Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Статьи

Автор: Бурмантова Марина Анатольевна
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №2"
Краткое описание работы: Происходящие изменения в современном обществе требуют иного построения образовательного процесса и иного содержания образования. Акцент переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Важно сегодня развить в детях творческую инициативность, сформировать навыки ориентирования в информационном пространстве, научить реагировать на возникающие в жизни проблемы. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе  проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Дата публикации: 2022-05-17 Дневник исследователя рабочая тетрадь Бурмантова Марина Анатольевна МАОУ "Гимназия №2" Происходящие изменения в современном обществе требуют иного построения образовательного процесса и иного содержания образования. Акцент переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Важно сегодня развить в детях творческую инициативность, сформировать навыки ориентирования в информационном пространстве, научить реагировать на возникающие в жизни проблемы. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе  проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Дневник исследователя рабочая тетрадь

Скачать работу


«Развитие исследовательских навыков обучающихся с использованием рабочей тетради в рамках курса Мой Пермский край»

Приобщение к историческому прошлому Прикамья, его национальной культуре как мощному средству духовно-нравственного развития становится сегодня чрезвычайно актуально. Программа курса внеурочной деятельности «Мои открытия Пермского края» разработана для обучающихся общеобразовательных учреждений и поддерживается учебным пособием «Мой Пермский край» под авторством Н.П.Горбацевич, цель которого – изучение истории Прикамья, формирование базовых гражданских и патриотических ценностей у школьников 5-х классов.

(На слайды) Цели реализации программы:

  • воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село и желающего принять активное участие в его развитии;
  • формирование основ проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и современном развитии нашего края;
  • учить навыкам поисковой деятельности: наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
  • развивать у учащихся коммуникативные навыки и умения, учить работать в группах, координировать собственную деятельность, учить анализу и самоанализу;
  • формировать устойчивый интерес и бережное отношение к историческим, культурным и природным ценностям родного края;
  • создавать условия по формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием, умеющей строить позитивные межличностные отношения.)

Если говорить о функциональной грамотности, то на первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация, отвержение.
Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Во время такой деятельности у детей формируется Исследовательский интерес.

С целью организации продуктивной деятельности на занятиях курса, а также для формирования исследовательских навыков, мною была разработана рабочая тетрадь - «Дневник исследователя», в котором собраны задания, помогающие ребенку научиться видеть мини-проблему, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над индивидуальными проектами.

В начале курса обучающимся предлагается познакомиться с необходимыми аспектами проектирования: этапами проекта, паспортом проекта, требованиями к презентации, особенностям рефлексии. Здесь же, в «Дневнике исследователя», в течение изучения курса обучающиеся знакомятся с исследовательскими понятиями и терминами: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д. Дети заранее могут познакомиться с предлагаемыми темами мини-проектов на весь год, и выбрать особенно интересующую его. Вся тетрадь построена таким образом, что ее материалы не дублируют материалы учебника, а дополняют и расширяют информацию о Пермском крае. Не только текст учебника может стать основой для выполнения заданий в «Дневнике исследователя», но и дополнительная литература, интернет-источники являются пособиями для формирования самостоятельности и способности к саморазвитию ученика. «Дневник исследователя» снабжен картами, рисунками, фотографиями, таблицами, что помогает сформировать умение переводить письменный текст в графический, и наоборот. «Дневник исследователя», состоит из 6 разделов. А также, в «Дневнике исследователя» предусмотрены домашние задания и задания творческого характера.

Наполнение содержания урока осуществляется по замыслу педагога, поэтому задания в этой индивидуальной тетради не являются основным видом деятельности, а являются лишь эффективным способом систематизации имеющейся информации, сжатия и преобразования текста, проверки знаний и фиксация необходимых сведений о родном крае. Задания исследовательского характера наполняют все содержание урока. Все они составлены и разработаны на основе краеведческого компонента – истории и культуры Прикамья. Задания в «Дневнике исследователя» направлены на формирование развитие таких исследовательских умений, как: анализ проблемной ситуации; умение ставить цель; формулирование вопросов; планирование действий; отбор необходимой информации; логические умения (классификация, анализ, синтез); умение строить гипотезы и делать выводы; рефлексия; самооценка и др.

