – диски, флеш-карты.
  4. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
  5. Фортепиано.
  6. Коврики.
  7. Форма для занятий ритмикой.
  8. Костюмы для концертной деятельности.

Приложение №1 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир танца»

Рассмотрено

на методическом совете

Протокол №

Завуч Фенева О.И.

от «__» _________ 20__ г

Календарно тематический план

2021-2022учебный год «Мир танца» овз

на 216 часов

п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятия

2

2

 

Азбука музыкального движения *В*

36

4

32

1

Повторение раннее изученного материала.

2

0,5

1,5

2

Повторение раннее изученного материала.

2

0,5

1,5

3

Знакомство с построением в колонну, по -одному по- три, круг, ходьба по диагонали в парах по- одному змейка.

2

0

2

4

Знакомство с построением в колону по одному по три, круг, ходьба по диагонали в пара по одному, змейка

2

0,5

1,5

5

Знакомство с построением в колонну, по одному по три, круг, ходьба по диагонали в парах по одному, змейка.

2

0,5

1,5

6

Отработка пройденного материала

2

0

2

7

Отработка пройденного материала

2

0

2

8

Закрепление пройденного материала.

2

0,5

1,5

9

Расческа по диагонали.

2

0

2

10

Отработка расчески по диагонали.

2

0

2

11

Расческа по диагонали в парах

2

0

2

12

Отработка расчески по диагонали в парах.

2

0,5

1,5

13

Закрепление пройденного материала.

2

0,5

1,5

14

Разучивание перестроение звездочка.

2

0,5

1,5

15

Отработка перестроение звездочка.

2

0

2

16

Закрепление пройденного материала, звездочка, змейка, колоны, диагональ в парах, и тд.

2

0

2

17

Закрепление пройденного материала, звездочка, змейка, колоны, диагональ в парах, и тд.

2

0

1,5

18

*В*

2

0

2

-

Элементы классического танца *В*

52

12

40

1

Упражнение у станка деми плие. 1,2, позиции.

2

0,5

1,5

2

Упражнение у станка гран плие. 1,2, позиции.

Релеве у станка

4

1

4

3

4

Упражнение у станка батман таньдю

2

0,5

1,5

5

Упражнение у станка батмен тандю скальжашие движение ногой)

2

0,5

1,5

6

отработка пройденного материала

2

0,5

1,5

7

закрепление пройденного материала

2

0,5

1,5

8

Пор-де –бра перегиб туловище

2

0

2

9

Балансе покачивание мягкие движение ног

2

0,5

1,5

10

Балансе покачивание мягкие движение ног

2

0,5

1,5

11

Деми плие по позициям на середине зала

2

0,5

1,5

12

Гран плие на середине зала

2

0,5

1,5

13

Батман тандю на середине зала по позициям

2

0,5

1,5

14

Отработка пройденного материала

2

 0,5

1,5

15

Комбинированные упражнение на середине зала комбинирование

2

0,5 

1,5

16

Комбинированные упражнение на середине зала комбинирование

2

0,5

1,5

17

Отработка пройдённого, Комбинированные упражнение на середине зала комбинирование

2

0,5

1,5

18

Отработка пройденного материала

2

0,5

1,5

19

Отработка пройденного материала

2

0,5

1,5

20

Отработка пройденного материала

2

0,5 

2

21

Закрепление пройденного материала

2

0,5 

1,5

22

Закрепление пройденного материала

2

0,5

1,5

23

24

Закрепление пройденного материала

2

0,5

1,5

25

26

В

2

0,5

1,5

-

Элементы народного танца *В*

52

 14

38

1

Раскрывании рук вперед, в сторону , через 2 позицию положение рук на поясе.

2

0,5

1,5

2

Поклон женский, поклон мужской.

2

0,5 

1,5

3

Изучение основных элементов и движение шаги и проходки.

2

0,5

1,5

4

Изучение основных элементов и движение шаги и проходки.

2

 

2

5

Разучивание простой дроби

2

0,5

2

6

Разучивание простой дроби

2

0,5

1,5

7

Разучивание двойной дроби

2

0,5 

1,5

8

Разучивание двойной дроби

2

0,5

1,5

9

Раскрывании рук вперед, в сторону через 2 позицию положение рук на поясе. Отработка положение рку

2

0,5 

1,5

10

Отработка. Поклон женский, поклон мужской.

2

0,5 

1,5

11

Отработка простой дроби, двойной дроби

2

0,5 

1,5

12

Закрепление пройденного материала

2

 

2

13

Закрепление пройденного материала

2

 

2

14

Кавырялочка с притопом,

2

0,5

1,5

15

Упражнения Маталочка

2

0,5 

1,5

16

отработка кавырялочки, маталочка.

