Дневник исследователя рабочая тетрадь
«Развитие исследовательских навыков обучающихся с использованием рабочей тетради в рамках курса Мой Пермский край»
Приобщение к историческому прошлому Прикамья, его национальной культуре как мощному средству духовно-нравственного развития становится сегодня чрезвычайно актуально. Программа курса внеурочной деятельности «Мои открытия Пермского края» разработана для обучающихся общеобразовательных учреждений и поддерживается учебным пособием «Мой Пермский край» под авторством Н.П.Горбацевич, цель которого – изучение истории Прикамья, формирование базовых гражданских и патриотических ценностей у школьников 5-х классов.
(На слайды) Цели реализации программы:
- воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село и желающего принять активное участие в его развитии;
- формирование основ проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
- формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и современном развитии нашего края;
- учить навыкам поисковой деятельности: наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
- развивать у учащихся коммуникативные навыки и умения, учить работать в группах, координировать собственную деятельность, учить анализу и самоанализу;
- формировать устойчивый интерес и бережное отношение к историческим, культурным и природным ценностям родного края;
- создавать условия по формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием, умеющей строить позитивные межличностные отношения.)
Если говорить о функциональной грамотности, то на первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация, отвержение.
Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Во время такой деятельности у детей формируется Исследовательский интерес.
С целью организации продуктивной деятельности на занятиях курса, а также для формирования исследовательских навыков, мною была разработана рабочая тетрадь - «Дневник исследователя», в котором собраны задания, помогающие ребенку научиться видеть мини-проблему, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над индивидуальными проектами.
В начале курса обучающимся предлагается познакомиться с необходимыми аспектами проектирования: этапами проекта, паспортом проекта, требованиями к презентации, особенностям рефлексии. Здесь же, в «Дневнике исследователя», в течение изучения курса обучающиеся знакомятся с исследовательскими понятиями и терминами: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д. Дети заранее могут познакомиться с предлагаемыми темами мини-проектов на весь год, и выбрать особенно интересующую его. Вся тетрадь построена таким образом, что ее материалы не дублируют материалы учебника, а дополняют и расширяют информацию о Пермском крае. Не только текст учебника может стать основой для выполнения заданий в «Дневнике исследователя», но и дополнительная литература, интернет-источники являются пособиями для формирования самостоятельности и способности к саморазвитию ученика. «Дневник исследователя» снабжен картами, рисунками, фотографиями, таблицами, что помогает сформировать умение переводить письменный текст в графический, и наоборот. «Дневник исследователя», состоит из 6 разделов. А также, в «Дневнике исследователя» предусмотрены домашние задания и задания творческого характера.
Наполнение содержания урока осуществляется по замыслу педагога, поэтому задания в этой индивидуальной тетради не являются основным видом деятельности, а являются лишь эффективным способом систематизации имеющейся информации, сжатия и преобразования текста, проверки знаний и фиксация необходимых сведений о родном крае. Задания исследовательского характера наполняют все содержание урока. Все они составлены и разработаны на основе краеведческого компонента – истории и культуры Прикамья. Задания в «Дневнике исследователя» направлены на формирование развитие таких исследовательских умений, как: анализ проблемной ситуации; умение ставить цель; формулирование вопросов; планирование действий; отбор необходимой информации; логические умения (классификация, анализ, синтез); умение строить гипотезы и делать выводы; рефлексия; самооценка и др.
- Задания исследовательского характера при ознакомлении с материалом:
- Назовите основные части женского и мужского народного костюма народов прикамья.
- Сгруппируйте вместе все этапы по добыче соли.
- Составьте список понятий, касающихся соляного промысла.
- Расположите в определенном порядке (последовательность событий, связанных с Р.И.Мурчисоном).
- Изложите в форме схемы строение города-завода.
- Вспомните и запишите, технологию, форму, назначение гончарной посуды в Кунгуре.
- Задания исследовательского характера на понимание материала:
- Объясните причины исчезновения малых населенных пунктов в Прикамье.
- Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы коллективные народные игры не исчезли из жизни современных детей.
- Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между крестьянским домом и женским народным костюмом?
- Постройте прогноз развития (изменения) своего города.
- Дайте комментарии к положению о том, что части дома: красный угол, бабий кут, коник, голбец имели особое значение.