  1. Задания исследовательского характера при ознакомлении с материалом:
  • Назовите основные части женского и мужского народного костюма народов прикамья.
  • Сгруппируйте вместе все этапы по добыче соли.
  • Составьте список понятий, касающихся соляного промысла.
  • Расположите в определенном порядке (последовательность событий, связанных с Р.И.Мурчисоном).
  • Изложите в форме схемы строение города-завода.
  • Вспомните и запишите, технологию, форму, назначение гончарной посуды в Кунгуре.
  1. Задания исследовательского характера на понимание материала:
  • Объясните причины исчезновения малых населенных пунктов в Прикамье.
  • Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы коллективные народные игры не исчезли из жизни современных детей.
  • Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между крестьянским домом и женским народным костюмом?
  • Постройте прогноз развития (изменения) своего города.
  • Дайте комментарии к положению о том, что части дома: красный угол, бабий кут, коник, голбец имели особое значение.
  • Изложите иначе идею о том, что существуют традиции обустройства русского дома по сторонам света.
  • Приведите пример русских народных сказок, где есть упоминание силе и ловкости богатырей.
  1. Задания исследовательского характера на применение материала:
  • Изобразите информацию графически (схема, кластер, лента времени)
  • Предложите способ, позволяющий собирать ягоды быстрее наших предков.
  • Сделайте эскиз рисунка, схемы, который показывает способы уборки урожая у древних пермяков.
  • Сравните быт крестьян и городских жителей, а затем обоснуйте, в чем их общность.
  • Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий то, что соль можно получить только выпариванием.
  • Проведите презентацию национальных блюд народов Прикамья.
  1. Задания исследовательского характера при анализе материала:
  • Раскройте особенности татарского женского праздничного костюма.
  • Проанализируйте структуру построения древних городов.
  • Составьте перечень основных видов деятельности крестьян, характеризующих его связь с природой.
  • Постройте классификацию древних транспортных средств.
  • Найдите в тексте то, что определяет роль головного убора для женщин.
  • Выявите принципы, лежащие в основе устройства крестьянского дома.
  1. Задания исследовательского характера при синтезе материала:
  • Предложите новый вариант древнего коми-пермяцкого блюда.
  • Разработайте план, позволяющий разобраться в терминологии родства (деверь, золовка, свояк…)
  • Найдите необычный способ, позволяющий распределить все постройки в населенном пункте.
  • Придумайте игру, которая демонстрирует силу и ловкость мальчиков.
  • Предложите новую классификацию православных храмов.
  • Опишите возможный сценарий развития конкретного исторического события
  • Изложите в форме репортажа сведения об известной личности Прикамья.
  1. Задания исследовательского характера при оценке материала:
  • Ранжируйте и обоснуйте, чем отличается народный костюм от современной одежды.
  • Определите, какое из решений является оптимальным для выбора столицы земли Пермской
  • Оцените значимость открытия нового тракта А.Бабиновым..
  • Определите возможные критерии оценки творческой работы.
  • Выскажите критические суждения о личности Ермака.
  • Проведите экспертизу татарского народного костюма.

Простой способ развить умение видеть проблему – это научить ребенка смотреть на одни и те же объекты с разных точек зрения. Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального, использования этих предметов (Пермский звериный стиль).

Умение выдвигать гипотезу. Предположения рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных предположений рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Игра «Польза и опасность». Данное задание очень будет эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, предполагающей обратное действие.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

Коромысло, амулет, ушат, коса, уздечка, зыбка и т.д.

Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Умение задавать вопросы. «Угадай, о чем спросили»

Ученику, вышедшему к доске, дается карточка с вопросом. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. А остальные ученики должны назвать вопрос, который был изначально ему задан. Например: В Кунгуре жили такие ремесленники как кожевники, резчики по дереву, гончары, кузнецы, ювелиры, оружейники. Вопрос, который изначально был задан ученику: Какие ремесла были хорошо развиты в древнем Кунгуре?

Развитие интереса к познавательной деятельности. Этому помогают небольшие проекты – например, знакомство с гербами городов Пермского края, где обучающиеся не только находят описание герба, значение элементов и цветов на нем, но и сами изображают его. При знакомстве с фольклором народов Прикамья: дети ищут сказки, легенды древних пермяков, рисуют к ним иллюстрации, а потом получается целая книга, которая рассказывает о Кудым-Оше и Пере-богатыре, о Полюде, Ветлане и Вишере. Также, интерес к познавательной деятельности у обучающихся развивается, когда они рассказывают о таинственных и малознакомых местах Пермского края, например, Адово озеро или Кунгурская пещера, в стиле рекламы. Я начну, а вы продолжите: «Как?? Вы до сих пор не были в городе, название которого переводится как «ночевать в пещере»?

(На слайды) В результате освоения программы внеурочного курса обучающийся будет знать:

  • больше сведений о Пермском крае и родном городе Соликамске: историю, традиции, геральдику, о замечательных людях и др.;
  • основы учебно-исследовательской деятельности;

Научатся:

  • вести наблюдение, поиск и сбор, описание объектов своей местности;
  • выдвигать гипотезы и находить несколько вариантов решения проблемы;
  • самостоятельно осуществлять поиск недостающей информации в информационном поле;
Просмотреть свитедельство о публикации


Статьи Образовательный процесс.

Post navigation

Стенгазета «Весомые проблемы общества и Российской Федерации-алкоголизм и «молодой» алкоголизм»
Консультация: «Зачем детям нужно заниматься спортом — плюсы и преимущества».
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022