2

 0,5

1,5

17

Закрепление кавырялочки, маталочка.

2

0,5 

1,5

18

Разучивание "Веревочка" наместе и с передвижением

2

0,5 

1,5

19

Разучивание "Веревочка" намести и с передвижением

2

0,5

1,5

20

Дробный шаг в сторону.

2

0,5

1,5

21

отработка пройденного материала

2

0,5

1,5

22

23

Закрепление пройденного материала

2

0,5

1,5

24

25

26

В

2

0,5

1,5

-

Постановочная работа *В*

72

6 

66

1

Знакомство с танцем Гусарский Вальс

2

 

2

2

Основной шаг

2

 

2

3

Основной шаг в паре

2

 

2

4

Поклон в танце Женский, мужской

2

 

2

5

Разучивание движения окошко.

2

 

2

6

Повороты в танце вальс окошко

2

2

7

Балансе в танце по парам.

2

2

8

Отработка пройденного

2

2

9

Перестроение в танце колонны, диагональ.

2

2

10

Работа по парам в колоне и диагонали.

2

0,5

1,5

11

Перестроение в круг девочки, перестроение в круг мальчики.

2

0,5

1,5

12

Отработка пройденного материала

2

2

13

Закрепление пройденного материала.

2

2

14

Четкая перемена линии в танце.

2

0,5

1,5

15

Работа над связкой в танце, различные перестроение

2

0,5

1,5

16

Работа над связкой в танце, различные перестроение в круг.

2

0,5

1,5

17

Отработка пройденного материала

2

2

18

Закрепление пройденого материалла

2

2

19

Работа над танцем

2

2

20

Отработка танца Вальс

2

2

21

Русский танец.

2

2

22

Приставной хороводный шаг (c поочередной сменой опорной ноги)

2

0,5

1,5

23

Хороводный шаг в сочетании с другими элементами.

2

0,5

2

24

Семенящий («плавающий») шаг

2

2

25

Отработка пройденного материалла

2

2

26

Боковой шаг «крестик», с продвижением вправо – влево

2

2

27

«Гусиный шаг»

2

2

28

Отработка и закрепление пройденного материала

2

2

29

Разучивание движение гармошка.

2

2

30

Работа рук ног в русском танце

2

2

31

Приставной шаг с пропаданием

2

2

32

отработка и закрепление материала

2

2

33

"Вородца" в лини и по кругу.

2

2

34

Змейка в народном танце.

2

2

35

четкая перемена лини

2

2

36

Отработка связок в танце

2

2

-

Итоговое занятия

2

2

Итого

216

38

178

Приложение №2 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир танца»

Приложение №2 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир танца»

Диагностика танцевальных навыков

Уровни танцевальных навыков

Для выявления уровня хореографической подготовки для 2 – го и 3-го годов обучения я использую другую диагностическую таблицу, которую называю «Уровни танцевальных навыков » параметрами уровня развития являются :

-данные: осанка: хорошая, не очень хорошая, плохая;

- вывортность : отличная , в бедрах в голени и стопах, средняя – в 2-х из 3-х суставов , низкая- 1 из 3-х суставов;

-танцевальный шаг: шаг от 1200 ; шаг 900 ; шаг ниже 900

- Сценическая культура

музыкально-ритмические способности : отличное чувство ритма, среднее чувства ритма, нет чувства ритма .

Уровни развития параметров,
определяющих эффективность хореографической подготовки
на всех этапах

Параметр

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Балетные

данные

  • Хорошая осанка
  • Отличная выворотность (в бедрах, голени и стопах)
  • Танцевальный шаг от 1200
  • Высокий подъем стопы
  • Очень хорошая гибкость
  • Легкий высокий прыжок
  • Не очень хорошая осанка
  • Выворотность в 2 из 3 суставов
  • Танцевальный шаг 900
  • Средний подъем
  • Не очень хорошая гибкость
  • Легкий средний

прыжок

* Плохая осанка

*Выворотность

в 1 из 3 суставов

*Танцевальный шаг ниже 900

*Низкий подъем

*Плохая гибкость

*Нет прыжка

Музыкально-ритмические способности

  • Отличное чувство ритма
  • Координация движений (хорошие показатели в 3 из 3пунктов)
  • нервная
  • мышечная
  • двигательная
  • Музыкально-ритмическая координация - четко исполняет танцевальные элементы под музыку
  • Среднее чувство ритма
  • Координация движений 2 показателя из 3
  • Музыкально-ритмическая координация – не четко исполняет танцевальные элементы под музыку

*Нет чувства ритма

*Координации движений 1 показатель из 3

*Музыкально-ритмическая координация – не может соединить исполнение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением

Сценическая культура

  • Очень яркий, эмоционально выразительный ребенок, легко и непринужденно держится на сцене
  • создание сценического образа – легко и быстро перевоплощается в нужный образ
  • Не очень эмоционально выразительный, есть не большой зажим на сцене
  • Создание сценического образа – не сразу перевоплощается в нужный образ

Нет эмоциональной выразительности, очень зажат на сцене

Не может создать сценический образ

Механизм выявления результатов реализации программы.

