Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Статьи

Автор: Боева Людмила Владимировна
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6"
Краткое описание работы: Над темой проблемного обучения на коррекционных занятиях я работаю первый год. Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Дата публикации: 2022-05-31 Доклад: «Использование технологии проблемного обучения на психокоррекционных занятиях». Боева Людмила Владимировна ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6" Над темой проблемного обучения на коррекционных занятиях я работаю первый год. Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Доклад: «Использование технологии проблемного обучения на психокоррекционных занятиях».

Скачать работу


Над темой проблемного обучения на коррекционных занятиях я работаю первый год.
Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Целевые ориентации проблемного обучения направлены на формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося. А так же развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка; повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, в третьих, - ее решить. Для этого их необходимо обучать видеть проблемы.
Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые я использую в своей работе.
«Посмотрите на мир чужими глазами»
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблемы- способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Выполним несложное упражнение, прочитаем детям неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары ,дороги и т.д. »
1. Задание: «Продолжи рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Аналогичных рассказов можно придумать множество, и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
2. «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир другими глазами является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.
Задание детям формулируется примерно так: представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
3. «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Иного подхода требует задание составить рассказ, имея только его окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать , а потом рассказать о том, что было в начале. Оцениваем, в первую очередь, логичность и оригинальность изложения.
«… и котенок мирно заснул на руках у Маши».
4. «Сколько значений у предмета»
Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования предмета.
Это задание позволит ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.
5. «Назовите как можно больше признаков предмета».
Задача детей: называть как можно больше возможных признаков этого предмета.
Это задание можно провести и как увлекательный конкурс.
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему зимой идет снег?» и т.д.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения, то есть развертывается следующая фаза мыслительного процесса- фаза решения проблемы. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок и гипотез. Новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей- важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счете, прогресс в любой творческой деятельности.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг?
Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.
Бывают и совершенно иные, особенные , неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса»
Приведу несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.
Упражнения на обстоятельства
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?
- ветка дерева;
-телефон;
-кукла
- книга
Очень эффективно (в плане тренировки умения выдвигать гипотезы) упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
«Найдите возможную причину события»
Друзья поссорились.
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
Дети стали больше играть во дворах.
Задания, носящие фантастический характер.
-Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов.
-Слоны стали меньше кошек.
-Люди стали в несколько раз больше или меньше, чем сейчас.

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.
Этапы постановки и решения проблемы:
1.Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
3. Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
4. Решение проблемы (выбор метода решения , фиксирование алгоритма).
5. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
Система действий учителя и учащихся на разных этапах проблемной ситуации

Этапы Действия учителя Действия учащихся
1.Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся. Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании
2.Анализ проблемной ситуации. Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия
3.Поиск решения проблемы Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы
4.Решение проблемы Координирует работу учащихся , стимулирует их деятельность Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической)
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действие контроля и оценки Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.

Встает проблема разработки методического обеспечения применения элементов проблемного обучения. Во-первых, необходимо определить реальный запас знаний школьников, являющихся опорными при изучении той или иной темы, уточнить имеющиеся пробелы.

Во-вторых, продумать систему работы по актуализации имеющихся по теме знаний, а также устранению пробелов.

В-третьих, продумать наиболее эффективный алгоритм решения проблемных ситуаций, включающий разнообразные методы и приемы работы.

Перед тем как организовать проблемное выполнение заданий, я вводила этап повторения изученного ранее материала. Именно на полученных ранее знаниях базируется выполнение того или иного нового задания. Кроме того, необходимо было актуализировать знания. Предлагаемые на данном этапе упражнения позволяли повторить изученный ранее материал, систематизировать имеющиеся знания, применить их при выполнении различных упражнений на дефектологических занятиях и на уроках.

На следующем этапе выполнялись упражнения, основное назначение которых заключалось в подчеркивании существенных свойств изучаемого понятия и акцентировании на них внимания учащихся. По сути, школьники самостоятельно в ходе практической деятельности на занятиях перечисляли основные свойства, пытались сформулировать определение, а я руководила этой деятельностью.

С помощью поставленных специальным образом вопросов, анализа материала, явлений и организации наблюдений, практической деятельности я подводила учащихся к «открытию» нового. На следующем этапе шла работа по усвоению определения. Каждое существенное свойство, используемое в определении, делалось специальным объектом усвоения. Для того чтобы показать ученикам правильное речевое оформление вывода, я давала начало логического утверждения, а школьникам предлагала его закончить.

Итак, большинство заданий и практических упражнений требовало от учащихся ответа на поставленный проблемный вопрос. При этом проблемные вопросы имели логическую связь как с ранее изученными понятиями и представлениями, так и с изучаемым на данном этапе понятием, вопросы содержали в себе познавательные трудности и видимые границы известного и неизвестного, вызывали чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным. Вопросы и задания были сложными настолько, что вызывали определенные затруднения, но в тоже время посильными для самостоятельного нахождения ответа. При выполнении упражнений обучающиеся учились выводить следствие из факта. Таким образом, использование элементов проблемного обучения, очень эффективно, так как развивает инициативу учащихся, повышает их активность и самостоятельность. Поэтому целесообразно использовать элементы проблемного изложения и частично-поисковые методы в дополнении и во взаимосвязи с традиционной методикой изучения материала, сочетая применение репродуктивных и продуктивных методов обучения. На занятиях могут использоваться проблемные вопросы и проблемные ситуации. Они, как правило, вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, так как ответ на данный вопрос не содержится в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Подобные вопросы целесообразнее задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы школьникам необходимо обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания.

Просмотреть свитедельство о публикации


Статьи Коррекционные занятия.

Post navigation

Результативный практический опыт учителя физической культуры ГОБОУ «АШИ №5» на примере анализа физкультурно-оздоровительной работы за 20202021 учебный год
Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022