- Изложите иначе идею о том, что существуют традиции обустройства русского дома по сторонам света.
- Приведите пример русских народных сказок, где есть упоминание силе и ловкости богатырей.
- Задания исследовательского характера на применение материала:
- Изобразите информацию графически (схема, кластер, лента времени)
- Предложите способ, позволяющий собирать ягоды быстрее наших предков.
- Сделайте эскиз рисунка, схемы, который показывает способы уборки урожая у древних пермяков.
- Сравните быт крестьян и городских жителей, а затем обоснуйте, в чем их общность.
- Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий то, что соль можно получить только выпариванием.
- Проведите презентацию национальных блюд народов Прикамья.
- Задания исследовательского характера при анализе материала:
- Раскройте особенности татарского женского праздничного костюма.
- Проанализируйте структуру построения древних городов.
- Составьте перечень основных видов деятельности крестьян, характеризующих его связь с природой.
- Постройте классификацию древних транспортных средств.
- Найдите в тексте то, что определяет роль головного убора для женщин.
- Выявите принципы, лежащие в основе устройства крестьянского дома.
- Задания исследовательского характера при синтезе материала:
- Предложите новый вариант древнего коми-пермяцкого блюда.
- Разработайте план, позволяющий разобраться в терминологии родства (деверь, золовка, свояк…)
- Найдите необычный способ, позволяющий распределить все постройки в населенном пункте.
- Придумайте игру, которая демонстрирует силу и ловкость мальчиков.
- Предложите новую классификацию православных храмов.
- Опишите возможный сценарий развития конкретного исторического события
- Изложите в форме репортажа сведения об известной личности Прикамья.
- Задания исследовательского характера при оценке материала:
- Ранжируйте и обоснуйте, чем отличается народный костюм от современной одежды.
- Определите, какое из решений является оптимальным для выбора столицы земли Пермской
- Оцените значимость открытия нового тракта А.Бабиновым..
- Определите возможные критерии оценки творческой работы.
- Выскажите критические суждения о личности Ермака.
- Проведите экспертизу татарского народного костюма.
Простой способ развить умение видеть проблему – это научить ребенка смотреть на одни и те же объекты с разных точек зрения. Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального, использования этих предметов (Пермский звериный стиль).
Умение выдвигать гипотезу. Предположения рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных предположений рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.
Игра «Польза и опасность». Данное задание очень будет эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, предполагающей обратное действие.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
Коромысло, амулет, ушат, коса, уздечка, зыбка и т.д.
Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Умение задавать вопросы. «Угадай, о чем спросили»
Ученику, вышедшему к доске, дается карточка с вопросом. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. А остальные ученики должны назвать вопрос, который был изначально ему задан. Например: В Кунгуре жили такие ремесленники как кожевники, резчики по дереву, гончары, кузнецы, ювелиры, оружейники. Вопрос, который изначально был задан ученику: Какие ремесла были хорошо развиты в древнем Кунгуре?
Развитие интереса к познавательной деятельности. Этому помогают небольшие проекты – например, знакомство с гербами городов Пермского края, где обучающиеся не только находят описание герба, значение элементов и цветов на нем, но и сами изображают его. При знакомстве с фольклором народов Прикамья: дети ищут сказки, легенды древних пермяков, рисуют к ним иллюстрации, а потом получается целая книга, которая рассказывает о Кудым-Оше и Пере-богатыре, о Полюде, Ветлане и Вишере. Также, интерес к познавательной деятельности у обучающихся развивается, когда они рассказывают о таинственных и малознакомых местах Пермского края, например, Адово озеро или Кунгурская пещера, в стиле рекламы. Я начну, а вы продолжите: «Как?? Вы до сих пор не были в городе, название которого переводится как «ночевать в пещере»?
(На слайды) В результате освоения программы внеурочного курса обучающийся будет знать:
- больше сведений о Пермском крае и родном городе Соликамске: историю, традиции, геральдику, о замечательных людях и др.;
- основы учебно-исследовательской деятельности;
Научатся:
- вести наблюдение, поиск и сбор, описание объектов своей местности;
- выдвигать гипотезы и находить несколько вариантов решения проблемы;
- самостоятельно осуществлять поиск недостающей информации в информационном поле;