Личная аттестация обучающихся. 

Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального хореографического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: балетные данные, музыкально-ритмические способности, сценическая культура.

При переходе с одного этапа на другой, дети проходят контрольную аттестацию по предметам.

Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень хореографической подготовленности детей.

Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).

Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная в творческом объединении  система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации.

Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется балетмейстером, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения.

Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей.

Основным методом промежуточной аттестации на 2 и 3 этапе обучения по программе являются:

  • метод педагогического наблюдения;
  • участие в музыкальных спектаклях театра;
  • концертные выступления обучающихся.

Параметры и критерии оценивания 
уровня хореографической подготовки

Параметры

Критерии

данные

  • осанка
  • выворотность
  • танцевальный шаг
  • подъем стопы
  • гибкость
  • прыжок

Музыкально-ритмические способности

  • чувство ритма
  • координация движений:
  • нервная
  • мышечная
  • двигательная
  • музыкально-ритмическая координация

Сценическая культура

  • эмоциональная выразительность
  • создание сценического образа

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

  • Осанка. Для занятий танцами кроме хорошего физического развития необходимо выработать правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом.
  • Выворотность – способность развернуть ноги (в бедре, голени и стопе) наружу. Она зависит от двух факторов: от строения тазобедренного сустава и строения ног. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам.
  • Подъем стопы – изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема (высокий, средний, маленький) находится в прямой зависимости от строения стопы и эластичности связок.
  • Танцевальный шаг – способность свободно поднимать ногу на определенную высоту в сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих ног.
  • Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижность определяется строением и состоянием позвоночных хрящей.
  • Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц, согласованности всех частей тела (сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев).
  • Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.
  • Нервная координация определяет чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки, запоминание движения и зависит от работы зрительного и вестибулярного аппаратов.
  • Для мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
  • Двигательная координация – это процесс согласования движений тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
  • Музыкально – ритмическая координация

Это умение согласовывать движения тела во времени и пространстве под музыку.

  • Эмоциональная выразительность – это наличие актерского мастерства, умение свободно держаться на сцене.

Список литературы для педагога

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
  2. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Концепция развития дополнительного образования детей,
  4. утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа
  6. 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г.
  8. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
  9. осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  11. Краевые методические рекомендации по проектированию
  12. дополнительных общеразвивающих программ от 15 июля 2015 г. ГБОУ «ККИДППО» Краснодарского края;
  13.   Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: изд. «Искусства», 1983
  14.   БарышниковаТ. Азбука хореографии. Санкт-Петербург, 1996.
  15.   Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
  16.   Богданов Г. Самобытность русского танца. М., 2002.
  17.   Богданов Г. Хореографическое образование. М., 2001.
  18.   Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в дополнительном    образовании. – М., 1999.
  19.   Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-Пб., 2003.
  20.   Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Петровского. – М.: Педагогика.  
  21.   Заикин Н. Областные особенности русского народного танца. М., 2002.
  22. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для практических работников ДОУ. М., 2005,
  23. Климов А. Особенности русского народного танца. М., 2002.
  24. Климов А. Русский народный танец. М., 2002.
  25. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. М., 1994.
  26. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988
  27. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
  28. Федорова Г. Танцы для развития детей. М.,2000.

Источники интернет ресурсов:http://yonost.ucoz.ru/doc/programmy/sovremennyj_tanec.pdf

http://polenov.arts.mos.ru/education_activities/2222/horeograf1.php

http://www.brusnichka-gub.ru/wp-content/uploads/2014/03/

Список литературы для детей

  1. Барышникова Т. ''Азбука хореографии'' методические указания в помощь учащимся и педагогам…, СПб, 1996
  2. Коптелова Е.Д. «Игорь Моисеев – академик и философ танца». - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. – 416с.
  3. Новерр Ж.Ж. «Письма о танце»/ Пер. с фр. Под ред. А.А. Гвоздева. 2-у изд.., испр. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. – 384с.

Литература для родителей:

1.Г. Франино. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Другое ОВЗ, Развитие ребенка.

Post navigation

Личностно – ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения в дополнительном образовании.
Консультация для родителей “Учить цвета легко и весело”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022